Комбинирование методов цветотерапии, арт-терапии и арт-педагогики
Конференция: XLI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Медицинская психология
XLI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Комбинирование методов цветотерапии, арт-терапии и арт-педагогики
Аннотация. В данной статье рассматривается возможность коррекции психосоматических заболеваний с помощью художественно-эстетических средств и методов, соединяя достижения цветотерапии, арт-терапии и арт-педагогики.
Ключевые слова: эмоциональный фон; биоритмы; цвет; цветоощущение; физиологические параметры; цветотерпия; хромопунктура; арт-терапия; арт-педагогика; искусство; психосоматические заболевания; абилитация; реабилитация; художественно-эстетические средства; художественные изобразительные материалы.
В настоящее время широкую распространенность приобрели психосоматические расстройства, распространенность которых достигает 60% среди населения России в целом, при этом, доля таких заболеваний растет во всем мире. В то же время известно, что большую роль в абилитации и реабилитации людей с психосоматическими заболеваниями играет комбинированное использование методик, в том числе арт-терапевтических [1, 2, 4].
Однако, в настоящее время степень влияния художественно-эстетических средств и методов в норме и при патологии недостаточно изучена в различных группах людей. Так например, в научной литературе практически нет данных об эффективности воздействия арт-терапевтических методик на людей с различным образом жизни, воспитанием и этно-культурным наследием, не описаны возможности нормализации психо-соматического состояния среди людей разных профессий [3, 5, 6].
В связи с этим, целью нашего исследования является изучение влияние цвета и арт-терапевтичесих методик на состояние человека в норме и при патологии, в том числе в разных группах людей (студенты, преподаватели, практикующие специалисты).
Арт-терапия, в широком смысле, − это метод лечения при помощи искусства, возникла сравнительно недавно. В научных исследованиях последних лет показано, что арт-терапия очень эффективна при избавлении человека от травмирующих ситуаций, а также при лечении психосоматических заболеваний путем активизации творческих процессов [1, 7].
Но гораздо раньше арт-терапии в медицине использовалась цветотерапия (рис. 1).
Лечебные свойства цвета были известны давно. Цветотерапию широко применяли в Древнем Китае, Древней Индии, Древнем Египте, используя натуральные прозрачные и полупрозрачные цветные минералы. В Европе интерес к цветотерапии появился после появления недорогого разноцветного стекла, а в России в 1891 году для лечебных целей был предложен рефлектор с синей электрической лампочкой, или «лампа Минина». Действию цвета на психоэмоциональное состояние человека посвящен ряд работ В.М. Бехтерева (1916) [4, 5].
Рисунок 1. Взаимосвязь между научными школами
Специалистами в области цветотерапии [3, 4, 5] показано, что все цвета видимого светового излучения вызывают определенные биохимические реакции в системе фоторецепторов сетчатки глаза, в результате которых там формируются нейронные (электрические) импульсы строго определенной модальности, которые передаются по зрительным нервам в центральную нервную систему (затылочная кора головного мозга) (рис. 2).
Рисунок 2. Формулировка авторской идеи
В нейронах зрительной коры головного мозга под действием зрительных импульсов происходят различные переключения на ассоциативные волокна с другими отделами коры, что в конечном итоге и формирует определенное цветоощущение. Поэтому цветоощущение – это реакция определенных отделов центральной нервной системы человека на строго определенные физические импульсы, вызванные световым спектром на сетчатке глаза.
Учитывая, что эмоции человека формируются путем взаимодействия различных отделов коры головного мозга, подкорковых структур, вегетативных центров и ядер ствола мозга, то можно утверждать, что влияние цветов на эмоциональную сферу и психологию человека весьма обширно.
За счет влияния на вегетативную нервную систему различные цвета оказывают то или иное влияние на такие физиологические параметры как уровень (концентрация) гормонов и нейромедиаторов в крови, частота сердечных сокращений (ЧСС), уровень артериального давления (АД), уровень мышечного тонуса, глубина и частота дыхательных движений, тонус бронхов и гладкомышечных органов и др.
Достоверно установлено, что за счет влияния на нейроэндокринную систему человека различные цвета оказывают влияние на секрецию практически всех нейропептидов энкефалины, эндорфины), что приводит к соответствующим биологическим эффектам. За счет влияния на высшую нервную деятельность цвета могут регулировать биоритмы, эмоциональный фон, уровень бодрствования, скорость реакции, запоминание информации и прочие процессы.
Особым направлением цветотерапии является хромопунктура, при которой осуществляется точечное воздействие цветом на биологически активные точки человека.
Помимо цветотерапии, в числе активно развивающихся сегодня областей междисциплинарного характера рассмотрения вопросов развития человека находятся арт-педагогика и арт-терапия.
В представлении педагогов медицинская практика использования психологии искусства (арт-терапии) реализуется в основном на этапе реабилитации индивида и его вторичной социальной адаптации, а педагогическая практика использует компенсаторные, катарсические и коммуникативные функции искусства на этапе профилактики тенденций эмоциональной иррегуляции, сенсорной истощённости или при гиперактивности и синдроме эмоциональной неустойчивости человека [1, 2, 3, 6].
Предметом арт-педагогики является становление человека средствами искусства и художественной деятельности в образовательном пространстве. В задачи арт-педагогики, как отдельного самостоятельного направления педагогической науки, входит прежде всего комплексное описание и интерпретация механизмов влияния искусства и художественной деятельности на человека в образовательном пространстве, воспитание, развитие и обучение человека. В этой сфере накоплен огромный дидактический материал [7, 8, 9, 10].
Профессиональными задачами арт-терапии являются прежде всего лечебные воздействия на психику (избавление человека от различных эмоциональных, личностных, социальных проблем), психокоррекция (исправление особенностей психологического развития, формирование нужных психологических качеств, повышение уровня адаптации к изменяющимся условиям и др.) и психопрофилактика (предотвращение нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчение острых психотравматических реакций) [2, 3, 6].
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, мы решили соединить достижения трех направлений (цветотерапии, арт-терапии и арт-педагогики) в единую систему (рис. 3) с целью комплексного воздействия на психоэмоциональную сферу человека и разработали 2 алгоритма.
Рисунок 3. Гипотеза
По нашему замыслу, возможно использование аппарата для проведения цветотерапии (Ирис-М, ГЕСКА-ПЦ, Ультрамарин, Цветоритм и др) с методиками, которые хорошо зарекомендовали себя в арт-терапии и арт-педагогике (рис. 4 и рис. 5).
Рисунок 4. Алгоритм 1.
Рисунок 5. Алгоритм 2.
Таким образом, изучение научной литературы в области медицины, педагогики и психологии, показывает, что потенциал воздействия искусства, цвета, образов, звуков на мироощущение и здоровье человека огромен и требует детального дальнейшего изучения, особенно в случае влияния цвета и художественно-эстетических средств на людей с различными психосоматическими отклонениями.
В нашей дальнейшей работе планируется реализация разработанных алгоритмов и детальное изучение данной темы в группах абитуриентов, студентов и аспирантов различного возраста и национальности, обучающихся на различных факультетах Российского университета дружбы народов (РУДН), а также, в группах преподавателей и специалистов сервисных департаментов университета.