Статья:

Комбинирование методов цветотерапии, арт-терапии и арт-педагогики

Конференция: XLI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Медицинская психология

Выходные данные
Лобаева Т.А., Катханова Ю.Ф. Комбинирование методов цветотерапии, арт-терапии и арт-педагогики // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLI междунар. науч.-практ. конф. — № 7(41). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 55-63.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Комбинирование методов цветотерапии, арт-терапии и арт-педагогики

Лобаева Татьяна Александровна
магистрант, Московский педагогический государственный университет, канд. биол. наук, доцент РУДН, РФ, г. Москва
Катханова Юлия Фёдоровна
док. пед. наук, профессор, Московский педагогический государственный университет, РФ, г Москва

 

Аннотация. В данной статье рассматривается возможность кор­рекции психосоматических заболеваний с помощью художественно-эстетических средств и методов, соединяя достижения цветотерапии, арт-терапии и арт-педагогики.

 

Ключевые слова: эмоциональный фон; биоритмы; цвет; цвето­ощущение; физиологические параметры; цветотерпия; хромопунктура; арт-терапия; арт-педагогика; искусство; психосоматические заболе­вания; абилитация; реабилитация; художественно-эстетические средства; художественные изобразительные материалы.

 

В настоящее время широкую распространенность приобрели психо­соматические расстройства, распространенность которых достигает 60% среди населения России в целом, при этом, доля таких заболеваний растет во всем мире. В то же время известно, что большую роль в абилитации и реабилитации людей с психосоматическими заболева­ниями играет комбинированное использование методик, в том числе арт-терапевтических [1, 2, 4].

Однако, в настоящее время степень влияния художественно-эстетических средств и методов в норме и при патологии недостаточно изучена в различных группах людей. Так например, в научной лите­ратуре практически нет данных об эффективности воздействия арт-терапевтических методик на людей с различным образом жизни, воспитанием и этно-культурным наследием, не описаны возможности нормализации психо-соматического состояния среди людей разных профессий [3, 5, 6].

В связи с этим, целью нашего исследования является изучение влияние цвета и арт-терапевтичесих методик на состояние человека в норме и при патологии, в том числе в разных группах людей (студенты, преподаватели, практикующие специалисты).

Арт-терапия, в широком смысле, − это метод лечения при помощи искусства, возникла сравнительно недавно. В научных исследованиях последних лет показано, что арт-терапия очень эффективна при избавлении человека от травмирующих ситуаций, а также при лечении психосоматических заболеваний путем активизации творческих процессов [1, 7].

Но гораздо раньше арт-терапии в медицине использовалась цвето­терапия (рис. 1).

Лечебные свойства цвета были известны давно. Цветотерапию широко применяли в Древнем Китае, Древней Индии, Древнем Египте, используя натуральные прозрачные и полупрозрачные цветные минералы. В Европе интерес к цветотерапии появился после появления недорогого разноцветного стекла, а в России в 1891 году для лечебных целей был предложен рефлектор с синей электрической лампочкой, или «лампа Минина». Действию цвета на психоэмоциональное состояние человека посвящен ряд работ В.М. Бехтерева (1916) [4, 5].

 

Рисунок 1. Взаимосвязь между научными школами

 

Специалистами в области цветотерапии [3, 4, 5] показано, что все цвета видимого светового излучения вызывают определенные биохими­ческие реакции в системе фоторецепторов сетчатки глаза, в результате которых там формируются нейронные (электрические) импульсы строго определенной модальности, которые передаются по зрительным нервам в центральную нервную систему (затылочная кора головного мозга) (рис. 2).

 

Рисунок 2. Формулировка авторской идеи

 

В нейронах зрительной коры головного мозга под действием зрительных импульсов происходят различные переключения на ассоциативные волокна с другими отделами коры, что в конечном итоге и формирует определенное цветоощущение. Поэтому цветоощущение – это реакция определенных отделов центральной нервной системы человека на строго определенные физические импульсы, вызванные световым спектром на сетчатке глаза.

Учитывая, что эмоции человека формируются путем взаимодей­ствия различных отделов коры головного мозга, подкорковых структур, вегетативных центров и ядер ствола мозга, то можно утверждать, что влияние цветов на эмоциональную сферу и психологию человека весьма обширно.

За счет влияния на вегетативную нервную систему различные цвета оказывают то или иное влияние на такие физиологические параметры как уровень (концентрация) гормонов и нейромедиаторов в крови, час­тота сердечных сокращений (ЧСС), уровень артериального давления (АД), уровень мышечного тонуса, глубина и частота дыхательных движений, тонус бронхов и гладкомышечных органов и др.

Достоверно установлено, что за счет влияния на нейро­эндокринную систему человека различные цвета оказывают влияние на секрецию практически всех нейропептидов энкефалины, эндорфины), что приводит к соответствующим биологическим эффектам. За счет влияния на высшую нервную деятельность цвета могут регулировать биоритмы, эмоциональный фон, уровень бодрствования, скорость реакции, запоминание информации и прочие процессы.

Особым направлением цветотерапии является хромопунктура, при которой осуществляется точечное воздействие цветом на биологи­чески активные точки человека.

Помимо цветотерапии, в числе активно развивающихся сегодня областей междисциплинарного характера рассмотрения вопросов развития человека находятся арт-педагогика и арт-терапия.

В представлении педагогов медицинская практика использования психологии искусства (арт-терапии) реализуется в основном на этапе реабилитации индивида и его вторичной социальной адаптации, а педа­гогическая практика использует компенсаторные, катарсические и коммуникативные функции искусства на этапе профилактики тенденций эмоциональной иррегуляции, сенсорной истощённости или при гипер­активности и синдроме эмоциональной неустойчивости человека [1, 2, 3, 6].

Предметом арт-педагогики является становление человека сред­ствами искусства и художественной деятельности в образовательном пространстве. В задачи арт-педагогики, как отдельного самостоятельного направления педагогической науки, входит прежде всего комплексное описание и интерпретация механизмов влияния искусства и худо­жественной деятельности на человека в образовательном пространстве, воспитание, развитие и обучение человека. В этой сфере накоплен огромный дидактический материал [7, 8, 9, 10].

Профессиональными задачами арт-терапии являются прежде всего лечебные воздействия на психику (избавление человека от различных эмоциональных, личностных, социальных проблем), психокоррекция (исправление особенностей психологического развития, формирование нужных психологических качеств, повышение уровня адаптации к изменяющимся условиям и др.) и психопрофилактика (предотвращение нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облег­чение острых психотравматических реакций) [2, 3, 6].

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, мы решили соединить достижения трех направлений (цветотерапии, арт-терапии и арт-педагогики) в единую систему (рис. 3) с целью комплексного воздей­ствия на психоэмоциональную сферу человека и разработали 2 алгоритма.

 

Рисунок 3. Гипотеза

 

По нашему замыслу, возможно использование аппарата для проведения цветотерапии (Ирис-М, ГЕСКА-ПЦ, Ультрамарин, Цветоритм и др) с методиками, которые хорошо зарекомендовали себя в арт-терапии и арт-педагогике (рис. 4 и рис. 5).

 

Рисунок 4. Алгоритм 1.

 

Рисунок 5. Алгоритм 2.

 

Таким образом, изучение научной литературы в области медицины, педагогики и психологии, показывает, что потенциал воздействия искусства, цвета, образов, звуков на мироощущение и здоровье чело­века огромен и требует детального дальнейшего изучения, особенно в случае влияния цвета и художественно-эстетических средств на людей с различными психосоматическими отклонениями.

В нашей дальнейшей работе планируется реализация разработанных алгоритмов и детальное изучение данной темы в группах абитуриентов, студентов и аспирантов различного возраста и национальности, обу­чающихся на различных факультетах Российского университета дружбы народов (РУДН), а также, в группах преподавателей и специалистов сервисных департаментов университета.

 

Список литературы:
1. Тарарина Е. Практикум по арт-терапии в работе с детьми (Библиотека Арт терпевта). − Москва: ООО «Вариант», 2019. − 250 с.
2. Сыченкова Л.А. Риски арт-терапии для инвалидов и музеев: опыт осмысления российской теории и практики // Вопросы музеологии. Издательство: Санкт-Петербургский государственный университет. – 2017. – № 1(15). – С. 17-31. 
3. Нормативный документ по регулированию профессиональной психотера-певтической и психологической деятельности в сфере арт-терапии (арт психотерапии). Стандарт профессиональной психотерапевтической (психологической) помощи в сфере арт-терапии (арт-психотерапии) / Под общ. ред. Копытина А.И. – СПб.-М., 2018. – 100 с.
4. Андрэ Н. Практическая психология цвета / Н. Андрэ, С. Некрасова. − М.: ПрофитСтайл, 2018. − 224 c.
5. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности: моногр. / В.М. Бехтерев. − М.: СПб: Алетейя, 2017. − 510 c.
6. ОТЧЕТ ФГБУ ФБ МСЭ «Актуализация и разработка стандартов по орга-низации основных направлений реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности (социокультурная реабилитация)». − Москва, 2016. − 48 с.
7. Куташов В.А., Лаптева И.В. Анализ эффективности использования методов арт-терапии в психологической коррекции страхов у детей 5-9 лет / В.А. Куташев, И.В. Лаптева // Молодой ученый. − 2016. − № 1. − С. 653-655.
8. Катханова Ю.Ф. Юэ Дун. Формирование способности гармоничного цветового восприятия / Преподаватель XXI век. − № 3. − Ч. 1. − Москва, 2016. − С. 204-212 (Журнал ВАК).
9. Катханова Ю.Ф., Дун Юэ. Критерии гармоничного цветового восприятия / Ж. Преподаватель XXI век. − № 1. − Ч. 2. − Москва, 2016. − С. 193-199 (Журнал ВАК).
10. Катханова Ю.Ф. Проблема формирования художественного восприятия детей в изобразительной деятельности [Текст] / Ю.Ф. Катханова, Н.А. Федотова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 6 нояб. 2016 г.) ЦНС «Интерактив плюс», 2016.