Статья:

Влияние кибераддикции на развитие общества

Конференция: XL Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Шайдуллина Ч.Р., Юсупова Г.В. Влияние кибераддикции на развитие общества // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XL междунар. науч.-практ. конф. — № 6(40). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 27-32.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние кибераддикции на развитие общества

Шайдуллина Чулпан Расимовна
магистрант Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова, РФ, Республика Татарстан, г. Казань
Юсупова Гузель Валиевна
канд. психол. наук, доцент Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова, РФ, Республика Татарстан, г. Казань

 

THE IMPACT OF CYBERADDICTION ON THE DEVELOPMENT OF SOCIETY

 

Chulpan Shaidullina

Master Student of Kazan Innovation University named after V.G. Timiryasova, Russia, Republic of Tatarstan, Kazan

Guzel Yusupova

Cand. psychol. sciences, associate professor Kazan Innovation University named after V.G. Timiryasova, Russia, Republic of Tatarstan, Kazan

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию влияния продуктов игровой индустрии как на личность, так и на общество. Для полного исследования обозначаются истоки такого явления, как компьютерные игры. После этого просматривается темп роста «игроков». Определив наличие большого количества людей, увлекающихся играми, ставится тезис о вреде компьютерных игр по ряду причин. Просмотрев положительные воздействия игр на личность, авторы утверждают наличие благих сторон у данного действа. В завершение ставится вопрос об истинном влиянии продуктов игровой индустрии на социум, а также о последствии этого влияния.

Abstract. The article is dedicated to exploring the impact of gaming industry products on both the individual and society. For a full study, the origins of a phenomenon such as computer games are indicated. After that, the growth rate of "players" is viewed. Having determined the presence of a large number of people who are interested in games, a thesis is made about the harm of computer games for a number of reasons. After reviewing the positive effects of games on the personality, the authors claim the presence of good sides in this action. In conclusion, the question is raised about the true impact of the products of the gaming industry on society, as well as about the consequence of this influence.

 

Ключевые слова: компьютерные игры; общество; компьютерные технологии; интернет; кибер-аддикция.

Keywords: computer games; society; computer technology; internet; cyber-adaptation.

 

Роль компьютерных игр в настоящее время трудно отрицать, потому что в XXI веке людей, предпочитающих пассивный отдых активному и проводящих свободное время, сидя за компьютером, не сосчитать.

Кибераддикция относится к группе нехимических аддикций и входит в состав более широкого термина «компьютерная зависимость», включающего в себя большое количество проблем аддиктивного поведения и контроля над влечениями. Компьютерная зависимость – это психологическая зависимость от виртуальной среды, созданной посредством электронных, цифровых, компьютерных, интернет технологий. Термин «компьютерная зависимость» (от англ. «computer addiction») означает болезненное пристрастие человека к любой активности за компьютером. Это может быть работа, игра, общение в социальных сетях и т.д. [3].

Другими словами, кибераддикция (или игровая компьютерная зависимость) – это форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми.

Кибераддикция делится в зависимости от вида компьютерных игр. На сегодняшний день существует единая классификация игр, разработанная психологом О. Г. Шмелевым [4]. Однако, из-за отсутствия новых видов игр, это скорее жанровая, чем психологическая классификация.

Как и другие, компьютерная зависимость – это аддиктивное поведение, которое характеризуется желанием выйти из реальной жизни, трансформируя эмоционально-психическое состояние. Тяжелые повседневные заботы вытесняются на задний план, человек получает удовольствие, может управлять своей реальностью, создавать ее. Работа психики тормозится [5].

Ученые, занимающиеся проблемой кибер-аддикции, схожи в определении признаков игровой зависимости. К данным признакам относятся: чрезмерно большое количество времени, проведенное за игрой; расстановка приоритетов в пользу игры, человек забрасывает учебу, работу, домашние дела для того, чтобы провести больше времени в игре, отсюда появляются проблемы в общении с близкими, коллегами или сверстниками; нет контроля над временем, проведенным за игрой; человек злится и раздражается, если не может провести время за компьютером или, когда его отвлекают от процесса игры.

Как уже было сказано, число людей, которых затянули компьютерные игры, растёт в геометрической прогрессии.

Для доказательства этого утверждения была составлена диаграмма темпа роста сторонников виртуальных развлечений. Результат дал нам понять, что с постепенным переходом к информационному обществу идёт глобальное увеличение «кибер-аддиктов» (см. рисунок 1).

 

Рисунок 1. Темп роста сторонников (кибер-аддиктов) компьютерных игр

 

Стоит заметить, что за обществом стоит определенный индивидуум, по этой причине говоря о воздействии на общество, не стоит забывать, что оно происходит и на каждого отдельного человека. Тем не менее столь высокий темп не означает наличие только позитивных факторов у продуктов игровой индустрии. При всей своей заманчивости игры имеют множество ярко выраженных минусов.

Киберзависимым людям присущи заметные перепады в настроении и поведении. Особенно заметно это в сравнении с показателями в «жизни» и в сети. Наблюдаются исключения и полное равнодушие к семейной жизни, механическое выполнение семейных обязанностей, постоянное бегство в компьютерную жизнь. Последняя кажется им лучше, более интересной, яркой, эмоционально насыщенной, дает спектр возможностей для реализации тайных желаний и фантазий, особенно тех, которые осуждаются обществом и вызывают чувство стыда. Также отмечается потеря интереса к сексуальным отношениям, снижение либидо, вялость, отсутствие энтузиазма. Сексуальная жизнь кажется постной и однообразной. В таком состоянии возможно сокрытие от домашних счетов за дополнительные услуги в сети, телефонные звонки, изменение паролей на отдельные ресурсы или весь компьютер. Присущи скрытность и ложь. Попытки получить доступ окружающих к компьютеру или телефону вызывает бурную негативную реакцию [5]. Для отчетливого формулирования пунктов, которое отражают негативное воздействие игр как на определенного человека, так и на общество в целом, потребовалось обратиться к научным трудам московского психолога Игоря Владимировича Бурлакова. Его материалы были посвящены не только лишь тенденциям раскручивания компьютерных игр, их взаимосвязи с культурой прошлого и настоящего, но и, что самое немало важное, психологическим корням, которые питают данный феномен, и последствиям компьютерной «игромании» [1].

Соединив размышления данного специалиста с собственным опытом, стоит обозначить определенные негативные последствия продуктов игровой индустрии:

1. Подрыв здоровья. Находясь длительное время перед компьютерным монитором в положении сидя, человек может заработать искривление позвоночника, а также болезни глаз, в том числе проблемы с кровообращением.

2. Повышенная агрессивность. Игры-шутеры в своём основании могут расстроить инстинкты человека, в результате чего конкретный индивидуум уже не будет до конца осознавать, где кончается грань между игровой радостью и угаром, и начинаются реалии жизни, в которой различные проблемы не решаются с помощью насилия и кровопролития.

3. Игровая зависимость. Подобно  алкогольной или наркотической зависимости  компьютерные игры завлекают человека, погружая его полностью и целиком в себя.

4. Социальная изоляция. Применяя компьютерные игры для отдыха, человек рискует видоизмениться не только внешне, но и внутренне. Сам того не замечая, он сужает круг своего общения до тех, от кого ему будет польза в дальнейших игровых завоеваниях. Также он абстрагируется от общества, вожделея остаться один на один со своими кибер- потребностями.

Изложенное выше позволяет сделать вывод:

Нельзя отрицать наличие глобальной проблемы общества - формирование психической зависимости от компьютерных технологий, в том числе от компьютерных игр и интернета. Привлекательность компьютерных игр почувствовал на себе уже каждый владелец персонального компьютера или мобильного телефона. На сегодняшний день кибер-аддикция уже не является чем-то необычным, выходящим за рамки понимания, однако, как и любая зависимость, остается, безусловно, явлением опасным. Поэтому внимательно изучается в таких науках как социология, психология, психиатрия, патопсихология. С каждым днем число фанатов компьютерных игр угрожающе увеличивается. В основе подобной патологии лежат внутриличностные проблемы и переживания.

 

Список литературы:
1. Азарова, Р.И. Досуг современной молодежи//Внешкольник. М.: Смысл, 2017. – 128 с. 
2. Акопов, А.Ю. Лечение игровой зависимости. Психотерапевтический метод контраддиктивной стимуляции. СПб.: Речь, 2016 – 203 с.
3. Войскунский, А. Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции // Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии. М.: Экопсицентр РОСС, 2016. – С. 70-71.
4. Евстегнеева, Ю.М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте: дис. канд. псих, наук: М.: Смысл, 2016. - 200 с.
5. Егоров А. Ю. К вопросу о новых теоретических аспектах аддиктологии, Казань: Школа. 2016. - С. 56-59
6. Книжникова, С.В. Компьютерные игры как фактор формирования агрессивных и аутоагрессивных установок личности подростка, научно- методический электронный журнал «Концепт». № 24., 2018. - С. 80-86
7. Шапкин С. А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал. – 1999. – Т. 20. – №1. – С. 86–102.