Статья:

Влияние синдрома дефицита внимания и гиперактивности к подготовке к школе

Конференция: XXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная психология

Выходные данные
Исраилова Ч.Э. Влияние синдрома дефицита внимания и гиперактивности к подготовке к школе // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 9(33). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 35-38.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние синдрома дефицита внимания и гиперактивности к подготовке к школе

Исраилова Чолпон Эрмековна
студент, Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Ставрополь

 

The effect of attention deficit disorder and hypereactivity in preparing for school

 

Cholpon Israilova

Student, North Caucasian Federal University, Russia, Stavropol

 

Аннотация. Данная статья посвящена влиянию синдрому дефицита внимания и гиперактивности и его к подготовке в школу. В данной статье рассматривается понятие дефицита внимания и гиперактивности, также приведены данные об исследовании Стэнфордского университета о взаимосвязи синдрома дефицита внимания и гиперактивности к подготовке в школу.

Abstract. This article is devoted to the influence of attention deficit hyperactivity disorder and its preparation for school. This article discusses the concept of attention deficit hyperactivity disorder, also provides data on a study at Stanford University on the relationship of attention deficit hyperactivity disorder to school preparation.

 

Ключевые слова: гипереактивность; дефицит внимания; школа.

Keywords: hypereactivity; attention deficit; school.

 

Описания неугомонных, невнимательных, непослушных, импульсивных детей, доставляющих взрослым множество хлопот, появились в клинической литературе уже более века назад. Таких детей называли гиперактивными, гиперкинетическими, страдающими минимальной мозговой дисфункцией.

В последнее время вследствие широкой распространенности синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики. 

Дефицит внимания - неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени.

Гиперактивность - чрезмерная активность, слабый контроль побуждений [1].

Синдрому дефицита внимания и гиперактивности сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, как следствие, специфические трудности обучения. У детей с СДВГ проявляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности. Большинству из них присущи слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях. 

Дошкольники с симптомами синдрома дефицита внимания и гиперактивности гораздо реже, чем другие дети их возраста, готовы к школе, обнаружило новое исследование из Медицинской школы Стэнфордского университета.

«Мы были очень удивлены количеством детей в группе СДВГ, которые не были готовы к школе. Семьдесят девять процентов детей с СДВГ имели нарушенную школьную готовность по сравнению с 13 процентами детей в контрольной группе, показало исследование. Это действительно большое число», - сказал старший автор исследования, доктор медицинских наук, доцент педиатрии Ирен Ло [2].

Основные симптомы СДВГ - невнимательность, гиперактивность и импульсивность - могут быть нормальными у малышей, и эти формы поведения иногда сохраняются до дошкольного возраста даже у детей, которые в конечном итоге не будут соответствовать диагностическим критериям СДВГ. Это затрудняет диагностику данного расстройства у дошкольников. «Многие из этих детей не идентифицируются, пока у них действительно не возникнет много проблем в школьной обстановке», - сказала Ирен Ло.

В исследование были включены 93 ребенка, все из которых были в возрасте 4-5 лет. Почти все они посещали или в настоящее время посещают дошкольные учреждения, а некоторые-детские сады. В группу СДВГ вошли 45 детей, у которых ранее было диагностировано данное расстройство или которые были идентифицированы своими родителями как имеющие значительный уровень симптомов СДВГ. Группу сравнения составили 48 детей без СДВГ. Исследователи протестировали всех детей, чтобы подтвердить их уровень симптомов СДВГ.

Исследователи провели тесты и провели анкетирование родителей для измерения пяти областей функционирования детей: физическое благополучие и моторное развитие; социальное и эмоциональное развитие; подходы к обучению; развитие языка; а также познание и общие знания. «Подходы к обучению» включали в себя показатели исполнительской функции, которая представляет собой способность человека расставлять приоритеты в действиях и задачах, осуществлять самоконтроль для регуляции поведения и достижения долгосрочных целей.

Дети считались нарушенными в той или иной области функционирования, если их оценочные баллы в этой области были более чем на одно стандартное отклонение хуже среднего балла для их возраста. Они считались неготовыми к школе, если они были нарушены в двух или более из пяти областей функционирования, измеренных в исследовании.

Дети с СДВГ были не более склонны, чем их сверстники, демонстрировать нарушения в области когнитивных и общих знаний, показало исследование. Эта область включает в себя IQ и, что немаловажно, знания, которые люди традиционно ассоциируют с готовностью к детскому саду, такие как способность идентифицировать буквы, цифры, формы и цвета.

Но дети с СДВГ были гораздо более склонны, чем их сверстники, бороться во всех четырех других измеренных областях. Они были в 73 раза чаще, чем дети без СДВГ, подвержены нарушениям в подходах к обучению; более чем в семь раз чаще имели нарушения социального и эмоционального развития; в шесть раз чаще имели нарушения речевого развития; и в три раза чаще имели нарушения физического благополучия и моторного развития.

«Эта оценка была шире, чем другие меры по обеспечению готовности к школе, которые исследователи использовали в прошлом. Мы рассмотрели многие аспекты ребенка более всесторонне»,- сказала Ирен Ло, добавив, что подходы к обучению или исполнительная функция как компонент готовности к школе были особенно недостаточно изучены [2].

Полученные результаты свидетельствуют о том, что выявление и оказание помощи дошкольникам со значительным уровнем симптомов СДВГ может уменьшить их трудности в начальной школе.

«Мы должны помочь врачам общей педиатрии выяснить, как они могут отмечать детей, которые могут подвергаться риску неудачи в школе», - сказала Ирен Ло [2].

Семьи также нуждаются в улучшении доступа к поведенческой терапии для дошкольников с СДВГ, которая не всегда доступна или покрывается страховкой, хотя она рекомендуется в качестве первой линии лечения СДВГ для этой возрастной группы, добавила она.

«Очень важно думать о том, как мы можем предоставлять услуги маленьким детям с СДВГ или тем, кто находится в группе высокого риска по диагностике», - сказала она [2].

Таким образом, гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Для детей с этим синдромом характерны чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. Нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей. Они стараются избежать заданий, требующих длительных умственных усилий. Все это мешает детям в подготовке к школе.

 

Список литературы:
1. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2002 — 128 с. 
2. Hannah T. Perrin, Nicole A. Heller, Irene M. Loe. School Readiness in Preschoolers With Symptoms of Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder. Pediatrics, 2019. URL// https://www.sciencedaily.com/releases/2019/07/190722085826.htm