Статья:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Конференция: XCVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Психология развития, акмеология

Выходные данные
Сездина В.М. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XCVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 7(98). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Сездина Виктория Михайловна
студент, Витебский государственный университет им П. М. Машерова Республика Беларусь, г. Витебск
Виноградова Светлана Александровна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры психологии, Витебский государственный университет им П. М. Машерова, Республика Беларусь, г. Витебск

 

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF CHARACTER ACCENTUATIONS IN OLDER ADOLESCENTS

 

Victoria Sezdina

Student, P.M. Masherov Vitebsk State University, Republic of Belarus, Vitebsk

Svetlana Vinogradova

Supervisor, Senior Lecturer at the Department of Psychology, P.M. Masherov Vitebsk State University, Republic of Belarus, Vitebsk

 

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию методов и результатов диагностики акцентуаций характера у старших подростков. Автор статьи рассматривает психологические особенности данного возраста и важность выявления акцентуаций характера для понимания поведенческих и эмоциональных проявлений подростков. В статье освещаются различные подходы к диагностике акцентуаций характера, их влияние на взаимоотношения с окружающими, а также возможные пути коррекции и развития личности. Результаты исследования могут помочь специалистам и родителям эффективнее поддерживать и помогать старшим подросткам в их развитии и взаимодействии с окружающим миром.

Abstract. This article is devoted to the study of methods and results of diagnostics of character accentuations in older adolescents. The author of the article consider the psychological characteristics of this age and the importance of identifying character accentuations for understanding the behavioral and emotional manifestations of adolescents. The article highlights various approaches to the diagnostics of character accentuations, their influence on relationships with others, as well as possible ways of correction and development of personality. The results of the study will help specialists and parents to more effectively support and help older teenagers in their development and interaction with the world around them.

 

Ключевые слова: акцентуации характера, старшие подростки, эмоциональное состояние, старшие подростки, школьная среда.

Keywords: character accentuations, older teenagers, emotional state, older teenagers, school environment.

 

Проблема акцентуации характера у подростков является актуальной научно-практической проблемой социальной психологии. Это обусловлено, во-первых, тем, что формирование новых рыночных отношений в нашей стране ведет к преобразованию важнейших институтов социализации - семьи, школы, прежде всего, отражаясь на вступающем в жизнь поколении, от которого зависит будущее нашего общества, его духовное и нравственное благополучие, культурное и экономическое развитие. Молодое поколение особенно остро и болезненно реагирует на социальную обстановку. В этой ситуации молодежи нужна особая психологическая и педагогическая поддержка. Психологу необходимо владеть фактическим материалом о причинах, последствиях и особенностях протекания девиантного поведения у школьников разного возраста и на его основе реализовать технологии по формированию не конфликтной культуры молодого поколения. Во-вторых, это обусловлено недостаточным количеством работ среди отечественных исследователей, посвященных теме акцентуации характера у подростков, причин их возникновения и способов преодоления.

Цель исследования: определить ведущий тип акцентуации характера старших подростков и на основе полученных данных разработать практические рекомендации.

Материал и методы: Исследование проводилось с учащимися девятых классов ГУО «Средняя школа №15 имени В.Ф. Маргелова» г. Новополоцка.

Использовали: методику типов акцентуаций Х. Шмишека по типологии К. Леонгарда. В исследовании приняли участие 38 учеников.

Результаты и их обсуждения. Результаты исследования типов акцентуаций представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Степень выраженности типов акцентуаций характера у старших подростков (%)

Типы акцентуаций

Степень выраженности в %

Гипертимный

39,4

Эмотивный

31,5

Застревающий

5,2

Тревожный

2,6

Циклотимический

23,6

Демонстративный

5,2

Дистимический

0

Педантичный

0

Экзальтированный

28,9

Возбудимый

26,6

 

Как видно из таблицы 1, в данной выборке преобладает гипертимный (39.4%) и эмотивный (31.5%) типы акцентуаций, что свидетельствует о том, что для большинства учащихся в первом случае характерны чрезвычайная контактность в разных слоях общества, оживленность, словоохотливость, уверенность в себе, склонность к риску, предприимчивость, свойственно некоторое легкомыслие, лидеры в компании. Для учащихся с данным преобладающим типом акцентуации соответствует синтонность – умение настроиться на волну другого человека, умение выслушать, почувствовать, понять, они легки в общении, склонны к индивидуальному общению. Производят впечатление малообщительных, сдержанных, но это внешне. Повышенная чувствительность и глубина переживаний в области тонких эмоций, связанных с проявлениями душевности, гуманности и отзывчивости.

У нескольких человек из группы преобладают следующие три типа: циклотимический (23.6%), экзальтированный (28.9%) и возбудимый (26.6%). В первом случае мы можем говорить о частой смене настроения, при выраженной второй акцентуации выделяют такие черты характера как экспрессивность, яркая выраженность эмоций, влюбчивость, склонность к вербальному общению, бескорыстие, доброта, привязанность, и низкая контактность, молчаливость, угрюмость для третьей акцентуации соответственно.

Слабее всего выражены такие акцентуации как застревающий тип (5,2%), демонстративный (5,2%) и тревожный (2.6%). Застревающий тип акцентуации говорит об инертности эмоциональной сферы. При демонстративности можно выделить следующие качества: артистичность, чувствительность к настроению других. Для подростков с тревожным типом акцентуации соответствует следующее: они малообщительны, потребность в общении высока, но затруднена ее реализация, т.к. стеснительны, робки, не уверенны в себе.

В данной выборке ни у кого не было выявлено акцентуации по двум типам – дистимичный и педантичный.

Заключение.

Таким образом, в данной выборке школьников наиболее выраженными типами акцентуаций оказались гипертимный и эмотивный типы. Что свидетельствует о том, что подростки с гипертимной акцентуацией обладают повышенной словоохотливостью, а также приподнятым настроением, которое сочетается с неуемной жаждой деятельности. Можно заметить их склонность часто отклоняться от темы разговора. Здесь следует отметить и наличие высокой самооценки, которая сочетается с несерьезным отношением к предоставленным ему обязанностям.

Для подростков с эмотивным типом характерно то, что они довольно ярко проявляет себя в области тонких эмоций. Отличаются чувствительностью и проявлением глубоки реакций. Представители эмотивного типа проявляют впечатлительность, эмоциональность, мягкосердечность, отзывчивость и сопереживание людям. Довольно редко могут вступать в конфликтные ситуации, обиды предпочитают носить в себе, стараясь не дать состоянию усугубиться. Им свойственны исполнительность и обостренное чувство долга.

У подростков от типа акцентуации характера зависит многое –особенности транзиторных нарушений поведения («пубертатных кризов»), острых аффективных реакций и неврозов (как в их картине, так и в отношении вызывающих их причин). Тип акцентуации также в значительной мере определяет отношение подростка к его соматическим заболеваниям, особенно длительным. С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке коррекционных программ для подростков. Были разработаны по результатам эмпирического исследования рекомендации для родителей и педагогов по выстраиванию взаимодействия с подростками.

 

Список литературы:
1. Леонгард К. Акцентуированные личности / пер. с нем. предисл. и ред. В.М. Блейхера – 2-е изд. стер. – К.: Выш. шк. Головное издательство, 1989. – 375 с.
2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 454 с.
3. Памфилова С.А, Голоюс Е.А. Практикум по психолого-педагогической диагностике. – Ч. 2. – учеб. пособие. – Пенза: КопиРизо, 2017.