Статья:

Психологические механизмы генезиса и коррекции социальных страхов в подростковом возрасте

Конференция: VIII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Арутюнов Э.А., Енин В.В. Психологические механизмы генезиса и коррекции социальных страхов в подростковом возрасте // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(8). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 95-100.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Психологические механизмы генезиса и коррекции социальных страхов в подростковом возрасте

Арутюнов Эдуард Анатольевич
магистрант, Северо-Кавказский Федеральный Университет, РФ, г. Ставрополь
Енин Виктор Викторович
канд. психол. наук, доц., Северо-Кавказский Федеральный Университет, РФ, г. Ставрополь

 

Psychological mechanisms of genesis and correction of social fears in adolescence

 

Viktor Enin

cientific adviser, associate professor, candidate of psychological sciences, North-Caucasian Federal University, Russia, Stavropol

Eduard Arutyunov

master's degree, North-Caucasian Federal University, Russia, Stavropol

 

Аннотация. Личность подростка формируется в процессе его социализации и порой неблагоприятные условия его жизни, а также свойственные его возрасту личностные особенности такие как: повышенная эмоциональность, переменна настроения, тревожность, восприимчивость к внешним факторам и событиям, являются благоприятной почвой для возникновения различных социальных страхов. В статье рассматриваются различные виды социальных страхов в подростковом возрасте и возможные причины их возникновения.

Abstract. The personality of the adolescent is formed in the process of his socialization and at times the unfavorable conditions of his life, as well as the personality traits peculiar to his age such as: heightened emotionality, mood changes, anxiety, susceptibility to external factors and events are a fertile ground for the emergence of various social fears. The article examines various types of social fears in adolescence and possible causes of their occurrence.

 

Ключевые слова: тревожность; страхи в подростковом возрасте; внушенные страхи; социальные страхи подростков.

Keywords: anxiety; fears in adolescence; inspired fears; social fears of adolescents.

 

Психологическое состояние личности подростка, всегда вызывало интерес для исследования. В настоящее время актуальным стало исследование тревоги и социальных страхов в подростковом возрасте, результаты которого вносят большой вклад в разрешение прикладных проблем.

Личности подростка характерна повышенная эмоциональность, она сопровождается быстрой возбудимостью, переменной настроения, появлением тревожности, агрессивными и бурными поведенческими реакциями.

Данную проблему изучали в своих работах, такие авторы как А.Г. Грецов, П.К. Анохин, А.И. Захаров, Т.В. Абакумова, А.А. Реан, Ч. Спилбергер и др.

Подростковый возраст является наиболее эмоционально ярким, изучение его особенностей занимает лидирующее место среди всех исследований в психологии. С каждым годом этот интерес все больше возрастает, так как результаты исследований все более актуальны для решения практических задач.

Большой вклад в изучение социальных страхов, которые особенно характерны подростковому возрасту, вносят такие науки как психология, социология, медицина. На основании большего количества исследований, можно выделить схожие показатели свойственные личности подростка.

Подростку характерна быстрая смена настроения, эмоциональная нестабильность, повышенная возбудимость, восприимчивость к внешним факторам и событиям [3].

Очень важно понимать, что резкие изменения на психофизиологическом уровне, могут повлиять на последующее развитие личности подростка.

Страх – это эмоция, которая возникает при угрозе в отношении биологического или социального существования индивида, данная эмоция направлена на действительный или воображаемый источник опасности [1]. Каждый человек имеет врожденную способность испытывать страх, которая в свою очередь является важным звеном в процессе личностного развития.

Страх вносит и положительные моменты в развитие подростка, формируя такие функции как, адаптивно-защитную, воспитательную, социализирующую, обучающую.

Внушенные страхи, возникающие в детском возрасте, являются основными. Взрослые являются их источником, которые постоянно окружают ребенка, опасаясь за него, внушают ему страх, указывая на какую-либо опасность. Порой родители, запугивая ребенка, основываясь на своих опасениях без объективных на то причин, развивают у ребенка отсутствие уверенности в себе и усиливают уже имеющиеся страхи.

Устойчивые страхи играют особенную роль, с этими страхами трудно справится и ребенку и взрослому, если сразу не выяснить причину их появления, могут последовать негативные последствия в перспективе развития ребенка.

Страх можно разделить на испуг, ужас, собственно страх, опасения, тревогу, волнение и беспокойство [2]. Ужас – это самое сильное проявление страха, волнение – начальный этап развития страха. Тревога тесно переплетается с понятие страха. Испытывая тревогу, человек предчувствует опасность, ощущает состояние беспокойства. Таким образом, страх это отражение конкретной опасности, для жизни человека, в его сознании, а тревога подразумевает эмоционально усиленное ощущение приближающейся угрозы [5]. Очень важно отметить, что на каждом возрастном этапе есть свои страхи, которые характеризуют состояние самосознания подростка и историю его развития.

В самом начале своего развития у ребенка возникает страх остаться в одиночестве, позже возникает страх перед незнакомыми ему людьми, затем страх высоты, боли, начинает появляться страх при мысли об отрицательных героях, а также он боится темноты и огня, такие же проявления страха были и у первобытных наших предков, которые одухотворяли опасные и неизвестные для них природные явления [3].

Подростковый возраст является этапом перехода от детства к взрослости. Этот период является кризисным в личностном развитии подростка.

В данном возрастном периоде формируется мировоззрение, расширяется самопознание и знания об окружающем мире. Психика подростка восприимчива ко всему, что происходит вокруг и весьма нестабильна. Для подростка большое значение имеет общение со своими сверстниками. В подростковом возрасте происходит концентрация различных конфликтов, которые приводят к разным отклонениям в поведении, а именно наркомания, суициды, агрессивное поведение и т.д. [2].

Подростковые страхи бывают природные и социальные. Природные основываются на инстинктивном механизме самосохранения, к ним относят: страх глубины, воды, высоты, огня, смерти и т.п. Социальные основываются на взаимодействии ребенка с социумом, к ним относят: страх осуждения людьми, морального порицания, позора. Страх быть одиноким, изолированным от общения и взаимодействия с другими людьми тоже можно отнести социальному виду страха.

Подростки в этом возрасте развивают в себе индивидуальность, у них формируется становление своей личности, создается образ собственного «Я».

Их беспокоит чувство, а порой возникает страх быть не собой, то есть потерять свою индивидуальность. Но при этом все подростки хотят оказаться частью социума и принадлежать к определенной значимой для него группе. Общение с ребятами его возраста становится очень важным и необходимым для подростка. Страх потери своей индивидуальности, кроет под собой страх измениться [1]. Подросток начинает обращать внимание на недостатки собственные и окружающих его людей, которые могут быть выражены в фигуре, росте, или наличие очков для зрения. Очень чувствительно подростки реагируют на отрицательную оценку или порицание других людей. В данном возрасте у подростков в сознании складывается образ идеальной красоты или идеальных семейных отношений, которые могут отличаться от реальной картины в его жизни. Быть лучшим, находится в центре внимания, нравиться окружающим все это очень важно для подростка. Очень часто у подростка формируются высокие требования к себе, а это может привести к возникновению страха возможных провалов и неудач [1].

Депрессивное отношение к собственной жизни, неуверенность в собственных силах, опасение и тревога, страх не соответствия поведенческим нормам, принятым в обществе, все это признаки тревожной личности подростка, многие детские страхи и тревоги являются причиной его состояния в подростковом возрасте. Поэтому очень важно начать работу по выявлению и устранению страхов еще в детстве, что дает больше шансов того, что их не будет у подростка, так как этот возраст является опасным при наличии страхов, для формирования мнительно-тревожных черт характера.

Любой страх подростка сочетается с навязчивыми мыслями, что создает навязчивые чувства того, что произойдет какая-либо неудача, ситуация позора, поражения. Очень часто у подростка возникают навязчивые мысли по той причине, что в семье очень часто поднимают тему здоровья, различных заболеваний, размышления обо всем этом являются стрессовыми для ребенка, так как возникает страх того, что кто-либо из родных может заболеть и поэтому очень важно, чтобы взрослые даже если обсуждают все эти вопросы с ребенком не заостряли на них внимание [3].

У мнимых, тревожных подростков, возникают навязчивые страхи о том, что их жизнь не интересна, не имеет смысла, и люди относятся к ней безразлично. Очень большое влияние на количество и степень выраженности социальных страхов оказывает отношение в семье. Чем больше семья поддерживает и понимает подростка и с теплом относится к нему, тем меньше различных страхов будет возникать у подростка. Новые страхи возникают, когда в семье накаленная обстановка, подростка недопонимают его родные, его интересы не поддерживаются, и не проявляется уважение к его мнению, подросток замыкается и погружается в собственные страхи. Данная семейная обстановка носит негативный характер, а это прекрасные условия для развития различных видов страха, а в первую очередь страха социального взаимодействия [3].

Накаленная семейная обстановка и отсутствие понимания со стороны родных создают новые страхи у подростка. Возникновение страхов у подростка снижают его самооценку и веру в собственные силы, что отрицательно влияет на взаимоотношения в группе. Подросток старается скрыть наличие своих страхов, но их легко выявить, это проявляется в отказе выступления перед публикой, в избегании знакомств с новыми людьми и решении ответственных заданий.

Подростковому возрасту свойственна нестабильность, восприимчивость к внешним обстоятельствам и факторам, эмоциональная неустойчивость. Различные нагрузки на психику подростка могут создать стресс. Социальные страхи оказывают влияние на развитие личности подростка, на развитие его самооценки. В основном подростковые страхи связаны с взаимоотношениями с окружающими его людьми: страх определенных личностей, страх осуждения и порицания, страх позора и т.д. [5].

Чтобы социальные страхи не усиливались, а наоборот со временем ослабевали и исчезали совсем, необходимо помочь ребенку, очень важна моральная поддержка, проявление внимания по отношению к нему, помощь в налаживании коммуникации подростка с его сверстниками, создание благоприятной обстановки в семье и коллективе. Все это даст возможность подростку почувствовать свою значимость, необходимость быть активным членом в обществе и семье, у него будет формироваться стабильная и адекватная самооценка, вера в свои силы и успех по жизни, все это даст возможность личности перебороть свои страхи и защитить себя от различных стрессовых воздействий.

 

Список литературы:
1. Абакумова Т.В. Классификация основных видов страха современного общества // Социальная психология: диалог Санкт-Петербург – Якутск – СПб, 2014, С. 133–140.
2. Захаров А.И. Ночные и дневные страхи у детей. // «Издательство СОЮЗ» Санкт-Петербург – 2015. – С. 2–3; 25–30. 
3. Малкова Е.Е. Возрастная динамика проявлений тревожности у школьников // Вопросы психологии. Издательство «НПО МОДЭК» г. Воронеж, – 2015 – №4. – С. 24–32.
4. Мещеряков Б. Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. // Издательство «Олма - пресс.» г. Санкт-Петербург. – 2015. – С. 115. 
5. Щербатых Ю.В. Ивлева Е.И. «Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий». Воронеж. Истоки. 2014.