Статья:

Профессиональная подготовка преподавателей психологии

Конференция: IX Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Барышникова Е.В. Профессиональная подготовка преподавателей психологии // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам IX междунар. науч.-практ. конф. — № 7(9). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 66-70.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Профессиональная подготовка преподавателей психологии

Барышникова Елена Викторовна
канд. пед. наук, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Челябинск

 

Training of teachers of psychology

 

Elena Baryshnikova

candidate of Pedagogics, South Ural state humanitarian-pedagogical University, Chelyabinsk, Russia, Chelyabinsk

 

Аннотация. В статье раскрываются требования к профессиональной подготовке преподавателей психологии, рассматриваются профессионально важные качества преподавателей психологии, обозначаются инновационные подходы в подготовке преподавателей психологии.

Abstract. The article describes the requirements for the professional training of teachers of psychology are considered professionally important qualities of professors of psychology, are identified innovative approaches in the training of teachers of psychology.

 

Ключевые слова: профессиональная подготовка, психолог, преподаватель, инновационные подходы, профессионально важные качества.

Keywords: professional training, psychologist, teacher, innovative approaches, professionally important qualities.

 

В связи с переходом на новые образовательные стандарты в настоящее время актуальной становится проблема профессиональной подготовки преподавателей психологии. По мнению М.В. Поповой, преподаватель психологии – «это интегрированная фигура, объединяющая в одном лице гуманистического психолога, учителя и исследователя» [3, с. 8].

Профессия преподавателя психологии имеет свою специфику в отличие от профессии психолога-ученого или психолога-практика. По мнению В.Н. Карандашева, преподавание психологии может осуществляться как психологами, так и педагогами [2, с. 213]. В первом случае актуальным направлением в подготовке преподавателей психологии становится педагогическая подготовка психологов, а во втором – психологическая подготовка педагогов.

В 1990-х гг. в российское психологическое образование была внедрена многоуровневая система подготовки психологов. В соответствии с ней первый уровень образования преподавателей психологии предполагает присвоение степени бакалавра. Второй уровень такой многоуровневой системы психологического образования – это степень магистра. Послевузовское образование предполагает получение научной степени кандидата или доктора наук.

Подготовка преподавателей психологии находит отражение в ФГОС ВО по соответствующему направлению подготовки. Именно в ФГОС ВО представлены требования к уровню подготовки преподавателей психологии, содержанию психологического образования и продолжительности обучения. В качестве примера приведем требования ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» (уровень бакалавриата).

Согласно указанному ФГОС ВО, выпускники, освоившие программу бакалавриата, должны быть готовы к реализации определенных видов профессиональной деятельности, среди которых особо значимыми для преподавателя психологии являются следующие:

· осуществление процесса обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой дошкольного образования с использованием психологически обоснованных методов обучения и воспитания, ориентированных на развитие игровой деятельности;

· реализация в учебном процессе общеобразовательных программ начального общего образования с использованием современных психолого-педагогических методов, ориентированных на формирование и развитие учебной деятельности обучающихся;

· проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам;

· проведение занятий с обучающимися по утвержденным рекомендованным коррекционным программам.

По мнению В.Н. Карандашева, преподаватель психологии должен уметь передавать психологические знания обучающимся. В связи с этим им выделяются следующие значимые знания, умения и личностные качества преподавателя психологии [2, с. 221–229]:

·     быть разносторонне образованным, эрудированным в различных областях психологических знаний, а также в других науках;

·     хорошо знать преподаваемый предмет;

·     уметь самостоятельно подбирать учебный материал;

·     определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;

·     уметь доступным образом объяснять учебный материал, чтобы обеспечить его понимание и усвоение обучающимися;

·     уметь создать мотивацию обучающихся для усвоения учебного материала;

·     обладать требовательностью к знаниям и умениям обучающихся;

·     обладать коммуникативными и организаторскими способностями и педагогическим тактом;

·     владеть логикой и иметь хороший словарный запас;

·     владеть выразительными средствами общения, ораторскими и артистическими способностями;

·     обладать наблюдательностью и умением понять студента;

·     быть способным к рефлексии собственной преподавательской деятельности.

По мнению Н.У. Заиченко, профессионально важными качествами личности преподавателя психологии являются [1, с. 332]:

·     владение предметом преподавания, устойчивый научный интерес;

·     педагогическое мастерство, оптимальное сочетание социальной, познавательной и физической активности;

·   переживание чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия, основанное на способности любить человека;

·     толерантность, гибкость, эмпатия, конгруэнтность, интернальность;

·     рефлективность, аутентичность, способность к созданию эмоционального контакта;

·     энтузиазм и оптимизм, вера в человека и его возможности;

·     уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности;

·     уверенность в себе, позитивное отношение к себе, богатое воображение;

·     высокий уровень интеллекта, интуиция, лидерские качества;

·     работоспособность, дисциплинированность, ответственность;

·     целеполагание, субъектность, организованность;

·     настойчивость, изобретательность, сообразительность;

·     справедливость, объективность и требовательность;

·     широкий кругозор, общая эрудиция, высокий уровень культуры.

По мнению И.В. Дубровиной, важными умениями преподавателя психологии являются [4, с. 99]:

·     умение организовывать учебную деятельность для развития склонностей, интересов и способностей каждого обучающегося;

·     умение говорить так, чтобы «будить мысль и поддерживать ее в состоянии бодрствования»;

·     умение управлять своим голосом и лицом;

·     умение разнообразить интонацию речи;

·     хорошая дикция, четкое произношение и построение фраз;

·     умение развивать интерес к миру вообще и к миру знаний в частности;

·     способность удивить, заинтересовать, поразить новым и неожиданностью своего сообщения;

·     говорить выразительно и др.

Одним из важных умений преподавателя психологии является умение проектировать и разрабатывать учебный курс по психологии. Содержание курса по психологии должно быть направлено на формирование профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС ВО соответствующего уровня образования.

В настоящее время одним из инновационных подходов в подготовке преподавателей психологии является компетентностный подход, направленный на формирование профессиональной компетентности будущих преподавателей психологии.

По мнению Н.У. Заиченко, профессиональная компетентность преподавателя психологии включает следующие составляющие [1, c. 333]:

· знание своих прав и обязанностей, четкое осознание своего уровня профессиональной подготовленности, умение устанавливать контакты и проводить совместную работу с коллегами и представителями смежных специальностей;

· объективность как отсутствие предвзятого отношения к любому человеку, как необходимость занимать объективную позицию, не зависящую от субъективного мнения или требований третьих лиц, как стремление руководствоваться только интересами дела;

· психологическую основу личностного взаимодействия преподавателя: уважение личности обучающихся, направленность на совместную деятельность, культивирование партнерства, профессиональное и нравственное совершенствование, осознанность и оптимальная реализация всех профессиональных функций, реализация особого смысла преподавания психологии – выявление возможностей обучающихся и создание условий для их оптимального развития;

· мастерство педагога как своеобразный сплав личной культуры, знаний и кругозора, его компетентность в преподаваемой области, методическая оснащенность, коммуникативная культура, подготовленность к решению задач профессиональной деятельности, умения достигать хороших результатов при наименьших затратах умственных и физических сил, используя рациональные приемы выполнения работы.

По мнению Н.У. Заиченко, важным в подготовке преподавателей психологии является интегративный подход. Реализация данного подхода предполагает формирование у будущих преподавателей психологии профессионального мышления, развитие умений организовывать продуктивное взаимодействие, применять современные технология обучения, развитие навыков решать научно-практические задачи, формирование способности конструктивного преобразования действительности [1, с. 8].

Таким образом, профессиональная подготовка преподавателей психологии должна быть направлена, прежде всего, на развитие их профессионализма, педагогического мастерства, профессионально важных качеств, умений применять психологические знания на практике. Инновационными подходами в подготовке преподавателей психологии выделяются интегративный и компетентностный.

 

Список литературы: 
1. Заиченко Н.У. Интегративный подход в преподавании психологии / Н.У. Заиченко. – М.: Флинта, 2013. – 384 с.
2. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии / В.Н. Карандашев. – СПб.: Питер, 2008. – 250 с.
3. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе / М.В. Потапова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 288 с. 
4. Преподавание психологии в школе, 3–11 классы / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007. – 800 с.