Статья:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ГЭМБЛИНГА

Конференция: LXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Психология

Выходные данные
Тапалова О.Б., Жиенбаева Н.Б. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ГЭМБЛИНГА // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам LXXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(77). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ГЭМБЛИНГА

Тапалова Ольга Бисеновна
д-р психол. наук, проф.-исследователь, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан, г. Алматы
Жиенбаева Надежда Бисеновна
д-р психол. наук, проф., Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан, г. Алматы

 

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF EMPIRICAL APPROACHES TO GAMBLING RESEARCH

 

Olga Tapalova

Doctor of Psychology, Professor-Researcher, Kazakh National Pedagogical University named after Abai, Kazakhstan, Almaty

Nadezhda Zhienbayeva

Doctor of Psychology, Professor, Kazakh National Pedagogical University named after Abai, Kazakhstan, Almaty

 

Аннотация. В статье исследуется психолого-педагогические особенности гэмблинга или игровой зависимости. Показаны результаты некоторых эмпирических исследований отечественных и зарубежных ученых. В статье дается характеристика гэмблинга и анализируется процесс формирования игровой зависимости от азартных игр. Современные исследования выявили, что лудомания часто сочетается с тревожно-депрессивными расстройствами, синдромом дефицита внимания и гиперактивности и злоупотреблением психоактивными веществами.

Abstract. The article examines the psychological and pedagogical features of gambling or gaming addiction. The results of some empirical studies by domestic and foreign scientists are shown. The article provides a description of gambling and analyzes the process of developing gambling addiction. Modern research has shown that ludomania is often combined with anxiety-depressive disorders, attention deficit hyperactivity disorder, and substance abuse.

 

Ключевые слова: гэмблинг, лудомания, азартные игры, депрессия, психическое здоровье.

Keywords: gambling, ludomania, gambling, depression, mental health.

 

Гемблинг в переводе с английского означает азартная игра. Существуют и другие названия, в частности более распространенное название лудомания, которая означает играть со страстью, с одержимостью. Эти дефиниции означают патологическая страсть к азартным играм, нехимический поведенческий вид аддикций, объектом зависимости которой становится не психоактивное вещество, а поведенческий паттерн [10; 7].

Социальный аспект лудомании представлен как патологическая зависимость от азартных игр, выражающаяся в регулярном участии в подобных развлечениях. Эти эпизоды становятся центральными в жизни человека, что приводит к утрате социальных, профессиональных, материальных и семейных приоритетов [2; 3].

Многие исследователи отмечают, что между здоровым увлечением азартными играми и патологической зависимостью существует тонкая грань. Эта проблема может затронуть представителей любых социальных групп, нанося серьёзный ущерб их жизни. Эксперты приводят факты о социальных и финансовых проблемах лудоманов: у 23% выявлены финансовые трудности, 35% находятся в разводе, а 80% сталкиваются с нарушениями в брачных отношениях [2].

В соответствии с DSM-V гэмблинг как патологическая игра была изменена в категорию «расстройства, связанные с азартными играми» и отнесена к разряду расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ и аддиктивных расстройств, а не к нарушениям контроля импульсов. Лудомания может диагностироваться как клиническая игровая зависимость, если на протяжении 12 месяцев будут диагностироваться 4 из 9 диагностических критериев [9].

Характеристиками были признаны следующие диагностические критерии: компульсивные мысли об азартных играх; возбужденное стремление ставить большие ставки; потеря контроля над игрой, невозможность прекратить игру; продолжать патологически играть, несмотря на финансовые, социальные и психологические последствия.

Исследования DSM-5 и МКБ-11 подчеркивают, что лудомания должна рассматриваться как зависимость, сходная с алкогольной или наркотической, что объясняет применение когнитивно-поведенческих и медикаментозных методов лечения. Поведенческий паттерн в игровой зависимости это постоянное компульсивное игровое поведение в онлайн-формате или же такое же поведение в офлайн формате [11].

Ритм такого патологического игрового поведения следующий:

- нарушение или потеря контроля над игрой – изменение ее частоты, интенсивности и невозможность прекратить игру;

- игра становится приоритетом, заменяет все жизненные интересы и даже основную жизнедеятельность;

- наличие негативных последствий не останавливает патологическую игру, все более затягивая в зависимость [4].

Пристрастившийся к постоянным азартным играм человек теряет ориентацию во времени и в пространстве, страдает нарушениями восприятия и памяти, в результате которых наступает депрессивные состояния, следом деградация и распад личности.

John J. и соавторы [12] проводили исследования для сравнения 138 проблемных игроков, которые обратились за лечением своей игровой зависимости, с двумя другими группами: клиентами с алкогольной и/или наркотической зависимостью, которые также имели проблему игровой зависимости (N=280) или которые не имели проблемы игровой зависимости (N=2178). Клиенты, у которых азартные игры были основной проблемой, с большей вероятностью были женщинами; работающими или пенсионерами; более высокообразованными; женатыми, разведенными или вдовствующими; без юридических проблем; и старше, чем другие группы. У них также были разные модели недавних диагнозов психического здоровья и проблемного употребления психоактивных веществ. Другие проблемные клиенты с игровой зависимостью были больше похожи на клиентов, употребляющих только психоактивные вещества. Эти результаты указывают на то, что те, кто обращается за лечением проблемной игровой зависимости, представляют собой отдельную подгруппу клиентов с зависимостью, которые имеют проблемы игровой зависимости, и подчеркивают важность рассмотрения причин обращения за лечением, а не только наличия проблемы игровой зависимости.

А. Э. Махмудов [6] провел экспериментальное психологическое исследование, направленное на изучение развития игровой зависимости от азартных игр среди молодежи. Объектом исследования стали молодые люди, вовлеченные в азартные игры в казино, у которых со временем сформировалась субъективная зависимость, проявляющаяся в аддиктивных тенденциях и паттернах поведения. Эти изменения приводили к деструктивным последствиям в системе их сознания, самосознания, а также негативно сказывались на личностных и индивидуальных характеристиках.

А. Ю. Зинина и соавторы [4, с. 102] изучали ценностно-смысловую сферу лудоманов. Авторами была предложена и экспериментально апробирована реабилитационная программа от патологической игровой зависимости. Программа оказалась эффективной, при ее освоении бывшие игроманы смогли улучшить показатель принятия себя, повысилась осознанность, усилилось стремление к самоуважению и самореализации. Результаты исследования показывают, что реабилитационная программа способствовала ослаблению психических нарушений, респонденты определялись в выборе адаптивных моделей поведения. Авторы утверждают, что прохождение реабилитации способствует трансформации ценностных установок игроков, делая их более социально адаптивными.

Б. Д. Цыганков и соавторы [8] обследовали 32 мужчин, обратившихся за медицинской помощью из-за неконтролируемой тяги к азартным играм. Для оценки психических нарушений использовались опросник SCL-90R, а также опросники «жизненного стиля» (LSI) и способности справляться с игровым поведением (CSW). На основе полученных данных и анализа особенностей развития патологического поведения были выделены шесть стадий игрового цикла:

1) наличие дистресса, который характеризуется тревожно-депрессивными, ОКР и параноидальными расстройствами;

2) постепенное усиление ощущения тревожности и страха;

3) колебания настроения, долговременное сниженное настроения, показатель субдепрессии, появление сниженной работоспособности и безволия;

4) усиление раздражительности и недовольства собой и окружающими;

5) измененное состояние сознания, уход в транс;

6) возвращение к игре.

Ю. М. Бубнов [1] провёл анкетирование 1634 старшеклассников из средних школ, гимназий, учащихся профессиональных лицеев, колледжей и техникумов, а также студентов. В исследовании основное внимание было уделено одной из форм игровой зависимости — лудомании. В последнее время существует достаточное количество исследований нейробиологических причин возникновения игровой зависимости (исследования влияния системы вознаграждения мозга, дофаминовой системы и нейропсихологических особенностей на формирование зависимости).

Исследования, проведенные с использованием методов нейровизуализации, показали, что мозговые механизмы лудомании схожи с механизмами химических зависимостей. Нарушения в работе системы вознаграждения, в частности дофаминергических путей, играют ключевую роль в формировании патологической зависимости от игр.

Малыгин В.Л. и соавторы [5] также связывают предрасположенность к лудомании с наследственностью и особенностями нейронных связей. Игровая зависимость может рассматриваться как прототип поведенческой зависимости. В целом следует иметь в виду, что отдельные формы азартных игр связаны с различным аддиктивным потенциалом, обусловленным специфическими ситуационными и структурными игровыми характеристиками.

В исследованиях патологического гемблинга и интернет-зависимости авторы Woelfling K. [15] предлагают возможные перспективы будущих исследований в области нейровизуализации и генетики, где человек полностью погружается в игру и уже становится зависим от нее не только психически, но и физически, что может проявляться в бессоннице, ухудшении здоровья, стрессе, пассивном настроении, агрессии, пищевой аддикции, а в некоторых случаях и к домашнему насилию; индивида окутывают исключительно мысли об игре и только желание играть, происходит потеря здравого смысла и человек находится на краю трансцендентной бездны.

Педагогическими причинами лудомании могут стать: недостатки в образовательных программах; низкая информированность о рисках лудомании; отсутствие профилактических мероприятий в образовательных учреждениях; социально-экономические причины.

На фоне сложных социальных условий, таких как бедность, недостаток социальной поддержки или неблагоприятная семейная обстановка часто развивается лудомания. К примеру, работы Wardle et al. [14] подчеркивают, что распространенность лудомании выше среди социально уязвимых групп населения.

В настоящее время используется классическая дифференциация игроков классификация, разработанная учеными Elena Ochoa и Francisco Javier Labrador в 1994году , в которой различают четыре типа игроков [13]:

- социальный игрок (также называемый постоянным или контролируемым игроком): у этого типа игроков нет зависимости от игры, и она не мешает их повседневной жизни.

- профессиональный игрок: азартные игры для этого типа игроков — это образ жизни, работа, поэтому их единственная цель в таком поведении- зарабатывать деньги.

- проблемный игрок: это тот, кто часто или ежедневно участвует в азартных играх. Он в меньшей степени контролирует свое поведение, чем социальные и профессиональные игроки, хотя обычно поддерживает нормальные отношения на работе и в семье. Считается, что эти типы игроков подвержены высокому риску стать патологическими игроками, поскольку им легко увеличить время и деньги, затрачиваемые на азартные игры.

- патологический игрок: это тот, у кого есть эмоциональная зависимость от игры, что приводит к потере контроля над ней, нарушая нормальное функционирование его повседневной жизни и вызывая негативные последствия для различных сфер его жизни. Этот тип игроков склонен злоупотреблять игрой. Факторы риска способствуют возникновению, поддержанию или усилению частоты поведения, но важно помнить, что между ними и развитием игровой проблемы нельзя установить причинно-следственную связь.

Таким образом, гэмблинг или патогическая зависимость от азартных игр сходят в новую диагностическую категорию «Расстройства, связанные с наркотиками и вызывающие зависимость – расстройства, связанные с азартными играми» в DSM-5.

Продолжительное вовлечение в азартные игры может приводить к структурным и функциональным изменениям в мозге, влияющим на принятие решений, самоконтроль и эмоциональную регуляцию. Когнитивные и эмоциональные особенности личности играют важную роль в развитии зависимости. Новые данные указывают на то, что игроманы часто страдают от когнитивных искажений, таких как иллюзия контроля над случайными событиями, переоценка шансов на выигрыш и отрицание рисков. Исследования последних лет показали, что лудомания связана с повышенной импульсивностью и компульсивным поведением, что затрудняет способность игроков останавливать участие в азартных играх.

Исследования культурных и семейных факторов свительствуют о влиянии семейного окружения и образца поведения на предрасположенность к игровой зависимости. Если дети растут в семьях с проблемами азартных игр, то они имеют повышенный риск развития лудомании, что свидетельствует о влиянии семейного окружения и культурных норм.

Современные исследования выявили, что лудомания часто сочетается с другими психическими расстройствами, такими как депрессия, тревожные расстройства, СДВГ и злоупотребление психоактивными веществами. Также постравматическиое стресовое растройство ПТСР дает повышенный риск развития лудомании, поскольку азартные игры могут использоваться как способ избегания негативных воспоминаний и эмоций

Таким образом, наше исследование позволило получить новые знания об особенностях и закономерностях распространения лудомании как общественного явления и девиантного поведения. Важную роль в эскалации этого явления играет технологический прогресс, в частности рост популярности онлайн-азартных игр и мобильных платформ, что значительно увеличило доступность азартных игр для широких слоев населения, включая молодежь. Также был отмечен процесс социальной нормализации азартных игр, что приводит к снижению критического восприятия риска и способствует расширению вовлеченности в азартные игры. Выявлены основные уязвимые группы населения, подверженные риску развития лудомании, включая людей с низким уровнем социально-экономической защищенности, подверженных стрессу и травматическим событиям. Кроме того, эмпирические данные подтверждают, что агрессивный маркетинг и реклама азартных игр способствуют усилению вовлеченности и увеличению числа людей, страдающих зависимостью. Полученные новые знания о закономерностях и особенностях развития лудомании как общественного явления и девиантного поведения расширяют представление о её динамике и особенностях распространения, что необходимо учитывать при разработке эффективных мер профилактики и терапии данного вида патологической зависимости.

 

Благодарности: Исследование финансируется Комитетом науки МНВО РК ПЦФ № BR 24992927 «Интегративное исследование лудомании в Казахстане и мультидисциплинарные стратегии ее минимизации».

 

Список литературы:
1. Бубнов Ю.М. Компьютерная лудомания как социальная проблема 21 века // Социологический альманах. – 2022. – С. 149–157. 
2. Егоров А.Ю., Цыганков Б.Д., Малыгин B.Л. Патологическое влечение к азартной игре как модель нехимической зависимости // Журнал неврологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. – 2006. – Том 106. – №5 – С. 63–70.
3. Заховаева А.Г., Урсу А.В. Девальвация личности: от Homo Ludens к лудомании // Философия и общество. – 2008. – № 4 (52). – С. 110–117. 
4. Зинина А.Ю., Гуриева С.Д., Кавабата Т. Трансформация ценностно-смысловой сферы азартных игроков в условиях прохождения реабилитации // Российский девиантологический журнал. – 2021. – Т. 1. – № 1. – Р. 99–115. 
5. Малыгин В.Л., Цыганков Б.Д., Хвостиков Г.С. Патологическая зависимость от азартной игры: психопатологическая структура игрового цикла // Журнал неврологии и психиатрии. – 2010. – № 5. – Вып. 2. – С. 83–87. 
6. Махмудов А.Э. Психологические особенности личности, склонной к азартным играм // Вестник КазНУ серия психология и социология. – 2020. – № 1(72). – С. 62–75. 
7. Тарасова С.Ю. Психологический портрет современного молодого игромана // Психолог. – 2022. – № 4. – С. 29–50.
8. Цыганков Б.Д., Малыгин В.Л., Егоров А.Ю., Хвостиков Г.С.  Нехимические аддикции: патологическая игровая зависимость, интернет-зависимость, зависимость от компьютерных игр // Вопросы наркологии. – 2007. – № 4. – С. 18–31.
9. American Psychiatric Association, DSM-5 Task Force. Diagnostic and statistical manual of mental disorders: DSM-5™ (5th ed.). American Psychiatric Publishing, Inc. – 2013.
10. Billieux J., Achab S., Savary J.F., Simon O., Richter F., Zullino D., Khazaal Y. Gambling and problem gambling in Switzerland. // Addiction - 2016. – Т. 111. № 9. – Рр. 1677–1683. 
11. Hilbrecht M., Baxter D, Abbott M, Binde P, Clark L, Hodgins DC, Manitowabi D, Quilty L, SpÅngberg J, Volberg R, Walker D, Williams RJ.  The conceptual framework of harmful gambling: A revised framework for understanding gambling harm // Journal of Behavioral Addictions. – 2020. – T. 9. – № 2. – Р. 190–205. 
12. ICD-11 for Mortality and Morbidity Statistics (Version 05/2021) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://icd.who.int/browse/2024-01/mms/en (дата обращения 16.10.2024).
13. John J. et al. When problem gambling is the primary reason for seeking addiction treatment // International journal of mental health and addiction – 2011 – T. 9. – № 2. – Pр. 180–192.
14. Ochoa E., Labrador F. Патологическая азартная игра. – Sevilla. Spain. – 1994. – 298 с.
15. Wardle H.  Problem gambling and suicidality in England: secondary analysis of a representative cross-sectional survey // Public Health. – 2020. – 184. – Рр. 11–16.
16. Woelfling K., Bühler M, Leménager T, Mörsen C, Mann K. Gambling and internet addiction// Nervenarzt: Springer – 2009 – Т. 80. – № 9. – Pр. 1030–1039.