Статья:

ГОТОВНОСТЬ К РОДИТЕЛЬСТВУ НА ПРИМЕРЕ ПЕРСОНАЖЕЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Конференция: LXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Кривоносова Е.И. ГОТОВНОСТЬ К РОДИТЕЛЬСТВУ НА ПРИМЕРЕ ПЕРСОНАЖЕЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(62). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ГОТОВНОСТЬ К РОДИТЕЛЬСТВУ НА ПРИМЕРЕ ПЕРСОНАЖЕЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Кривоносова Екатерина Игоревна
студент, ФГБОУ ВО «Астраханский ГМУ» Минздрава России, РФ, г. Астрахань

 

READINESS FOR PARENTHOOD ON THE EXAMPLE OF THE CHARACTERS OF CLASSICAL LITERATURE

 

Ekaterina Krivonosova

Student of Astrakhan State Medical University, Russia, Astrakhan

 

Аннотация. Россия занимает первое место в мире по числу сирот, брошенных детей и детей, оставшихся без попечения родителей (630,7 тыс. детей на 01.01.2014.), также в России высокий уровень подростковой беременности (из 1000 девушек в возрасте 15-19 лет 19 уже являются матерями). В статье описаны примеры готовности к родительству на примере персонажей классической литературы.

Цель статьи – выяснить, как происходит подготовка к родительству на примере персонажей классической литературы.

Методы, использованные при подготовке статьи: исследование литературных источников; исследование Интернет-ресурсов; филологический метод; композиционный анализ; опрос.

Abstract. Russia takes the first place in the world in terms of the number of orphans, abandoned children and children left without parental care (630.7 thousand children as of 01.01.2014.). Russia has a high rate of teenage pregnancy (out of 1,000 girls aged 15-19, 19 are already mothers). The article describes examples of readiness for parenthood on the examples of the characters of classical literature.

The purpose of the article is to find out how the preparation for parenthood takes place using the example of the characters of classical literature.

Methods used in the preparation of the article: study of literary sources; research of Internet resources; philological method; compositional analysis; interview.

 

Ключевые слова: семья; родительство; приемная семья; сиротство; воспитание ребенка.

Keywords: family; parenthood; foster family; orphanhood; upbringing the child.

 

Введение

Пока ты ребенок, все желания исполняются очень легко. Ты голоден – попроси маму что-нибудь приготовить. На улице выпал снег – подойди к папе и намекни, что санки зря простаивают в гараже. Тебе купили новые формочки, которыми еще не играли в песочнице, напомни родителям, что вы давно не гуляли вместе.

Однако пока ты ребенок, ты не задумываешься о том, как же тяжело родителям воспитать из розовощекого малыша достойного члена общества: второго Александра Попова, истинного последователя Николая Пирогова или балерину, которую назовут новой Майей Плисецкой.

Действительно ли так трудно быть отцом или матерью? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к классической литературе – кладези человеческих чувств, эмоций и переживаний.

«Унесенные ветром»

Начнем с одного из самых любимых произведений – романа «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл. В основе сюжета лежит история красавицы Скарлетт О’Хара, чья жизнь оказывается перевернутой с ног на голову, когда внезапно начинается война Севера и Юга.

Вместо нарядных платьев – одеяние сестры милосердия, вместо возможности стать хорошей женой для любимого – два неудачных брака, вместо беззаботной юности дочери землевладельца – тяжкое бремя ответственности за избалованных младших сестер, слуг, отца с помутившимся от горя рассудком.

Что это за неудачные браки? В первый раз шестнадцатилетняя Кэти-Скарлетт выходит замуж за Чарльза Гамильтона, наследника друзей ее семьи, незадолго до его ухода на войну. Предложение, принятое только потому, что Эшли Уилкс, в которого влюблена Скарлетт, женится на своей кузине Мелани и свадьба «на скорую руку» просто не могли стать началом счастливой семейной жизни.

Чарльз так и не увидит своего сына Уэйда Хэмптона Гамильтона. Не будет мальчик и обласканным матерью. Совсем еще юная девушка просто не знает, что с ним делать, она не хотела этого ребенка.

Не следует также считать, что с мальчиком плохо обращались. В младенчестве Скарлетт кормила его сама, что было не свойственно для того времени. Большую часть времени Уэйд проводит с няней семьи О’Хара, и своей тетей Мелани.

Почему не со Скарлетт? Во-первых, если бы не война, малыша воспитывали бы няньки и гувернантки, мать встречалась бы с ним на пару часов в день, такое положение вещей было абсолютно нормальным для XIX века [2]. А во-вторых, девушка вынуждена в свои девятнадцать лет нести на себе груз ответственности за всех проживающих в доме, ей некогда уделять много времени сыну.

За браком вследствие обиды следует типичный брак по расчету. Френк Кеннеди должен был жениться на ее сестре, но Скарлетт так нужна была его лесопилка! От него она родила дочь Эллу-Лорину, которая тоже не снискала любви матери, так как беременность была досадным препятствием на пути к финансовому успеху.

Был ли у Скарлетт материнский инстинкт? Нет. Была ли она плохой матерью?

Нет. Она не ласкала своих детей, но она заботилась об их будущем, хотела дать им достойное образование, делала все, чтобы они не голодали.

Страдания вознаграждены. Судьба посылает юной героине Ретта Батлера – единственного, кто видит и знает Скарлетт настоящую, понимает ее проблемы, готов переступить через себя ради нее.

У четы Батлер рождается дочь Бонни-Блу [3]. И Скарлетт впервые испытывает нежность в отношении своего ребенка, ведь можно больше не опасаться бедности, впереди только спокойная и безмятежная жизнь.

Здесь с неожиданной стороны проявляет себя брутальный Ретт, который сдувает пылинки с дочери: позволяет ей спать с включенной лампой, потому что малышка ужасно боится темноты, исполняет все капризы, разговаривает с ней, как со взрослой. «Однако Ретт не выказывал ни малейшего желания заставлять Бонни вести себя как следует. Что бы она ни делала, все признавалось правильным, и попроси она луну, она бы получила ее, сумей отец ее достать» [1, с. 500].

Также он отчаянно хочет лучшего будущего для крошки, что наиболее ярко проявляется в его словах после того, как он узнает, что Уэйда не приглашают на дни рождения к друзьям, потому что его мать общается с «белой рванью», как говорят все в округе.

«Боже, каким я был дураком! Теперь Бонни ни за что не примут в Чарлстоне, сколько бы ни старались моя мать, или ваши тетя Евлалия или тетя Полин… ясно, что не примут ее и здесь, если мы чего-то не придумаем – и быстро…».

«Что я намерен предпринять? Буду обихаживать всех драконов «старой гвардии» в женском обличии… Я буду кроток, как бы холодно они меня не встретили, и буду каяться в своих прегрешениях» [1, с. 495], словом, делать все, чтобы его наследница была желанной гостьей в любой семье.

Мистер Батлер готов бросить все к ногам своей малышки, но именно это и губит его возможность и дальше быть любимым отцом для девочки. Бонни погибает в результате падения с лошадки, не осилившей прыжок через высокий барьер.

Девочка была еще мала для таких трюков, но ведь она так просила разрешить! После гибели девочки Ретт не находит себе места. Это не первая гибель ребенка в семье Батлеров, ведь во время одной из ссор с мужем Скарлетт падает с лестницы, прерывается ее последняя беременность.

Данный пример показывает нам, что вседозволенность и потакание капризам не приводят ни к чему хорошему, даже если они делаются из лучших побуждений.

«Война и мир»

Ни для кого не секрет, что любимой героиней Льва Николаевича Толстого является Наташа Ростова – очарование молодости, идеальная женская натура, образец материнства [6].

Двадцатилетняя Наталья Ростова выходит замуж за Пьера Безухова, друга их семьи. Спустя 7 лет она становится матерью четверых детей: трех дочерей и сына, «которого она страстно желала и теперь сама кормила» [5, с. 390]. Меняется и ее отношение к собственной внешности: тонкая фигура сменяется полнотой, из гардероба пропадают все вечерние туалеты, девушка бросает заниматься пением, редко выходит в свет [7].

Именно такой представляется Толстому идеальная мать, готовая оставить все ради семьи.

«Анна Каренина»

Анна Каренина, заглавная героиня другого романа Льва Толстого, совсем не похожа на Наталью Безухову.

Анна, будучи замужем за министром Алексеем Карениным, мужчиной на много лет ее старше, однажды волей судьбы встречается на перроне с военным Алексеем Вронским [10]. Между молодыми людьми вспыхивает любовь, которая поначалу тщательно скрывается от всех, в особенности, от мужа Анны, который узнает обо всем во время ее беременности.

Анна решает бросить все и уехать с любимым, но здесь остается ее маленький сын Сережа, по которому она скучает и даже приезжает на его день рождения повидаться, чем несказанно удивляет ребенка, которому Каренин сообщил, что его мать умерла, дабы не травмировать сына слухами о гулящей матери. Это была последняя встреча Сережи с матерью [8, с. 400]. Любовь к мужчине пересиливает любовь к сыну, и Анна снова уезжает, оставляя собственного ребенка.

Вскоре Вронский становится отцом маленькой Ани. Семейная жизнь тяготит его, он все чаще отлучается из дома, пропадает в гостях и на балах, избегая даже малейшей возможности стать примерным семьянином, пусть и без официального оформления брака.

Тем временем, Анна, не в силах выдержать все те муки, что доставляет ей судьба: охладевание к ней Алексея Вронского, невозможность снова быть в кругу аристократии, так как после измены мужу от нее отвернулись друзья, внезапное прощение всех грехов слишком хорошим мужем Карениным, бросается под поезд, практически оставляя дочь сиротой.

Маленькая Аня не была дочерью Алексея Каренина, но тем не менее, именно он дает ей отчество Алексеевна, свою фамилию, обеспечивает достойное образование, воспитывает на равных со старшим братом Сережей, всячески пытаясь избавить детей от слухов о нехорошей матери, бросившей семью ради нескольких мгновений призрачного счастья [9, с. 440].

А где же Вронский? Он отправляется на войну, не в силах воспитывать дочь той, кого он, как ему казалось, так сильно и нежно любил, Аня слишком напоминает свою мать.

«Судьба человека»

Андрей Соколов – главный персонаж рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека», основанного на реальной истории, услышанной писателем во время охоты [12].

Русский шофер, прошедший все ужасы войны: нацистский плен, едва не совершившийся расстрел, побег из концлагеря за линию фронта к своим, осознание того, что жизни любимой жены и детей унесла война.

Казалось бы, сердце человека, перенесшего столько горя за не самые долгие годы жизни, должно было очерстветь, стать каменным, однако Андрей пытается приспособиться к новой жизни.

Однажды, обедая в чайной, он встречает там маленького беспризорника Ваню [13]. На четвертый день после их первой встречи солдат решает покатать мальчонку на машине, еще не зная, как изменится его жизнь после этой поездки…

Ведя машину, Андрей расспрашивает мальчика о родителях (отец погиб на фронте, а мать бомбой убило в поезде), внезапно понимая, что не может оставить крошку здесь.

«Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло. Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?». Он и спросил, как выдохнул: «Кто?» Я ему и говорю также тихо: «Я – твой отец» [11, с. 20].

Так два совершенно не знакомых ранее друг другу человека в один миг стали самыми близкими и родными, настоящей семьей.

«Королек – птичка певчая»

Любовный роман «Королек – птичка певчая» повествует о молодой учительнице Феридэ, чья судьба складывается очень тяжело. Она рано становится сиротой. Став взрослой, необыкновенной красоты девушка становится невольным объектом грязных сплетен, что заставляет ее часто переезжать. Затем начинается война, а с ней приходят новые лишения.

На первой работе Феридэ в глухой деревушке Зейнилер в ее класс попадает красивая девочка Мунисе десяти лет.

Несмотря на способности к учебе, она редко посещает школу, дома много работы, надо помогать отцу-леснику и мачехе, которая всячески издевается над падчерицей. Одноклассники также не любят Мунисе и избивают ее, заметив привязанность к ней учительницы [15].

Жизнь Мунисе действительно трагична. Ее мать – падшая женщина, которую изгнали из деревни, а все шишки летят на бедную дочь. Феридэ решает, что невинный ребёнок не может и не должен отвечать за грехи родителей и забирает девочку жить к себе.

К сожалению, маленькая красавица заболевает дифтерией. Доктора борются за ее жизнь, но уже слишком поздно. Мунисе умирает [14, с. 340]. Феридэ, как могла, пыталась сделать ее счастливой, заботилась о ней, как о родной дочери, и, нам кажется, у нее получилось.

К данным примерам применима известная пословица «Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил» [17, с. 278], ведь именно чужие, на первый взгляд люди, сыграют важную роль в воспитании детей, которых они возьмут под свое крыло.

Результаты опроса

Завершая работу, расскажем об опросе [16], в ходе которого респондентам предлагалось ответить на следующие вопросы:

  1. Актуальна ли на сегодняшний день проблема подготовки к родительству у молодежи? («Да» – 78,8% опрошенных, «нет» – 21,2%).
  2. С какого возраста следует начинать готовиться к родительству? (до 18 лет – 12,5% опрошенных, 18-20 лет – 25%, 20-25 лет – 53,8%, старше 25 лет – 8,8%)
  3. Может ли приемный ребенок стать родным? («Да» – 87,5% опрошенных, «нет» – 12,5%).
  4. Знаете ли Вы примеры готовности к родительству у молодежи из русской художественной литературы? («Да» – 8,7% опрошенных, «нет» – 91,3).
  5. Получилось ли стать хорошими родителями у персонажей названных произведений? («Да» – 29,8% опрошенных, «нет» – 70,2%).
  6. Знаете ли Вы примеры готовности к родительству у молодежи из зарубежной художественной литературы? («Да» – 3,7% опрошенных, «нет» – 96,3).
  7. Получилось ли стать хорошими родителями у персонажей названных произведений? («Да» – 27,3% опрошенных, «нет» – 72,7%).

Заключение

Не все люди, став родителями после родоразрешения, готовы стать настоящими отцом и матерью для своих детей. Причин тому много: слишком юный для родительства возраст, легкомысленное отношение ко всем серьезным вещам, обстоятельства, действительно не зависящие от человека.

А иногда, чтобы воспитать из малыша достойного человека, не обязательно быть его биологическими отцом или матерью, главное, действительно вкладывать в ребенка все самое хорошее, заботиться о нем и оберегать его.

Таким образом, нам удалось выяснить, как происходит готовность к родительству у молодежи на примере героев художественной литературы, что являлось целью нашей работы.

 

Список литературы:
1. Митчелл М. Унесенные ветром: Роман. Т.2/Пер. с англ. Т. Кудрявцевой. – Л.: Лениздат, 1989. – 575 с. 
2. https://zen.yandex.ru/media/bellalavanda/pravda-ob-ujasnoi-materi-skarlett-ohara-5eeb967d4e8d5c252c06ea42 (дата обращения: 01.04.2022)
3. http://wp.wiki-wiki.ru/wp/index.php/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%82_%D0%9E%E2%80%99% D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%B0 (дата обращения: 13.05.2022)
4. Толстой Л. Собрание сочинений. В 12-ти томах. Т. IV. Война и мир. Т. I. Примеч. Л. Д. Опульской. Оформл. худ. И. Жихарева. М., «Худож. лит.», 1973. – 376 с. 
5. Толстой Л. Собрание сочинений. В 12-ти томах. Т. 7. Война и мир. Т. 4. Примеч. Л. Д. Опульской. Оформл. худ. И. Жихарева. М., «Худож. лит.», 1974. – 400 с.
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%88%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0 (дата обращения: 02.05.2022)
7. https://www.literaturus.ru/2015/12/natasha-rostova-vojna-i-mir-harakteristika-obraz.html (дата обращения: 17.05.2022)
8. Толстой Л. Собрание сочинений. В 12-ти томах. Т. 8. Анна Каренина. Роман в восьми частях. Части первая – четвертая.  Примеч. Э. Г. Бабаева. Оформл. худ. И. Жихарева. М., «Худож. лит.», 1974. – 480 с.
9. Толстой Л. Собрание сочинений. В 12-ти томах. Т. 9. Анна Каренина. Роман в восьми частях. Части пятая – восьмая.  Примеч. Э. Г. Бабаева. Оформл. худ. И. Жихарева. М., «Худож. лит.», 1975. – 448 с.
10. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%B0_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0 (дата обращения: 18.05.2022)
11. Шолохов М. Собрание сочинений. Т, 8. М., «Художественная литература», 1969. – 480 с.
12. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B0_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0 (дата обращения: 14.05.2022)
13. https://briefly.ru/sholohov/sudba_cheloveka/ (дата обращения: 13.05.2022)
14. Гюнтекин Р. Н. Королек: Романы/Пер. с турец. И. Печенева; Худож. А. А. Шуплецов. – Мн.: БАДППР, 1994. – 608 с. – (Ностальгия).
15. https://briefly.ru/guntekin/ptichka_pevchaia/ (дата обращения: 14.05.2022)
16. https://docs.google.com/forms/d/1pGyVFD28cvTkSPEYpTRI865HDgJalqYKmHUFgDVokGU/edit#responses (дата обращения: 20.05.2022)
17. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., «Рипол-Классик», 2021. – 416 с.