О необходимости введения факультативного школьного предмета «основы психологии жизни»
Конференция: XXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Педагогическая психология
XXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
О необходимости введения факультативного школьного предмета «основы психологии жизни»
ON THE NEED FOR INTRODUCTION OF THE OPTIONAL SCHOOL SUBJECT “BASES OF PSYCHOLOGY OF LIFE”
Svetlana Dolgikh
Postgraduate FGAOU VO "VolGu", Volgograd State University, Russia, Volgograd
Аннотация. Постоянные изменения в обществе, скорость подачи информации, трансформация сознания людей предопределили необходимость поиска оптимального решения того, как воспитать полноценную психически устойчивую к быстрым изменениям личность. Программа «Основы психологии жизни» подразумевает осветить основные вопросы организации жизнедеятельности. Данный проект нацелен на комплексное развитие личности. Базовые знания о себе как человеке и личности, об устройстве нервной системы, о свойствах своей психики, о том, как это влияет на человека и как все это более успешно адаптировать под жизнь в обществе, развитие навыков для дальнейшей профессиональной деятельности.
Abstract. Constant changes in society, the speed of information flow, and the transformation of people's consciousness have predetermined the need to find the optimal solution to how to bring up a fully-fledged personality that is mentally resistant to rapid changes. The program "Fundamentals of the psychology of life" is intended to highlight the basic issues of life. This project is aimed at the integrated development of personality. Basic knowledge about yourself as a person and person, about the structure of the nervous system, about the properties of your psyche, about how it affects a person and how to adapt all this more successfully to life in society, the development of skills for further professional activities.
Ключевые слова: как воспитать психически устойчивую личность; основы психологии жизни; адаптация в школе; психология для школьников; факультатив психология.
Keywords: how to raise a mentally stable personality; the basics of the psychology of life; adaptation at school; psychology for students; optional psychology.
Школа – один из институтов социализации. Это становится очевидным из функций, которые возлагают на школу. Основными функциями обучения являются: образовательная, развивающая, воспитательная. Воспитательная функция связана с формированием у учащихся нравственности, эстетических представлений и вкусов, системы взглядов на мир, способности следовать социальным нормам поведения.
Для более глубокого понимания слова «воспитание» обратимся к этимологии. В латинском (educatio) и немецком (Erziehung) словах, обозначающих это понятие, мы находим корень, общий с глаголами вести, тянуть (ducere, ziehen); в русском слове корень общий с глаголом питать, что гораздо правильнее [2]. "Слово воспитание прилагается не к одному человеку, но также к животным и растениям, а равно к историческим обществам, племенам и народам, т. е. к организмам всякого рода, и воспитывать, в обширнейшем смысле этого слова, значит способствовать развитию какого-нибудь организма посредством свойственной ему пищи, материальной или духовной" [3]. По отношению к человеку воспитание определяется следующим образом: это есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребенка или юношу, имеющее целью довести его до той доли самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначения человека на земле.
В документах об образовании декларируется курс на повышение базовой культуры личности, гуманизацию и гуманитаризацию образования. Для осуществления данных тенденций в образовании необходим практический курс о знании человека, в частности знании его психологии. Введение факультативного курса «Основы психологии жизни» позволит личности сформировать систему знаний о себе, о законах взаимодействия людей, узнавать свои собственные возможности и расширять их, т.е. овладевать психологической культурой.
Актуальность проекта. Важнейшей целью системы школьного образования является подготовка учащихся, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях постиндустриального общества.
О необходимости внедрения дисциплины психологии не угасают споры, в некоторых республиках данная дисциплина успешно преподается и уже подтвердила свою необходимость.
С какими трудностями могут столкнуться школьники? Стрессы, тревога перед экзаменами, травля со стороны сверстников, неадекватная оценка способностей со стороны педагогов, социофобия, излишняя агрессия. После выпуска из школы ребенок знает все базовые предметы школы, но не всегда знает, что делать со своей жизнью. Как строить правильные взаимоотношения с людьми, что значит создать семью и нести за нее ответственность, как справляться с агрессией собственной и агрессией окружающих и многие другие важные аспекты жизни.
Именно поэтому необходимо внедрить в школьную программу предмет, который помог бы ребятам справиться с трудностями, которые возникают в школе и после нее. Помог бы определиться с профессией до поступления, чтобы это был осознанный выбор.
Специалистами в области психологии доказано, что чем здоровее происходил процесс взросления у ребенка, тем крепче его психика. Не трудности закаляют, а умение правильно определить эту трудность и справится с ней тогда, когда эта трудность возникла, а не тогда, когда эта трудность много лет давит на психику и не позволяет человеку раскрыться в полной мере. Оканчивая школу, лишь малый процент детей понимает в каком направлении им двигаться дальше. Основная масса поступает в те учебные заведения, в которых: есть свободные места, попали в проходной балл, сказали родители и др. Это порождает впоследствии нежелание обучаться, нежелание идти работать по профессии или развиваться в области данной профессии. Отсюда мы получаем не всегда компетентных специалистов. Работая со старшеклассниками, психолог может помочь определить и развить навыки, умения, необходимые в жизни.
Дети наше будущее. Именно поэтому необходимо вырастить психически крепкое и устойчивое поколение, способное справляться с невзгодами и правильно выходить из трудных ситуаций. Ведь если человек полон противоречий – ему трудно дать другим что- либо. Чем тверже и увереннее молодежь, чем крепче она стоит на ногах, тем больше эта молодежь может сделать для своего города и для своей страны.
Научная новизна:
- Отсутствие программ, позволяющих обучаться "наукам жизненным". Каждый ребенок сможет получить знание о самом себе как личности, субъекте взаимоотношений, узнать о своих способностях и возможностях их реализации.
- Большинство старшеклассников, оканчивая школу, не в состоянии ответить на вопрос о своих профессиональных интересах в силу неопытности. Программа позволит выявить задатки и способности к определенному виду деятельности, соотнести их с желаниями и потребностями личности и, исходя из этого, определить свои дальнейшие цели.
- Не каждый ребенок готов открыто говорить о проблеме, которая у него возникла, об этом свидетельствуют различные исследования. Теоретический курс позволит дать эти ответы каждому. В систему входят 9 разделов с определенной темой. Каждая тема отражает различные аспекты жизни.
В Министерстве Образования не раз высказывались идеи внедрения различных факультативных дисциплин. Некоторые даже реализуются: семьеведение (Анна Кузнецова), нравственные основы семейной жизни (Авторы курса — священник из Екатеринбурга Дмитрий Моисеев и монахиня Среднеуральского монастыря Нина (Крыгина)). Минздрав России предложил ввести в школах курс психологии, который можно преподавать во время основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Уже подобрана команда авторов и специалистов, которым предстоит написать учебники для 3—11-х классов. Главный психиатр Минздрава Зураб Кекелидзе рассказал, что черновые варианты пособий для третьего и четвертого классов уже готовы [1]. А ещё готовится курс лекций по детской и подростковой психологии для педагогов. Данные программы успешно реализуются и уже доказали свою эффективность.
Введение проектов, нацеленных на личностное развитие, не является новшеством. В некоторых странах и республиках нашего государства есть факультативные занятия психологией, но в различных контекстах. Если проекты, введенные уже в систему образования, рассматривают только часть общественных отношений, чаще всего они касаются отношений в семье. То программа «Основы психологии жизни» подразумевает осветить основные вопросы жизнедеятельности. Данный проект нацелен на комплексное развитие личности. Базовые знания о себе как человеке и личности, об устройстве нервной системе, о свойствах своей психики, о том, как это влияет на человека и как все это более успешно адаптировать под жизнь в обществе. Развитие навыков для дальнейшей профессиональной деятельности.
Задачи проекта: Задачи программы направлены на формирование в мировоззрении ученика картины мира, позволяющей развиваться его личности в гуманистическом ключе.
Задачами учебно-развивающего и воспитывающего процесса являются:
1) воспитание зрелой, уверенной личности;
2) умение справляться с конфликтами, находить продуктивные решения;
3) получение знаний о себе, своих способностях. Умение применять эти знания на практике;
4) формирование системообразующей теоретической базы для сознательного управления учащимися своего развития;
5) формирование важнейших жизненных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе;
6) формирование устойчивых навыков конструктивного общения, развития социальной компетентности;
7) формирование у учащихся базовой школы личностной готовности к первичному профессиональному самоопределению и выбору профиля обучения в старшей школе;
8) содействие профессиональному самоопределению учащихся старших классов;
9) профилактика отклоняющегося поведения учащихся;
10) формирование представлений о взаимоотношениях с противоположным полом.
Данный проект является экспериментальным, поэтому вводится только для 10 – 11 классов. Если проект будет успешно реализован, предполагается введение базового курса для учащихся, начиная с 7 класса, расширив спектр вопросов для изучения.
Для подтверждения тезиса о необходимости внедрения проекта на базах школ было проведено пилотажное исследование. При помощи эмпирических методов исследования – социального опроса и беседы. Исследование проводилось в двух направлениях:
Первая группа опрашиваемых – школьные учителя. На вопрос о том, проводятся ли беседы с учащимися на нравственные темы, обсуждаются ли вопросы личностного роста, интереса к профессиям и т.д.
49 человек из 60 ответили отрицательно. Главной причиной сложившейся ситуации является нехватка времени.
Вторая группа опрашиваемых – учащиеся старших классов (15 – 17 лет) и их родители. Всем респондентам было предложено ответить на вопрос: «Необходимы ли в школе факультативные занятия по психологии»? (Было бы полезно, если б в школе давали представления о взаимоотношениях, способах выхода из конфликтов, умении строить отношения, знать о своем характере и темпераменте, проводили профориентированные тесты и т.д. ).
57 из 60 опрошенных ответили положительно. Главной причиной является интерес к психологии как науке, интерес к себе как личности, возможность получить ответы на вопросы, круг которых не входит в школьную программу.
Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод о существовании потребности введения факультатива «Основы психологии жизни». О возрастающем интересе к себе как личности и к окружающим. О желании конструктивных коммуникаций.
Практическая польза работы для развития теории психологии заключается в возможности подготовки учащихся, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях постиндустриального общества, воспитание более совершенной и зрелой личности. Практическая польза заключается в умении применять знания о себе на практике, не только в теории изучать себя как личность, улучшить условия жизнедеятельности, научиться строить гармоничные отношения с окружающими.