Статья:

Гендерные особенности старших школьников

Конференция: XLIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Сеньков А.С., Павлова Т.А. Гендерные особенности старших школьников // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLIX междунар. науч.-практ. конф. — № 4(49). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 45-48.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Гендерные особенности старших школьников

Сеньков Александр Сергеевич
студент института педагогики и психологии Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, РФ, г. Брянск
Павлова Татьяна Александровна
канд. психол. наук, профессор, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, РФ, г. Брянск

 

GENDER CHARACTERISTICS OF HIGH SCHOOL STUDENTS

 

Alexander Senkov

Student of the Institute of Pedagogy and Psychology of the Belarusian State University named after I. P. Petrovsky, Russia, Bryansk

Tatyana Pavlova

Candidate of Psychological Sciences, Professor, of the Institute of Pedagogy and Psychology of the Belarusian State University named after I. P. Petrovsky, Russia, Bryansk

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются гендерные особенности юношей и девушек старшего школьного возраста. Выявлено преобладание

характеристик фемининности у девушек и маскулинности среди юношей.

Abstract. This article examines the gender characteristics of boys and girls of high school age. The predominance of the characteristics of femininity among girls and masculinity among boys was revealed.

 

Ключевые слова: гендер; фиминность; андрогинности; маскулинность; старшие школьники.

Keywords: gender; femininity; androgyny; muscularity; high school students.

 

В современных социально-экономических условиях происходят активные преобразования в научно-технической и информационной сферах.  Постоянные научные открытия активизируют потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, мыслить и изобретать в быстро меняющемся социальном пространстве.

На сегодняшний день проблема поиска средств развития личности школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения становится очень важной. Это связано с реализацией новых образовательных стандартов, которые указывают на важность развития личности в различных ее проявлениях, в том числе и творческого подхода к решению образовательных задач.

Проблема изучения гендерных особенностей личности в современных условиях науки и образования является актуальной в связи с использованием данного феномена в практической сфере жизнедеятельности.

Проблеме изучения гендера посвящены многочисленные работы как зарубежных (Ш. Берн, С. Бэм, Дж. Мани, З. Фрейд, К. Юнг и др.), так и отечественных исследователей (В.С.Агеев, Г.М. Андреева, В.Ю. Соколов, И.С. Клецина, О.А. Воронина и др.).

В исследовании понятия гендера существует ряд противоречивый взглядов, связанных с отождествлением понятия «пол» и понятие «гендер», как единая взаимообусловленная система, а также мнение о том, что это две противоположных характеристики человека [2].

В социологическом словаре, гендер определяется как совокупность представлений о личностных и поведенческих особенностях мужчины и женщины, которые определяют женственность и мужественность.

Понятие фемининности представляет собой объединение качеств личности, таких как: верность, доверчивость, искренность, хрупкость, эмоциональность. Феминность включает в себя как биологические, так и социальные характеристики и не привязана исключительно к женскому полу [1]. Совокупность качеств личности, проявляющиеся в агрессивности, напористости, независимости называется маскулинностью. Люди с выраженными чертами маскулинности проявляют себя как серьезные, стремящиеся защищать свои взгляды личности. Как и феминность, маскулинность не привязана исключительно к мужскому биологическому полу, однако ассоциируется с ним [1]. Если при изучении характеристик у испытуемых нет четкого выражения маскулинности или фемининности, то тогда можно говорить о третьей психологической характеристике − об андрогинности.    

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №1 пгт. Погар, Брянской области. В исследовании участвовали учащиеся 10-го класса, в количестве 26 человек, среди которых 11 юношей и 15 девушек.

В нашем эмпирическом исследовании были изучены гендерные особенности старшеклассников с помощью опросника «Маскулинность-феминность С. Бэм (модификация И. С. Клециной). Методика состоит из 60 прилагательных, каждое из которых испытуемый оценивает на наличие или отсутствие у себя ответа «да» или «нет» исходя из того, насколько точно оно его характеризует. Целью использования методики было выявление степени выраженности феменинных и маскулинных характеристик и определение типа личности (феменинный, маскулинный, андрогинный). Результаты представлены в таблице 1

Таблица 1.

Результаты исследования гендерных характеристик юношей и девушек старшего школьного возраста

Типы личности

Юноши (%)

Девушки (%)

В целом по выборке %

Фемининный

18

47

35

Маскулинный

55

6

27

Андрогинный

27

47

38

 

Анализ результатов исследований гендерных характеристик юношей    показал, что у 55% испытуемых доминирует маскулинность.  Это указывает на то, что большинство испытуемых юношей самодостаточны, мужественны, амбициозны, надежны, умеют принимать решения, брать на себя ответственность. Так же результаты показали, что у 27% юношей    преобладают   андрогинные   характеристики. У них четко выраженная   собственная позиция, преобладание агрессивности, индивидуализма, дух соревнования, способность вести за собой, амбициозность, склонность к риску, но присутствуют и такие качества как: умение уступать, нежность, падкость на лесть, застенчивость, преданность, доверчивость.

В соответствии с данными таблицы 1 можно сказать, что проявления фемининных качеств у юношей выявлено у 2 человек, что составляет 18%. Эти юноши имеют мягкость характера, выраженную доброжелательность, доверчивость. Таким образом, было выявлено, что у большинства юношей доминируют маскулинные и андрогинные характеристики.

Далее рассмотрим результаты гендерных характеристик у девушек старшего школьного возраста. Анализ результатов, представленных в таблице 1 показал, что для девушек в равной степени характерны фемининные и андрогинные стереотипы − по 47%. Это может говорить о том, что для таких испытуемых девушек характерна теплота, умнеют сочувствовать, сердечность, любовь к детям. Характеристиками андрогинного типа личности являются сочетание самодостаточности, мужественности, нежности, доверчивости, доброты.

Кроме этого в нашем исследовании выявлена 1 девушка которая имеет черты мужественности, самостоятельности, т.е. выражена маскулинность.

Таким образом, полученные результаты гендерных характеристик у юношей и девушек позволяют сделать вывод о том, что:

- юноши имеют более выраженные маскулинные черты, которые делают их более мужественными, напористыми, выдержанными, рискованными;

- для девушек в целом свойственны смешанные стереотипы. Они считают, что женщины могут быть одновременно понимающими, сердечными, мягкими, инфантильными, спокойными, заботливыми, доверчивыми, умеющими уступать, нежными, падкими на лесть, застенчивыми, преданными, любящими и в то же время верить в себя, проявлять напористость, защищать свои взгляды, быть способными к лидерству, независимыми агрессивными, амбициозными, склонными к риску, властными.

 

Список литературы:
1. Бем, С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. - 336 с. - ISBN 5-8243-0587-0. – Текст: непосредственный
2. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2001. – 320 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://pedlib.ru/Books.
 (дата обращения: 02.02.2021).
3. Гендерная психология и педагогика. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Под общ. ред. Ключко О. И.  - М.: Издательство Юрайт. – 2019. – 404с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://urait.ru/book/gendernaya-psihologiya-i-pedagogika-436985 (дата обращения: 23.02.2021).
4. Олейникова, Е. Ю. К проблеме исследования гендерной идентичности // Вопросы науки и образования. – 2018. – №8. – С. 176-178. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://  cyberleninka.ru. (дата обращения: 27.01.2021).