Статья:

Значение поведенческих симптомов в понимании сенсорной алалии у детей

Конференция: XLIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная психология

Выходные данные
Чобану А., Быченко А.Р. Значение поведенческих симптомов в понимании сенсорной алалии у детей // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLIX междунар. науч.-практ. конф. — № 4(49). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 18-25.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Значение поведенческих симптомов в понимании сенсорной алалии у детей

Чобану Адриана
канд. психол. наук, доцент, Кишиневский государственный университет «Ион Крянгэ», Молдова, г. Кишинев
Быченко Айгуль Разифовна
аспирант кафедры специальной психопедагогики, Кишиневский государственный университет «Ион Крянгэ», Молдова, г. Кишинев

 

THE SIGNIFICANCE OF BEHAVIORAL SYMPTOMS IN UNDERSTANDING SENSORY ALALIA IN CHILDREN

 

Adriana Ciobanu

Candidate of psychological sciences, associate professor, Chisinau State University "Ion Creanga", Moldova, Chisinau

Aigul Bychenko

Post-graduate student of the Department of Special Psychopedagogy, Chisinau State University "Ion Creanga", Moldova, Chisinau

 

Аннотация. Сенсорная алалия - нарушение понимания речи при сохранном слухе. При сенсорной алалии преимущественно страдает речевой гнозис, нарушается анализ звуков, в том числе слышимых, между звуковым образом и обозначаемым им объектом не образуется связь - ребенок слышит, но не понимает адресованную речь (слуховая агнозия). Анатомически слуховая и вестибулярная системы имеют общую локализацию. Вестибулярный аппарат играет важную роль в формировании умственной деятельности ребенка. В статье обсуждается потенциальная связь между вестибулярными расстройствами и нарушением слухового восприятия.

Abstract. Sensory alalia - impaired understanding of speech with preservation of hearing. With sensory alalia predominantly suffers speech gnosis, the analysis of sounds, including audible speech is disturbed, a connection is not formed between the sound image and the object it designates - the child hears but does not understand the addressed speech (auditory agnosia). Anatomically, the auditory and vestibular systems have a common localization. The vestibular system plays an important role in the formation of a child's mental activity. The article discusses the potential relationship between vestibular disorders and impaired auditory perception.

 

Ключевые слова: сенсорная алалия; слуховой гнозис; слуховая агнозия; вестибулярные ощущения.

Keywords: sensory alalia; auditory gnosis; auditory agnosia; vestibular sensations.

 

В классической логопедии выделяют две основные формы алалии: моторную и сенсорную. Если понимание моторной алалии в науке расширялось, то представления о сенсорной алалии вызывали дискуссии. Одни исследователи ставят под сомнение существования такого речевого нарушения, другие считают его крайне редким. Являясь междисциплинарной наукой, логопедия синтезирует представления об алалиях с точки зрения специальной психологии, нейропсихологии, психолингвистики, неврологии и других областей знания.

В логопедии, как и в других научных областях сенсорная алалия описана недостаточно, что вероятнее всего обусловлено следующими причинами: низкое распространение данной речевой патологии, проблема отсутствия диагностических критериев, нерешенные проблемы дифференциальной диагностики. Кроме этого, не исключено, что это состояние, безречья обусловленное сенсорной недостаточностью слухового анализатора, может быть лишь симптомом в синдроме какого-либо заболевания. Рассмотрим научные взгляды на данную проблему.

Под термином «сенсорная алалия» понимается отсутствие или недоразвитие речи ребенка, которое характеризуется нарушением в ее понимании, при первично сохранном интеллекте и физическом слухе [8]. В медицине это состояние классифицируется как расстройство рецептивной речи (F80.2). Прогрессивные исследования в области детской неврологии развиваются в русле нового научного направления – детской поведенческой неврологии – области, которая изучает связь между проблемами в поведении и обучении и их неврологической основы. Понятие сенсорной алалии тождественно терминами «слуховая вербальная агнозия», «нарушение обработки аудиальной информации» [13].

Научный взгляд на проблему алалии в том числе и сенсорной, определяется прежде всего концептуальными взглядами исследователей. Так, например, в русле психологических исследований Р.Е.Левина выделила группу детей с неполноценным слуховым (фонематическим) восприятием. В лингвистической концепции В.К.Орфинская выделила 3 формы сенсорной недостаточности: (при нарушении звукового анализа, когда ребенок не дифференцирует отдельные звуки, не различает комплексы звуков) и одну форму вторичной – сенсомоторная амнестическая. С точки зрения нейропсихологического анализа механизмов нарушений речи Т.Г.Визель выделяет сенсорную агностическую и сенсорную языковую алалию. Ведущим симптомом в определении сенсорной алалии любой из классификаций является нарушение понимания речи [6, 12, 14].

Нарушение понимания речи может проявляться в разных степенях тяжести (от крайне тяжелой до более легких форм). У детей с сенсорной алалией отмечается ряд особенностей нарушений слуховой функции. Реакция на звуковые раздражители вариабельна: в одних случаях ребенок проявляет ее, в других, даже, при условии повышения уровня звука, не проявляет. Обнаруживаемое состояние является следствием неполноценности коркового отдела слухового анализатора. Как отмечают исследователи сверхсильные раздражители включают в коре головного мозга функциональную блокаду и выключают из деятельности нейроны, характеризующиеся нарушением процесса их созревания. Так становится понятным, что для ребенка с описываемым нарушением для восприятия доступна тихая, спокойная речь. Важным оказывается интервал между звуковыми раздражителями, что говорит о замедленном процессе мозговой обработки слуховой информации [4, 11, 14].

Повреждение слухового анализатора на центральном уровне вполне может выражаться в повышенной чувствительности (гиперакузии) к раздражителям: звуки, не имеющие для одних значения, вызывают у такого ребенка неадекватные реакции: похлопывание ладонями по ушам или их закрывание, истерики.

Многие авторы пишут, что сами звуки окружающего мира не представляют для ребенка значения: дети быстро отвлекаются, перестают слушать, слуховое внимание быстро истощается, кроме этого обращают внимание на нарушение слуховой памяти и ее низкий объем. У таких детей как правило не формируется связь между словом и предметом или действием. Н.Н.Трауготт, С.И.Кайданова обозначили это явление замыкательной акупатией. В зависимости от степени тяжести нарушения одни дети могут понимать отдельные обиходные слова и проявлять спонтанное говорение, другие наоборот, совсем не понимают речь. Как правило не могут слушать, когда им читают. Пользуются мимикой и жестами. Во время игры модулировано лепечут. Данных об специфических особенностях поведения детей с сенсорной алалией практически нет, но большинство авторов характеризуют характер развития их личности как патологический [8, 11].

Нейропсихологический подход к изучению гностической сенсорной алалии Т.Г.Визель называет наиболее вероятными причинами нарушение билатеральных процессов и/или поражение височных долей правого и левого полушария. Изначально, ребенок усваивает неречевые шумы из окружающей действительности. Эту функцию берет на себя височная доля правого полушария, которая отвечает за неречевой слуховой гнозис. Из неречевых шумов височная доля левого полушария извлекает «полезные», которые трансформируются в звуки речи – так формируется речевой слуховой гнозис, который является базой фонематической системы. При условии недостаточно накопленной слуховой базы, у ребенка не формируется способность ориентироваться в акустических шумах и как следствие не возникает понимания речи окружающих. Центральным патогенетическим механизмом сенсорной языковой алалии автор считает нарушения в работе проводящих путей, поставляющие зрительные образы с зоной предназначенной для формирования фонематического слуха. Слово для ребенка остается непонятным [6,7].

Учитывая тот, факт, что в литературе хотя и недостаточно данных о клинических, психологических и поведенческих признаках сенсорной алалии, рассмотрим некоторые особенности, проявляющиеся у детей с этим расстройством на примере описываемых ниже случаев. Справедливо будет отметить, что описываемые случаи (диагностированные на базе частного логопедического центра «Сенсориум» в г. Тирасполь, Молдова) не следует рассматривать как признаки расстройства аутистического спектра, так как для детей была доступна невербальная и отчасти вербальная коммуникация, имитация, способность устанавливать зрительный контакт и проявление эмоций.

Случай 1. Мальчик, 6 лет. Анамнез отягощен. Ребенок до 3-х лет не говорил. Со слов мамы ребенок реагирует, на то, что ему интересно. Любит слушать аудиозаписи музыкальных инструментов, звуков животных, песни конкретного исполнителя. При этом проявлялась истерика при звуках хлопков в ладоши. Длительное время боялся звука фена, пылесоса – закрывал уши. Не любит мультфильмы. Говорение акустически не четкое. На игровых площадках наибольшее предпочтение отдает качелям и батутам, катается очень долго.

Случай 2. Мальчик 3 года, 2 месяца. Анамнез отягощен. Речь лепетная. Ребенок до года развивался в рамках нормы. Со слов мамы после вакцинации произошел регресс в речи. Ребенок начал часто кружиться, закрывать уши на раздражители. Появилось нежелание слушать сказки, при слушании отбирает книжку. На игровых площадках предпочитает качели и батуты, катается и прыгает на протяжении длительного времени.

Случай 3. Девочка, 5 лет 7 месяцев. Анамнез отягощен. До 3-х лет речи не было. На фоне лечения начали появляться слова. Со слов мамы, девочка многое понимает, но слова не употребляет. К 5 годам появились фразы и бытовые обращения. Боится шумов, в течение практически всего дня напевает. Ранее целенаправленно шумела игрушками, много пищала. На детской площадке более всего предпочитает кружиться и прыгать на батутах, кататься на качелях. Прыгает катается на протяжении длительного времени.

Случай 4. Мальчик, 3 года, 3 месяца. Анамнез отягощен. Речи нет, понимание контекстное; на эмоциональном фоне или при выражении своих потребностей могут проявляться фонетически нечеткие акустические образы, состоящие из двух-трех не более звуков. На детских площадках предпочитает горки, качели, часто кружится. Катается, кружится подолгу.

Описанные поведенческие особенности у детей с сенсорной алалией объединяет интересный факт – повышенное желание к катанию на качелях, прыжкам на батуте, кружению, что свидетельствует о повышенной потребности ребенка к вестибулярным ощущениям. Рассмотрим нейрофизиологические механизмы слуховой и вестибулярной систем.

Сенсорные системы слуха и равновесия являются родственными системами. Анатомически орган слуха построен очень сложно и состоит из наружнего, среднего и внутреннего уха. Вестибулярная система локализуется во внутреннем ухе, которое представляет собой систему лабиринта и извилистых каналов, заполненных жидкостью. В лабиринте находятся сразу два органа: орган слуха и орган равновесия – вестибулярный аппарат. Единство этих систем проявляется в том, что их рецепторные аппараты тесно связаны друг с другом – обработка поступающей энергии осуществляется одними и теми же клетками – волосковыми. Хотя упоминаемы сенсорные системы воспринимают разные сигналы из окружающей среды, это наталкивает на размышления [2].

Вероятнее всего детский мозг, обладая определенной пластичностью «включает» мало нам понятные механизмы компенсации используя сохранные системы – в данном случае, как уже говорилось выше, слуховая система является неповрежденной. Таким образом, бессознательно протекающая потребность в активизации восприятия стимулов окружающего мира вызывают у ребенка самостимулирующее поведение.

Сниженная активность вестибулярной системы вполне может быть причиной «вестибулярно-билатерального» нарушения которое, может объяснять языковые и речевые проблемы. Здесь уместно процитировать автора теории сенсорной интеграции Джин Айрес: «Ощущение движения в пространстве, например, при катании на каруселях, доставляет детям со сниженной активностью вестибулярной системы особое наслаждение». Они, как правило катаются и кружатся на качелях, каруселях гораздо больше других, и им хочется делать это еще быстрее [1, с.102]. Отражение этого высказывания отмечается в выше описанных наблюдениях, а нарушения билатеральных процессов вполне могут, как уже описывалось с нейропсихологической позиции, быть основой нарушения слухового восприятия. В исследовании, проведенном Ефимовой В.Л., Ефимовым О.И. [10], с целью изучения состояния вестибулярной системы и ее связи и когнитивным процессами у детей с нарушениями речи (со специфическими расстройствами речевого развития, экспрессивной и рецептивной речи) отчетливо отмечалась связь. Авторы утверждают, что нарушения в работе вестибулярной системе могут вносить определенный вклад в формирование нарушений речевого развития.

Представляется интересным тот, факт, что вестибулярная система, являясь главным организатором ощущений – участвует в развитии и понимании речи, нарушение которой для сенсорной алалии как правило является ведущим признаком. Механизм речевого развития, безусловно, является весьма сложным. Он основан на постоянном взаимодействии высших и низших уровней. Согласно теории Н.А.Бернштейна [3] к элементарному уровню относят гностико-праксический уровень, а к высшему – символический (языковой). В случае грубых нарушений гностических процессов языковой уровень может остаться незадействованным. Сбои в вестибулярном процессе, которые «располагаются» на нижнем уровне определенно ведут к сбоям на высшем уровне.

В литературе посвященной проблеме аутизма и сурдопедагогики описано значение вестибулярной системы. Исследователи отмечают прямую зависимость между степенью сохранности физического слуха и ощущениями: чем меньше затронут слух, тем в меньшей степени затронуто функционирование вестибулярного аппарата [5]. В преодолении аутизма вестибулярные нагрузки являются важным терапевтическим направлением, которое основано на идее сенсорной стимуляции, которые призваны помочь восстановлению поврежденной нервной системы [9]. Предположительно, имея зачастую сходные симптомы при расстройствах аутистического спектра и сенсорной алалии, логопедическое вмешательство должно начинаться с обогащения сенсорными ощущениями вестибулярную систему прежде аудиальной нагрузки.

Преодоление той или иной недостаточности должно начинаться с низших уровней психической деятельности. В логопедии в настоящее время мало описана связь поведенческих особенностей и нарушений речи. Касательно детей с тяжелыми речевыми расстройствами проявление вестибулярных нарушений не описано. Наука должна интегрировать современные знания наук для формирования максимально эффективной системы работы по преодолению сенсорной алалии. Таким образом, для науки, представляется интересным изучение механизмов проявления сенсорной слуховой недостаточности и поведения ребенка, значение развития вестибулярных ощущений в стратегии преодоления нарушения.

 

Список литературы:
1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. – М.: Теренвинф, 2009. -272 с.
2. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: Учебник для вузов. -3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 317 с.
3. Н.А.Бернштейн. О построении движений – М.: Книга по Требованию, 2012. – 253 с.
4. Бобылова М.Ю., Капустина А.А., Браудо Т.А., Абрамова М.О., Клепиков Н.И., Панфилова Е.В. Моторная и сенсорная алалия: сложности диагностики // Русский журнал детской неврологии. - 2017. - № 4 Том 12. - С. 32-42.
5. Богданова Т.Г. Сурдопсихология : учебник для академического бакалавриата – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. — 235 с.
6. Визель Т.Г. Нейропсихологический анализ грубых нарушений речевого развития // Вестник угроведения. 2015. №3 (22).
7. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. – М.: В.Секачев, 2014. – 262 с.
8. Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений . - 5-е, перераб. и доп. изд. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 703 с.8. Грэндин Т. Отворяя двери надежды: мой опыт преодоления аутизма. - 3-е изд. - М.: Теревинф, 2013. - 179 с.
9. Грэндин Т., Скариано М.М. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма. - 3-е изд.  - М.: Теревинф, 2018. - 184 с.
10. Ефимова В.Л., Ефимов О.И., Николаева В.И., Резник К.Н., Николаев И.В. Специфика вестибулярных нарушений и уровень когнитивного развития у детей с нарушениями речи // IX Всероссийская (с международным участием) научная конференция «Центральные механизмы речи», посвященная памяти проф. Н.Н. Трауготт, Санкт-Петербург, 11–13 ноября 2019 г.: Сборник материалов конференции / Под общ. ред. д. м. н. А.Н. Шеповальникова.. - СПб.: ВВМ, 2019. - С. 38.
11. Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. Логопатопсихология : - М.: ВЛАДОС, 2010. - 462 с.
12. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - Репр. изд. - М.: Альянс, 2013.- 366 с.
13. Ньокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология: в 2 т. Т. 2.. - М.: Теревинф, 2010. - 336 с.
14. Шаховская С.Н., Шохор-Троцкая (Бурлакова) М.К. Логопедия : методическое наследие: пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов: в 5 кн. - М.: Гуманитр. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 311 с.