Статья:

Представление о психологическом благополучии у студентов педиатрического факультета

Конференция: II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Ахмадеева Е.В. Представление о психологическом благополучии у студентов педиатрического факультета / Е.В. Ахмадеева, И.Р. Юсупов, И.С. Ефремов, В.С. Филинова, Д.Р. Хузин // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам II междунар. науч.-практ. конф. — № 2(2). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 96-103.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Представление о психологическом благополучии у студентов педиатрического факультета

Ахмадеева Елена Владимировна
старший преподаватель, Башкирский государственный университет, РФ, Республика Башкортостан, г. Уфа
Юсупов Ильмир Ринатович
старший преподаватель, ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, РФ, Республика Башкортостан, г. Уфа
Ефремов Илья Сергеевич
студент, ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, РФ, Республика Башкортостан, г. Уфа
Филинова Варвара Сергеевна
студент, ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, РФ, Республика Башкортостан, г. Уфа
Хузин Динислам Радикович
студент, ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, РФ, Республика Башкортостан, г. Уфа

 

Notion about psychological well-being of the students of pediatric faculty

 

Akhmadeeva Elena

Senior Lecturer, Bashkir State University, Russia, Republic of Bashkortostan, Ufa

Yusupov Ilmir

Senior Lecturer, Bashkir State Medical University, Russia, Republic of Bashkortostan, Ufa

Efremov Ilya

Student, Bashkir State Medical University, Russia, Republic of Bashkortostan, Ufa

Filinova Varvara

Student, Bashkir State Medical University, Russia, Republic of Bashkortostan, Ufa

Huzin Dinislam

Student, Bashkir State Medical University, Russia, Republic of Bashkortostan, Ufa

 

Аннотация. В статье представлены результаты исследования представления о психологическом благополучии у студентов педиатрического факультета с применением шкалы психологического благополучия Рифф, шкалы субъективного счастья (Любомирски, Леппер, 1999 г.), шкалы удовлетворённости жизнью (Динер, 1985 г.), метода свободных ассоциаций.Мы выявили, что для большинства психологическое благополучие означает спокойствие, отсутствие тревожности и других беспокоящих факторов. Также выявлено, что большинство студентов удовлетворены своей жизнью, оценивают свое психологическое благополучие, как высокое и нормальное.

Abstract. The article presents the results of research presentation on psychological well-being of the students of pediatric faculty with psychological well-being scale Riff, subjective happiness scale (Lubomirski, Lepper, 1999), satisfaction with life scale (Diener, 1985), the method of free association. We found that for the majority of psychological well-being is calm, peace of mind, lack of anxiety and other disturbing factors. It is also revealed that the majority of students are satisfied with their lives, evaluate their psychological well-being, such as high and normal.

 

Ключевые слова: представление о психологическом благополучии; студенты педиатрического факультета; счастье.

Keywords: notionabout psychological well-being; the students of pediatric faculty; happiness.

 

В настоящее время в российской психологии все более активно изучается проблема психологического благополучия личности. Особое значение имеет данная проблема для участников образовательного процесса, в частности, для студентов, поскольку именно им приходится быстро реагировать и адекватно приспосабливаться к изменяющимся условиям, сохраняя при этом внутреннее равновесие, уверенность в себе и удовлетворенность качеством жизни.

Среди отечественных и зарубежных исследователей существует множество подходов к определению психологического благополучия [1][2][4][6][10][14][16].

Одниисследователи (Н. Бредберн, Э. Динер, Л.В. Куликов) считают, что психологическое благополучие определяется достижением удовольствия и избеганием неудовольствия.

Так, Н. Бредберн называет «психологическое благополучие» субъективным ощущением счастья и общей удовлетворенностью жизнью [14].

Другие исследователи (Э. Фромм, В. Франкл, К Рифф, В.П. Фесенко) связывают данный феномен с полнотой самореализации человека в конкретных жизненных условиях и обстоятельствах. К. Рифф определила психологическое благополучие как «базовый субъективный конструкт, отражающий восприятие и оценку своего функционирования с точки зрения вершины потенциальных возможностей человека».  Автор выделила 6 шкал психологического благополучия: самопринятие, личностный рост, цель в жизни, позитивные отношения с окружающими, управление средой и автономия[16].

Ряд авторов (Р.М. Райан, Э.Л. Диси, К. Фредерик, А.В. Воронина) утверждают, что психологическое благополучие базируется на основе психофизиологической сохранности функций, где генетические факторы объясняют индивидуальные различия в психологическом благополучии. Психосоматическое здоровье является уровнем психологического благополучия.

Плеяда исследователей (П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова) интерпретируют данное явление как целостное субъективное переживание счастья, удовлетворённость собой и собственной жизнью, отражающее актуальные и потенциальные аспекты жизни личности.

Исходя из затронутых работ (И.А. Джидарьян, Л.В. Куликов, А.В. Воронина, П.П. Фесенко и др.), мы определили психологическое благополучие, как психический феномен, отражающий субъективное ощущение личностью удовлетворенности отдельными сферами жизни, а также удовлетворенность жизнью в целом.

По мере своего развития человек пересматривает свое представление о многих жизненных явлениях, в том числе и об удовлетворенности/неудовлетворенности жизненными процессами. 

По мнению известного ученого С.Л. Рубинштейна, представление является результатом мыслительной деятельности, приводящей к установлению определенного отношения мыслящего субъекта к предмету его мысли и к суждениям об этом предмете, установившимся в окружении индивида» (Рубинштейн С.Л., 2007).

Несомненно, в представлениях о каком-либо явлении выражается субъективное восприятие этого феномена и личное отношение к нему. Персональный опыт субъекта переносится и при анализе представлений обудовлетворенности жизнью.

На наш взгляд, показалось интересным выявить представления о психологическом благополучии у студентов педиатрического факультета, поскольку данная категория обучающихся обладает рядом особенностей. Регулярный контакт с больными детьми при практическом обучении требует от студентов-педиатров высокого уровня ответственности, сострадания болеющим детям, более обширных знаний,  чем у студентов других факультетов (педиатры работают как с новорожденными детьми, так и с 18-ти летними). Это может создавать предпосылки для особенностей в представлениях о психологическом благополучии среди студентов педиатрического факультета:высокий уровень притязаний студентов к себе, вызванный повышенными требованиями со стороны окружения, осознание ответственности выполняемой работы и другие.Перечисленные доводы подтверждают актуальность определения представления о психологическом благополучии у студентов педиатров.

Цель нашей работы – определить представления о психологическом благополучии у студентов педиатрического факультета.

Мы предполагаем, что представление о психологическом благополучии у студентов педиатрического факультета может отличаться от представлений о психологическом благополучии у студентов других факультетов, в связи со спецификой учебной и практической деятельности.

Для достижения цели мы использовали следующие методики. Шкала психологического благополучия Рифф, адаптированная и валидизированая Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко [9]. Шкала субъективного счастья - экспресс-тест, измеряющий уровень субъективного благополучия испытуемого. РазработанаЛюбомирским и Леппером в 1999 году, переведена и адаптирована Леонтьевым на русском языке в 2003 году [3][7]. Шкала удовлетворённости жизнью - краткий, скрининговыйсамоопросник, предназначенный для массовых опросов респондентов о степени субъективной удовлетворённости их жизнью. ПредложенаДинером и соавторами  в 1985 году, адаптированная и валидизированая Д.А. Леонтьевым и Е.Н. Осиным в 2003 году [7]. Для оценки субъективного уровня психологического благополучия респондентам было предложено оценить свое психологическое благополучие от одного до ста. Для выявления представлений о психологическом благополучии использовался метод свободных ассоциаций.

Участниками исследования стали 62 студента младших и старших курсов педиатрических факультетов медицинских университетов России, средний возраст, которых составил 20,4 лет, из них 5 – мужского пола, 57 – женского. Контрольной группой стали 62 студента, учащиеся младших и старших курсов лечебных факультетов медицинских университетов, средний возраст которых составил 21,3 лет, из них 10– мужского пола, 52 – женского. Для обработки информации были использованы компьютерные программы: Microsoft Excel 2010, STATISTICA 10. Обработка проводилась методами непараметрического анализа (p <0,05).

Исследование проводилось дистанционно, с использованием интерактивных технологий.

Результаты и обсуждения. Проанализировав результаты, полученные с помощью  шкалы психологического благополучия Рифф К.,  мы обнаружили следующее.  Среди студентов педиатрического факультета 48% (30/62) показали результаты ниже среднего нормативного значения, характерного для данного возраста (363 ±24,2 – для мужчин и 370± 34,68 – для женщин). Это говорит о низком показателе результатов по одной или нескольким шкалам, при этом низкие показатели по одной шкале могут компенсироваться высокими по другим шкалам. 33% (21/62) респондентов показали результат ниже среднего нормативного значения  по шкале «Самопринятие», что может говорить о недовольстве собой, беспокойстве по поводу некоторых личных качеств, переживание по поводу событий прошлого у этих студентов. 31% (20/62) студентов показали результат ниже среднего нормативного значения по шкале «Цели в жизни», что может говорить об отсутствии смысла в жизни, небольшого числа целей или намерений, отсутствии чувства направленности, отсутствии перспектив или убеждений, определяющих смысл жизни у этих студентов. 38% (24/62) студентов показали результат ниже среднего нормативного значения по шкале «Позитивные отношения», что может говорить об ограниченном количестве доверительных отношенийс окружающими,  наличии изолированности и фрустрированности этих студентов в межличностных отношениях, нежелании идти на компромиссы и поддерживать важные связи с окружающими. 27% (17/62) студентов показали результат ниже среднего нормативного значения по шкале «Управление средой», что может говорить о наличии у них сложности в организации повседневной деятельности, чувства неспособности изменить или улучшить складывающиеся обстоятельства, безрассудного отношения к предоставляющимся возможностям. 25% (16/62) студентов оказали результат ниже среднего нормативного значения по шкале «Автономия»зависит от мнения и оценки окружающих; в принятии важных решений полагается на мнение других; поддается попыткам общества заставить думать и действовать определенным образом.  48% (30/62) студентов показали результат ниже среднего нормативного значения по шкале «Личностный рост», что может указывать на  осознание отсутствия собственного развития, наличие испытывает скуки и отсутствие интереса к жизни, ощущение неспособность устанавливать новые отношения или изменить свое поведение у этих студентов.

Проанализировав результаты, полученные с помощью шкалы счастья, мы обнаружили, что 90% (56/62) оценивают свое психологическое благополучие как нормальное и высокое.  Это говорит о повышенном субъективном ощущении личностью удовлетворенности отдельными сферами жизни, а также удовлетворенность жизнью в целом среди исследуемой группы.

Проанализировав результаты, полученные с помощью шкалы удовлетворённости жизнью мы обнаружили, что 92% (57/62) удовлетворены своей жизнью.

Сравнения групп, с применением U-критерия Манна-Уитни, критерия Колмогорова-Смирнова не выявили значимых различий между группами. Это говорит о том, что студенты лечебного и педиатрического факультета имеют схожие представления о психологическом благополучии.

Проанализировав результаты, полученные при субъективной оценке респондентами своего психологического благополучия по 100-балльной шкале, мы получили следующее. 13% (8/62) указали меньше 50-ти. При этом 23% (14/62) указали больше чем 90 баллов. Большинство студентов субъективно оценивают свое психологическое благополучие как среднее или высокое.

Проанализировав результаты, полученные с помощью метода свободных ассоциаций, мы получили следующее. Большая часть респондентов употребили такие ассоциации, как спокойствие, душевное равновесие, гармония, характеризующие отсутствие тревожных и других беспокоящих факторов.

Корреляционный анализ выявил, что субъективная оценка своего психологического благополучия по 100-балльной шкале, положительно коррелирует с большинством шкал, а также с результатами скрининговых методик. Наибольшие корреляции: с шкалой субъективного счастья (r=0.63); шкалой удовлетворенности жизнью (r=0.49); шкалами опросника К. Рифф: самопринятие (r=0.48), психологическое благополучие (r= 0,45). Это говорит об адекватной оценке своего психологического благополучия большинством студентов. 

Вывод. Мы выявили, что для большинства психологическое благополучие означает спокойствие, душевное равновесие, отсутствие тревожности и других беспокоящих факторов. Также выявлено, что большинство студентов удовлетворены своей жизнью, оценивают свое психологическое благополучие, как высокое и нормальное. Особенностей в представлениях о психологическом благополучии у студентов педиатрического факультета не выявлено.

Данная тема требует дальнейшего тщательного изучения.

 

Список литературы:
1. Воронина, А.В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы / А.В. Воронина. - Дис. канд. психол. наук: 19.00.04: Томск, 2002. 220 c.
2. Джидарьян И.А. Психология счастья и оптимизма. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – 268 с.
3. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семёнов Д.В. Некоторые психометрические показатели русскоязычного варианта Шкалы субъективного счастья С. Любомирски и Х. Леппер // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 7
4. Куликов, Л.В. Детерминанты удовлетворённости жизнью / Л.В. Куликов // Общество и политика /Ред. В.Ю. Большаков. СПб., Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2000. С. 476-510.
5. Н.Н. Лепешинский. Адаптация опросника «Шкала психологического благополучия» К. Рифф. Психологический журнал, 2007 г., №3, стр. 24-37
6. Обзор зарубежных публикаций, посвященных исследованию благополучия,Бенко Е.В. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2015. Т. 8. № 2. С. 5-13.
7. Осин, Е.Н., Леонтьев, Д.А. (2008). Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия. В сб.:Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов
8. Основы общей психологии: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 713 с. : ил. – (Мастера психологии) . – ISBN 5-314-00016-4. 
9. Т.Д. Шевеленкова, Т.П. Фесенко. Психологическое благополучие личности. Психологическая диагностика, 2005 г., №3, стр. 95-121.
10. Фесенко, П.П. Что такое психологическое благополучие? Краткий обзор основных концепций // Научные труды аспирантов и докторантов. М.: Изд-во Моск. гуманитар. ун-та, 2005. Вып. 46. С. 35-48.
11. Франкл, В. Психотерапияна практике / В. Франкл – Спб: Речь, 2000 г. 256 с.
12. Фромм, Э. Иметь или быть / Э. Фромм. - АСТ: АСТ Москва, 2008. 320 с.
13. Фромм, Э. Человек для себя / Э. Фромм. - Мн.: "Коллегиум", 1992. 253 с.
14. Bradburn, N.M. The structure of psychological well-being. Chicago: Aldine. 1969
15. Diener, E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. 1984. № 95.P. 542-75
16. Ryff, C.D., Keyes, C.L.M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. P. 719–727.