Статья:

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА — ЭТО ПУТЬ К МИРУ ЛИДЕРОВ

Конференция: LXXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Доскельдина А.С., Рамазанова А.С. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА — ЭТО ПУТЬ К МИРУ ЛИДЕРОВ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 10(89). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА — ЭТО ПУТЬ К МИРУ ЛИДЕРОВ

Доскельдина Айдана Серикболкызы
магистр, преподаватель-ассистент, Жетысуский университет им И.Жансугурова, Казахстан, г. Талдыкорган
Рамазанова Аида Сансызбайкызы
магистр, преподаватель-ассистент, Жетысуский университет им И.Жансугурова, Казахстан, г. Талдыкорган

 

DEVELOPMENT OF THE EMOTIONAL INTELLIGENCE IS THE WAY TO A WORLD OF LEADERS

 

Aidana Doskeldina

Master, teacher-assistant, Zhetysu University named after I.Zhansugurov, Kazakhstan, Taldykorgan

Aida Ramazanova

Master, teacher-assistant, Zhetysu University named after I.Zhansugurov, Kazakhstan, Taldykorgan

 

Аннотация. Данная статья исследует роль эмоционального интеллекта в изучении иностранных языков. В ней будут рассмотрены ключевые аспекты эмоционального интеллекта, которые важны для эффективного общения и взаимодействия в повседневной жизни, и то, как их можно применить к изучению иностранного языка. Поскольку люди по своей природе стремятся к общению и установлению связей с другими, понимание и управление собственными эмоциями и эмоциями окружающих имеет решающее значение. Хотя это может казаться обычным действием, на самом деле оно довольно сложное, даже на родном языке, не говоря уж об иностранном. Развитие эмоционального интеллекта при изучении иностранного языка может значительно улучшить процесс обучения и служить показателем прогресса, отличая базового пользователя от свободного и естественного коммуникатора. Это открывает доступ к более глубокому уровню понимания и личного роста. После представления обзора темы в статье будет обсуждено, как интеграция элементов эмоционального интеллекта в преподавание языка может улучшить результаты обучения и его эффективность.

Abstract. This article explores the role of emotional intelligence in learning foreign languages. It will outline key aspects of emotional intelligence that are essential for effective communication and interaction in daily life, and how these can be applied to foreign language learning. Since people inherently seek to connect and communicate with others, understanding and managing one’s own emotions and those of others is crucial. While this may seem straightforward, it is actually quite challenging, even in one's native language, let alone in a foreign language. Developing emotional intelligence in a foreign language can significantly enhance learning and serve as a marker of progress, distinguishing between a basic user and a fluent, natural communicator. It provides access to a deeper level of understanding and personal growth. After presenting an overview of the topic, this paper will discuss how integrating elements of emotional intelligence into language instruction can improve learning outcomes and effectiveness.

 

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, мотивация, студенты, обучение.

Keywords: emotional intelligence, motivation, students, learning.

 

Развитие эмоционального интеллекта это путь к миру лидеров

Наш интерес к психологии усилился во время обучения в магистратуре, в значительной степени благодаря профессору из Санкт-Петербургского университета, с которым мы познакомились во время программы обмена опытом. С того момента мы поняли, что человеческая природа включает в себя не только физические травмы, но и эмоциональные раны, и лечение этих эмоциональных ран не менее сложное, чем лечение физических. Мы были поражены тем, как получасовая беседа с профессором могла глубоко затронуть внутренний мир человека. В то время мы были еще молоды.

С годами, работая преподавателями иностранных языков в университете, мы заметили значительные различия между нынешними студентами и теми, кого мы учили десять лет назад. Уникальные психологические особенности современных студентов стали нас все больше и больше интересовать. На протяжении нашего педагогического опыта мы глубже интересовались когнитивными способностями и эмоциональными реакциями студентов. Этот интерес привел к тому, что мы начали совершенствовать свои педагогические методы для достижения основной цели – улучшить понимание материала студентами, адаптируя процесс обучения под их уникальные психологические профили. В результате наш интерес к педагогике расширился, так как мы осознали важность развития более глубоких педагогических знаний.

Работа преподавателями английского языка оказалась для нас по-настоящему увлекательной. Эта область предоставляет большую гибкость – преподаватели могут использовать любые методы, которые они считают наиболее эффективными для студентов, будь то обучение грамматике посредством увлекательных историй или использование разнообразных аудиоупражнений. Больше всего нам нравится создавать задания, которые соответствуют предпочтениям студентов, побуждая их больше говорить и внимательнее слушать. Несколько раз студенты просили поговорить с нами лично после занятий, и во время этих бесед они часто делились своими глубокими личными мыслями, а в некоторых случаях даже выражали свои эмоции через слезы. Мы продолжаем размышлять, что могло вызвать такие сильные эмоциональные реакции у одного из студентов, который был как исключительно талантливым, так и успешным в учебе. В будущем наша цель трансформировалась в стремление изучить эмоциональный интеллект не только этого студента, но и многих других.

Эту тему впервые представили Питер Саловей и Джон Майер [1]. Они определили эмоциональный интеллект как способность понимать и управлять эмоциями. Дэниел Гоулман [2] представил эмоциональный интеллект как важный фактор в социальной и профессиональной жизни, объяснив его через более широкие интерпретации и модели. Работа этого ученого сосредоточена на роли эмоционального интеллекта в лидерстве, успехе на рабочем месте и отношениях. Ричард Бояцис и Энни Маки также связали эмоциональный интеллект с лидерством в своих исследованиях  [4].

Каждый человек в мире так или иначе занимается обучением, будь то формальным или неформальным. Это может подразумевать, что существует множество специалистов, внимание которых сосредоточено на оптимизации обучения, а также на том, что большинство людей могли бы получить рекомендации по повышению эффективности их обучения посредством специализированных учреждений. Однако это не всегда так. Сингапур выделяется как одна из немногих стран, где все студенты обязаны участвовать в программе социального и эмоционального обучения. Следовательно, многие студенты полагаются на советы своих родителей, учителей и сверстников, которые часто сосредоточены на содержании, а не на методах обучения. Это может привести к заблуждениям, таким как убеждение, что академический успех полностью зависит от врожденного таланта или что текущие навыки фиксированы и неизменны. Данное убеждение отражается в таких практиках, как раннее определение детей по их предполагаемым академическим способностям, что может укрепить идею о том, что эти способности постоянны. Вместо того чтобы показывать персонализированные подходы к улучшению их навыков, студентов часто направляют к ограниченным карьерным перспективам. Как дети, так и их родители могут принять эти ограничивающие убеждения, особенно когда они исходят от обученных профессионалов, которые воспринимаются как эксперты в выявлении слабых мест студентов. Такие предсказания часто становятся самореализующимися, так как исследования показывают, что если учитель верит, что его студенты потерпят неудачу, они с большей вероятностью действительно потерпят неудачу, и наоборот (Розенталь, 1992) [4].

Эмоциональный интеллект как изменяющееся качество

Очень важно, чтобы студенты осознали и интегрировали тот факт, что хотя они не могут изменить свой IQ или личность, они все же могут повлиять на свой эмоциональный интеллект и подход к учебе. Для этого им предлагается проанализировать этот факт в своем собственном контексте, а затем выполнить упражнение, с целью определить, какой интеллект (на основе чек-листов, предоставленных Армстронгом [1] и вдохновленных теорией множественных интеллектов). Подобная методика является сильнейшим стимулом и показывает, каким образом молодые люди могут использовать этот конкретный интеллект для улучшения своей учебной реальности, в данном случае, английского языка. Такое занятие для большинства студентов оказалось очень эффективным, так как оно выявило связи между различными видами интеллекта и дало практические взаимосвязанные рекомендации по небольшим изменениям, которые приводят к значительному улучшению обучения.

Ключевые элементы эмоционального интеллекта, используемые на уроках

После того как студенты приобрели необходимое знание о том, что такое эмоциональный интеллект и какие инструменты он предоставляет, они были готовы начать применять некоторые из элементов. Из-за ограниченного объема работы, данная статья не стремится объяснить основы эмоционального интеллекта (Майер и Саловей, Гоулман или Бреккет), для целей этой статьи достаточно определить его как набор навыков, использующих информационную систему эмоций. Эти навыки были тщательно изучены, и те, которые, вероятно, помогут студентам в процессе реализации, были выбраны.

Ключевые навыки, или элементы, эмоционального интеллекта, которые были отобраны за их потенциал – внести изменения в овладение иностранным языком, делятся на три категории, которые часто переплетаются:

  1. Эмоциональная осведомленность: признание вышеупомянутой системы является основным условием.
  2. Доступ к этой системе: способность идентифицировать эмоции в себе и других людях (вербальные или невербальные сигналы), различать отдельные эмоции, как они смешиваются и изменяются, освоение соответствующего словаря.
  3. Управление и регулирование эмоций: изучение техник успокоения перед экзаменом или презентацией, которые вызывают у студентов нервозность, осознание реакции «борьбы или бегства», мотивация себя во время трудных, повторяющихся, требующих усилий или кажущихся несущественными заданий, вовлечение других людей в обсуждения, решение проблем или группы поддержки по обучению; коротко говоря, использование эмоций и информации, предоставляемой ими, для создания чего-то креативного.

В любое время обучения эмоции всегда присутствуют, независимо от того, осознаются они или нет. Признание и адресация этих эмоций, а также их обозначение в зависимости от различных аспектов обучения, является важным для овладения учебным процессом. Понимание того, что неудачи являются естественной частью обучения, а не провалами, делает людей менее склонными к разочарованию. Эмоциональный интеллект имеет решающее значение в этом контексте; он формирует основу эффективного обучения. Данная статья исследует эмоциональный интеллект в контексте изучения и преподавания иностранных языков, подчеркивая, как конкретные аспекты эмоционального интеллекта могут быть полезны в языковом классе. В ней рассматриваются примеры из стандартных занятий, модульных уроков и индивидуального языкового консультирования. Практическое применение этих теорий выявило интересные закономерности, которые обсуждаются во второй части статьи. Эти закономерности дают представление об аспектах обучения, которые иначе могли бы быть упущены как студентами, так и преподавателями. Хотя изучение языка может быть сложным, оно не ограничивается только теми, кто обладает врожденным талантом. Используя стратегии, основанные на эмоциональном интеллекте, каждый студент имеет потенциал для достижения успеха.

 

Список литературы:
1. Армстронг Т. Ты можешь больше, чем ты думаешь / пер. с англ. Ю. Змеевой. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 208 с.
2. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / пер. с англ. А. П. Исаевой ; [науч. ред. Е. Ефимова]. –  11-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021 – 544 с.
3. Howard E Gardner. Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences Paperback. – New-York: Basic Books, 2011. – 528 p.
4. Trumpešová-Rudolfová E. Emotional Intelligence in Foreign Acquisition // Psychological and creative approaches to language teaching. – P. 14–23.