Статья:

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ДЕТЕРМИНАНТ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА

Конференция: LXXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Титова Н.К. КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ДЕТЕРМИНАНТ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXV междунар. науч.-практ. конф. — № 6(85). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ДЕТЕРМИНАНТ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА

Титова Наталья Константиновна
старший преподаватель Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), РФ, г. Москва

 

CRITICAL THINKING AS A DETERMINANT OF STUDENT'S PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT

 

Natalia Titova

Senior Lecturer at the Law Institute of the Russian University of Transport (MIIT), Russia, Moscow

 

Аннотация. Критическое мышление представляет собой процесс, который способствует организации студентом собственного личностно-профессионального развития. Умение критически мыслить представляет собой ключевую компетенцию современного специалиста.

Abstract. Critical thinking is a process that helps students organize their own personal and professional development. The ability to think critically is a key competence of a modern specialist.

 

Ключевые слова: критическое мышление, компетенция, компетентность, личностно-профессиональное развитие, образовательная субъектность студента.

Keywords: critical thinking, competence, competence, personal and professional development, student's educational subjectivity.

 

Как свойство мышления критичность проявляется в когнитивных процессах, интеллектуальных способностях и умениях личности. Критическое мышление неотъемлемая часть познавательной деятельности, процесса принятия решения и, следовательно, включает в себя умения ориентироваться в информационном пространстве, искать и находить нужную информацию, анализировать и проверять ее достоверность, подвергать сомнению как чужие, так и свои мысли и идеи, всесторонне изучать объект, с разных позиций и по разным критериям оценивать информацию, выдвигать гипотезы, инициировать спор и дискуссию по проблемному вопросу, отказываться от ошибочных гипотез, учитывать мнение всех сторон и источников информации, самостоятельно принимать решения, проверять и доказывать полученные результаты, делать обоснованные выводы.

Характеристики критического мышления близки свойствам мышления (В.Д. Шадриков) [6, с.190] и интеллектуально-личностным характеристикам человека (Ю.Н. Кулюткин) [3, с. 275–282]. И в этом случае мы можем констатировать факт, что критическое мышление выступает в качестве ключевой компетентности студентов-будущих специалистов. В частности, студент должен быть открыт новому опыту, критично относится к получаемым знаниям и навыкам, обладать развитым дивергентным мышлением, рефлексивностью, лабильностью мышления.

Данный список С.И. Заир-Бек и И.В. Муштавинская дополняют умением: 1) планировать свою познавательную деятельность; 2) проявлять гибкость в принятии чужой точки зрения и изменении своего суждения; 3) быть настойчивым в достижении цели и решении проблемы; 4) корректировать свои действия; 5) рефлексировать и регулировать собственное поведение; 6) принимать  компромиссные решения; 7) коммуницировать с разными категориями людей [2, с. 8].

Н.А. Менчинская указывает на умение специалиста с развитым уровнем критического мышления осуществлять творческую деятельность, способствующую развитию личности [4].

Таким образом, критическое мышление является важным детерминантом личностно-профессионального развития студента. В данном случае, студент с высоким уровнем развития критичности мышления является субъектом своей познавательной деятельности, самостоятельным организатором своей индивидуальной траектории образования. Подобная саморегуляция характеризуется свободой выбора в получении профессионального образования; выстроенной системой диалогичного общения преподаватель-студент; осознанным целеполаганием и рефлексией; осмыслением личностных достижений и самоценности; творческим подходом к организации своей будущей профессиональной деятельности [5].

В настоящее время актуализируется проблема развития субъектной активности студента вуза — особого личностного качества, характеризующегося выбором вариантов достижения образовательных результатов и построения на их основе жизненных и профессиональных перспектив. Другими словами, в процессе образовательной деятельности студент не только воспроизводит знания и умения, но и актуализирует, при помощи критического мышления, способность становиться субъектом данной деятельности [1].

Образовательная субъектность студента проявляется: в выборе цели производимых преобразований; осмысленном отборе содержания и средств осуществления самоуправления; направленности знаний и умений в русло практической деятельности; в осмыслении субъектных результатов и действий. Все выше изложенное предполагает определенный уровень активности субъекта, самостоятельности при постановке конструктивных целей и выборе оптимальных вариантов их достижения. За счет критического мышления происходит расширение возможностей образовательной и профессионально-ориентированной деятельности, восхождение от абстрактного понимания к конкретным ценностно-обоснованным действиям, обеспечивающим личностно-профессиональное становление будущего специалиста.

Таким образом, критическое мышление в контексте ключевых компетенций современного специалиста представляет собой свойство личности и мышления, включая самостоятельность, инициативность, рефлексивность, критичность мышления, понимание объекта оценивания, целенаправленность.

Анализ рассмотренных выше исследований показывает, что существует большое разнообразие подходов к определению того, что представляет собой критическое мышление как разновидность компетентности специалиста. При этом критическое мышление определяется и через указание его функции в деятельности субъекта, и через перечисление его признаков, и через действия, которые необходимо выполнить, чтобы развить его, и через указание того, на чем основывается данный вид мышления.

Среди существующих подходов к определению сущности компетентности плодотворным представляется системно-деятельностный подход, который использован в исследовании, проведенном под руководством В.Д. Шадрикова, А.В. Карпова и И.В. Кузнецовой. Авторами данного исследования компетентность понимается как «новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности» [6].

Положение о том, что компетентность представляет собой психологическое образование, которое позволяет решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности, требует выявления тех функций, которые критическое мышление выполняет в деятельности специалиста.

В сфере материального производства осуществляется не только оценка соответствия осуществленной практической деятельности технологическим требованиям и требованиям техники безопасности. Оценке подлежат также планы будущих деятельностей, средства и условия их осуществления.

Практически любая профессиональная деятельность предполагает взаимодействие между участниками трудового процесса, что требует соблюдения норм профессиональной этики, психологических правил бесконфликтного общения и правил эффективного разрешения конфликтов. Особенно это важно в профессиях типа «человек-человек». При взаимодействии между людьми возможны попытки психологического манипулирования. Чтобы действовать правильно в подобной ситуации важно критически относиться к словам и поступкам партнеров по общению, вовремя принимать меры по блокированию их манипулятивных действий.

Таким образом, критическое мышление, как психическое явление, отражает соответствие процесса и результата деятельности профессионала, его поступков и взаимодействия с другими участниками труда разнообразным требованиям, нормам и правилам,

Исходя из проведенного анализа, можно дать следующее определение критического мышления. Критическое мышление профессионала – это побуждаемое состоянием сомнения, требованиями со стороны других людей и технологией выполнения деятельности мыслительный процесс оценки соответствия выполненной, выполняющейся и предстоящей деятельности требованиям технологии, техники безопасности и высокой эффективности, взаимодействия субъекта труда с другими людьми - нормам профессиональной этики, психологическим правилам предупреждения и разрешения конфликтов в общении, и используемой при этом информации - требованиям достоверности, осуществляемый на основе наглядно-действенного, образного и словесно-логического мышления.

 

Список литературы:
1. Ваганова О.И., Прохорова М.П., Лошкарева Д.А. Формирование критического мышления у обучающихся высших учебных заведений" // Азимут научных исследований: педагогика и психология, №1 (26), 2019, с. 44-46.
2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке : пособие для учителя. М. : Просвещение, 2009. 175 с.
3. Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара : СГПУ, 2002. с. 275–282.
4. Менчинская Н.А. Проблема учения и умственного развития школьников. – М.: Педагогика, 1989. 224 с.
5. Ольховая Т. А. Становление субъектности студента университета/ Т. А. Ольховая. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. 186 с.
6. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996. с. 190.