Статья:

Опыт исследования особенностей нарушений в аффективной сфере у подростков склонных к девиантному поведению.

Конференция: XLVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная психология

Выходные данные
Курганская Д.С., Дмитриева С.А., Кобозева Л.В. Опыт исследования особенностей нарушений в аффективной сфере у подростков склонных к девиантному поведению. // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLVI междунар. науч.-практ. конф. — № 1(46). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 61-70.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Опыт исследования особенностей нарушений в аффективной сфере у подростков склонных к девиантному поведению.

Курганская Дарья Сергеевна
студент, Московский государственный областной университет, РФ, г. Москва
Дмитриева Светлана Алексеевна
канд. психол. наук, доцент, Московский государственный областной университет, РФ, г. Москва
Кобозева Лариса Владимировна
педагог-психолог, заместитель директора МБОУ СОШ №2 городского округа Красноармейск, РФ, г. о. Красноармейск

 

EXPERIENCE IN RESEARCHING THE CHARACTERISTICS OF DISORDERS IN THE AFFECTIVE SPHERE IN ADOLESCENTS PRONE TO DEVIANT BEHAVIOR

 

Daria Kurganskaya

Student of Moscow Region State University, Russia, Moscow

Svetlana Dmitrieva

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Moscow Region State University, Russia, Moscow

Larisa Kobozeva

Teacher-psychologist, deputy director of Municipal budgetary educational institution secondary school No. 2 of the urban district Krasnoarmeysk, Russia, Krasnoarmeysk

 

Аннотация. В рамках дипломной работы проведено исследование эмоциональной сферы подростков, склонных к девиантному поведению, с помощью опросника тревоги Спилбергера-Ханина, методики «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина, П. А. Ковалева и опросника агрессивности и враждебности Басса-Дарки.  У подростков, склонных к девиантному поведению, выявлены повышенные показатели всех видов агрессии, особенно в физическом ее выражении, а также девиантные подростки подозрительны, мстительны и раздражительны, то есть легко теряют контроль над своими эмоциями. У них снижена ситуативная тревога, они не склонны к переживаниям по поводу ситуаций.

Abstract. Within the framework of the thesis, the study of the emotional sphere of adolescents prone to deviant behavior was conducted using the Spielberger-Khanin anxiety questionnaire, the method" Personal aggressiveness and conflict " by E. P. Ilyin, P. A. Kovalev and the Bass-Darky aggressiveness and hostility questionnaire. Adolescents who are prone to deviant behavior have increased indicators of all types of aggression, especially in its physical expression, as well as deviant adolescents are suspicious, vindictive, irritable, that is, they easily lose control of their emotions. They have reduced situational anxiety, they are not inclined to worry about situations.

 

Ключевые слова: подростки; девиантное поведение; аффективная сфера; агрессивность; тревожность.

Keywords: adolescents; deviant behavior; affective sphere; aggressiveness; anxiety.

 

Подростковый возраст является одним из наиболее сложных периодов развития человека, это период эмоциональной неустойчивости, что проявляется в легкой возбудимости, агрессивности, частом возникновении тревожности, перодами пониженного настроения вплодь до депрессии.

Эмоциональные нарушения подросткового периода могут приводить к нарушениям поведения. Проблемами подросткового возраста занимались многоие выдающиеся педагоги и психологи: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и другие. В результате изучения литературных данных выяснено, что в эмоциональной сфере у подростков выражена  эмоциональная лабильность, им присуща низкая фрустрационная толерантность, возбудимость, раздражительность, агрессивность, негативизм. Наиболее распространенные эмоциональные нарушения у подростков с девиантным поведением - это тревожность и депрессия.

В рамках дипломной работы было проведено  исследование, посвященное изучению особенностей нарушений в аффективной сфере у подростков склонных к девиантному поведению.

Целью исследования было выявление эмоциональных особенностей подростков с девиантным поведением для разработки методических рекомендаций по подбору средств и методов психокоррекционного влияния на сглаживание и устранение имеющихся нарушений аффективной сферы.

Объектом  исследования стала аффективная сфера у подростков с девиантным поведением.

Предметом - особенности проявления нарушений в аффективной сфере у изучаемых нами подростков.

В исследовании участвовало 43 подростка, учащихся 8-9 классов СОШ № 2 городского округа Красноармейск Московской области. По экспертным оценкам учителей и объективным признакам отклоняющееся поведение было зафиксировано у 11 подростков, из которых 5 человек состоят на внутришкольном учете или на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних, 5 человек совершали мелкие правонарушения, но не состоят на учете, и один мальчик имеет выраженные особенности поведения, но не совершал никаких правонарушений; Группу сравнения составили 32 подростка, не имеющих признаков девиантного поведения. Возраст испытуемых от 13 до 16 лет. 

Исходя из целей нашего исследования мы использовали следующие методики:

  1. Шкала тревоги Спилбергера-Ханина на выявление личностной и ситуативной тревожности.
  2. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильин, П. А. Ковалев, которая предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик. 
  3. Опросник агрессивности и враждебности Басса-Дарки (Buss-Durkee Hostility Inventory, BDHI) вар. С.Н. Ениколопова. Эта методика используется для исследования уровня проявления и основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии.

Представляем полученные результаты с позиции частоты встречаемости высоких, средних и низких баллов по шкалам используемых нами тестов.

 

Рисунок 1. Процентное выражение частоты встречаемости высоких, средних и низких баллов у девиантных подростков и у подростков из группы сравнения

 

Рисунок 2. Процентное выражение частоты встречаемости высоких, средних и низких баллов у девиантных подростков и у подростков из группы сравнения

 

В группе девиантных подростков выявлено статистически значимое (подтверждено критерием U-Манна-Уитни для двух независимых выборок, U уровень значимости =0,02)   понижение ситуативной тревожности (низкие показатели у 36,4%  подростков, в группе сравнения – у 9,4%) . В обеих группах обнаружено преобладание высоких и средних значений по шкале личностной тревожности.

С помощью теста «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина, П. А. Ковалева обнаружены личностные характеристики, значительно отличающиеся в исследуемых группах. Так, в группе девиантных подростков чаще встречаются повышенные показатели по шкалам «мстительность» (36,4% у девиантных подростков, в группе сравнения – у 6,3%), (U=0,01) и  «подозрительность» (36,4% у девиантных и 28,1% в группе сравнения). Уровень вербальной агрессии высокий и у девиантных подростков, и у подростков без признаков девиантного поведения.

Выявлены пониженные показатели по следующим шкалам: «напористость» (у девиантных подростков 9,1% высоких и 27,3% низких показателей, а в группе сравнения 56,3% высоких и 0% низких) (U=0,01), «бескомпромиссность» (у девиантных подростков 45,5% высоких баллов и 36,4% низких, а в группе сравнения  62,5%  высоких и 6,3% низких) (U=0,01), «обида» (у девиантных подростков -9,1% высоких баллов и 54,5% низких, а в группе сравнения у  9,4% высокие показатели и у  50%  - низкие), «конфликтность» (низкие значения у 45,5% девиантных подростков, в группе сравнения – у 21,9%).

 

Рисунок 3. Процентное выражение частоты встречаемости высоких, средних и низких баллов у девиантных подростков и в группе сравнения

 

Рисунок 4.  Процентное выражение частоты встречаемости высоких, средних и низких баллов у девиантных подростков и в группе сравнения

 

По результатам теста агрессивности и враждебности Басса-Дарки выявлены наиболее  значимые различия между группами в индексе агрессии и физической агрессии в сторону значительного повышения этих показателей у  девиантных подростков. Высокие показатели индекса агрессии встречаются у 63,6% девиантных подростков, в группе сравнения высокие показатели у 34,4% подростков (критерий Манна-Уитни, U уровень значимость =0,01). Физическая агрессия также  у 63,6% девиантных подростков  имеет высокий показатель, в группе сравнения – этот показатель высокий у 43,8% подростков(U=0,01).  Не так значимо (U=0,02-0,03), но у девиантных подростков  повышены все виды агрессии: позитивная и негативная агрессия, вербальная и косвенная агрессия. И также обнаружены значительно отличающиеся в исследуемых группах личностные характеристики: по шкале  «раздражительность» в группе девиантных подростков чаще встречаются повышенные показатели (54,5% у девиантных и 25% в группе сравнения).

 

Рисунок 5. Процентное выражение частоты встречаемости высоких, средних и низких баллов у девиантных подростков и в группе сравнения

 

Рисунок 6. Процентное выражение частоты встречаемости высоких, средних и низких баллов у девиантных подростков и в группе сравнения

 

Таким образом, в ходе нашего исследования были выявлены особенности эмоциональной сферы подростков с девиантным поведением.  У девиантных подростков выявлены повышенные показатели  всех видов агрессии, особенно в физическом ее выражении, а также девиантные подростки подозрительны, мстительны, раздражительны, то есть легко теряют контроль над своими эмоциями. При этом они проявляют черты личностной незрелости в виде снижения безкомпромиссности при том, что этот показатель часто принимает высокие значения в подростковом возрасте,  и низкой напористости.  У них снижена ситуативная тревога, они не склонны к переживаниям по поводу ситуаций, не повышенно обидчивы и не слишком конфликтны. Также  необходимо отметить, что для подросткового возраста свойственно повышение личностной тревожности, а также уровень высокий вербальной агрессии, что и было обнаружено и в группе девиантных подростков, и в группе сравнения.

В дипломной работе в качестве методических рекомендаций по подбору средств и методов психокоррекционного влияния на сглаживание и устранение имеющихся нарушений аффективной сферы предложена разработка урока в форме психологического тренинга с применением психокоррекционных упражнений, которые  существенно повышают эффективность коррекции аффективной сферы у подростков с девиантным поведением. Эффективность коррекционного обучения, направленного на аффективную сферу у подростков с девиантным поведением с использованием психокоррекционных упражнений, была теоретически и эмпирически обоснована, предложена к использованию в общеобразовательном учреждении.  Экспертные оценки предложений от учителей подтверждали эффективность психокоррекционных упражнений.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученные данные, дополняют сведения об особенностях нарушения в аффективной сфере у подростков склонных к девиантному поведению.

Практическая значимость исследования - в возможности использования методических рекомендаций, направленных на сглаживание и устранения нарушений в аффективной сфере у подростков склонных к девиантному поведению психологами, педагогами, родителями.

 

Список литературы:
1. Ениколопов С. Н. Опросник Басса-Дарки // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: мгу, 1990. С. 6 - 11.
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2011. – 890с.
3. Исследование тревожности (Ч.Д.Спилбергер, адаптация Ю.Л.Ханин) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.124-126.
4. Казанская В.Г. Подросток и трудности взросления. - СПб. Питер,2006.–404с.
5. Психология подростка. Полное руководство / Под ред. А.А. Реана.- СПб.: Питер, 2003. – 409с.
6. Шнейдер Л.Б Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Академический проект, 2005. – 293 с.