Основные подходы к изучению семьи как предпосылки изучения сиблинговой подсистемы
Конференция: XLIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Социальная психология
XLIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Основные подходы к изучению семьи как предпосылки изучения сиблинговой подсистемы
THE MAIN APPROACHES TO THE STUDY OF THE FAMILY AS A PREREQUISITE FOR THE STUDY OF THE SIBLING SUBSYSTEM
Irina Kovaleva
Master's student, Amur State University, Russia, Blagoveshchensk
Аннотация. Семья является ячейкой общества, в которой формируется личность. Именно в семье человек приобретает определенные нормы человеческих взаимоотношений, которые впоследствии отражаются на его поведении в социуме. В статье рассматривается системный подход к изучению семьи, который стал основой для дальнейшего более глубокого изучения взаимоотношений внутри семьи с точки зрения сиблинговых позиций.
Abstract. The family is the unit of society in which the personality is formed. It is in the family that a person acquires certain norms of human relationships, which are subsequently reflected in his behavior in society. The article discusses a systematic approach to the study of the family, which became the basis for further deeper study of relationships within the family from the point of view of sibling positions.
Ключевые слова: семья; системный подход; символический интеракционизм; функциональный подход; конфликтологический подход; Я-концепция; поведение; сиблинговая позиция.
Keywords: family; systems approach; symbolic interactionism; functional approach; conflictological approach; self-concept; behavior; sibling position.
Источником формирования жизни человека является семья. С самых первых лет своей жизни ребенок приобретает определенные нормы человеческих отношений и, будучи взрослым, транслирует в своих взаимоотношениях с другими людьми многое, что было принято в его семье. В семье также формируется отношение ребенка к окружающему миру, он принимает определенные черты моральных форм поведения, устанавливает для себя нравственные барьеры, приобщается к социально-культурным ценностям и по мере взросления осваивает различные социальные роли.
Семья для человека, по мнению В.Н. Дружинина, главный и основной компонент среды, в котором он живет, как в коконе, первую четверть жизни, если повезет, и который он пытается построить всю оставшуюся жизнь [1, с. 7].
В современном мире семья представляет особый интерес для изучения, потому что именно в семье закладывается фундамент важных форм отношений как между ее членами, так и с другими людьми, что сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Наличие ряда факторов, оказывающих колоссальное влияние на развитие личности, является источником множества подходов к изучению семьи. И сегодня попытки совместить несколько подходов дают более обширную информацию и более развернутые объяснения того или иного поведения человека. Одним из таких подходов является системный, который рассматривает семью как целостную систему, оказывающую влияние на формирование общества в целом, удовлетворяющую потребности ее членов и выстраивающую внешние и внутренние границы и ролевую иерархию.
В современной социологии принято включать в системный подход символический интеракционизм, функциональный и конфликтологический подходы. Системный подход именно в такой комбинации, по мнению автора, служит основой для изучения взаимоотношений внутри семьи с точки зрения сиблинговых позиций. Однако определяющим и основным подходом является символический интеракционизм, потому что именно его представители, помимо основного вклада в изучение самоактуализации и взаимоотношений человека и общества, ввели в социологию понятие первичной группы, которой как раз и является семья.
Но, прежде чем разобраться в сущности каждого подхода к изучению семьи, вошедшего в основу системного, следует упомянуть о том, что фундаментальным толчком к изучению человека как субъекта взаимоотношений в социуме, имеющего представление о самом себе, стала разработанная Уильямом Джемсом «Я-концепция». Джемс был первым, кто затронул проблему формирования личностного Я и разделил его на «Я-сознающее» (I) – определение самого себя как самостоятельного субъекта и «Я-как-объект» (Me) – содержательная составляющая личности человека, включающая компоненты духовного, материального, социального и физического Я.
Уильям Джемс утверждал: «Наша самооценка зависит от того, кем мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире; это служит точкой отсчета в оценке нами собственных успехов или неудач» [5, с. 220]. Его исследования послужили базой для дальнейшего изучения многими известными научными деятелями личности с позиции «Я-концепции», что, в свою очередь, приведет к формированию представлений о взаимосвязи сиблинговых позиций, их представлений о самих себе и стремлении к самоактуализации, закладываемых еще в семье.
Отталкиваясь от идей Джемса, представители символического интеракционизма развили его концепцию при изучении взаимоотношений между людьми, в том числе в малых группах.
Основоположником символического интеракционизма считается Джордж Г. Мид, который опирался на изучение всех форм взаимодействия людей в обществе и считал основой этого взаимодействия определенные символы, такие как язык, жесты, телодвижения.
К основным постулатам исследований Джорджа Г. Мида можно отнести следующие.
1. Так как социальное взаимодействие не может осуществляться только одним человеком, то взаимодействие двух и более людей определяет их форму поведения в результате выбора ряда действий каждого из участников данного взаимодействия: человек может либо сразу отреагировать на стимул, либо не реагировать вовсе, а может отреагировать позже, через какое-то время.
2. Основа взаимодействия людей лежит в их осмысленной коммуникации, в процессе которой люди используют значимые символы (вербальные и невербальные), важнейшие из которых содержатся в языке. Если другие участники взаимодействия или участники малой группы идентифицируют значения этих символов, то социальное взаимодействие может продолжаться. Иначе человеческое общение становится невозможным, как и формирование общества.
3. Способность идентифицировать посыл другого участника социального взаимодействия является принятием роли. То есть человек, используя воображение, может поставить себя на место другого участника взаимодействия, с помощью чего у него появляется возможность понять посыл и соответственно на него отреагировать. Благодаря такому принятию ролей осуществляется процесс общения между людьми.
4. Принимая роли других участников взаимодействия, человек развивает свою самость – способность представлять себя в качестве объекта своей собственной мысли. Исключительно на основе социальной коммуникации у человека формируется самость, которая включает в себя два аспекта: субъективное представление о самом себе – Я «I» и совокупность представлений других – Я «Me». От того, как человек интерпретирует реакции окружающих, зависит его поведение. Например, если школьник на основании интерпретации символов окружающих (учителей) считает себя задавалой и драчуном, то в любой возникшей ситуации он скорее будет инициатором конфликта, нежели мирным переговорщиком.
5. Выделение в организованном обществе «обобщенного другого» и «значимого другого». «Обобщенное другое» формирует самость человека, потому что он видит себя именно с его позиции. В качестве наглядного примера можно привести тот факт, что человек часто спрашивает себя о том, что о нем подумают другие, ожидая при этом определенного к себе отношения со стороны общества. «Значимое другое» составляет группа людей (или один человек), чьи оценки для субъекта становятся более приоритетными. Например, когда ребенок выбирает в качестве «значимого другого» бабушку, чьи воспитательные принципы существенно отличаются от принципов родителей как «обобщенных других», то характер воздействия на ребенка со стороны бабушки и ее оценки его поведения будут существенно выше родительских [4].
Таким образом, в результате внутреннего взаимодействия Я «I» и Я «Me» у человека формируются личностные качества, которые соответствуют социально-культурным условиям его существования, способствуют определению целей в жизни, планированию будущего и позволяют оценить собственное поведение.
Вклад Чарльза Кули определяется не только тем, что он ввел понятие малых групп (семья, соседство, ровни), но и выделением их первичной значимости в формировании самости. Он назвал эту теорию «зеркальное Я». Кули считал, что ценностные ориентации человека зеркально отражают реакции той социальной группы, к которой он принадлежит. Например, если ребенка с детства недооценивают и упрекают в несамостоятельности, то ребенок зеркально будет отражать мнение других на своем собственном, считая себя именно таковым, что в последующем повлияет на его самооценку и уверенность.
Кроме этого, ребенок зеркально отражает действия своих родителей, развивая свое самоощущение. В этом случае, если общество не признает какую-либо форму поведения человека, его самоидентификация подвергается разрушению, и он вынужден либо подстроиться под влияние «Me», либо найти другое окружение, сохранив при этом сформировавшуюся позицию «I» [3, с. 10].
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что, согласно представителям символического интеракционизма, взаимоотношения в малой группе накладывают определенный отпечаток на поведение ее членов, формируя у каждого свою «Я-концепцию» и закладывая основы ценностей, установок и ролей.
Другим немаловажным подходом к изучению семьи, вошедшим в состав системного, является функциональный подход. Сторонники этого подхода анализировали семью с точки зрения ее функций и социальных потребностей.
Основоположником данного направления является Э. Дюркгейм, который сконцентрировал внимание на роли каждого члена семьи и его вкладе в формирование сплоченности и солидарности. По его мнению, так как семья основана на разделении половых ролей, она идеально вписывалась в индустриальное общество, где мужчина (муж) выполнял инструментальные роли, а женщина (жена) – экспрессивные, заключающиеся в создании домашнего уюта [2, с. 59].
В дополнение к его теории Т. Парсонс определил четыре основные функции, которые характерны для всех социальных систем: адаптационная (способность приспосабливаться к изменениям внешней среды и внутреннего порядка); функция целедостижения (постановка целей и их достижение является средством саморазвития системы); интеграционная (взаимосвязь всех компонентов системы в единое целое); удержание образца (способность поддерживать и передавать культурные ценности и образцы поведения).
Кроме этого, Т. Парсонс делал акцент на важности моральных принципов, формируемых в семье, и считал, что основной задачей семьи является репродуктивность, социализация детей и приспособление их к социальным нормам в целях стабилизации общества в целом [8].
Развивая данный подход, Дон Стивенсон, как представитель неофункционализма, придерживался точки зрения о разделении родительских ролей и считал, что нарушение функционально-ролевой гармонии ведет к антисоциальному поведению детей со всеми вытекающими последствиями [10, с. 61].
Рассматривая семью как группу людей, стремящуюся к внутренней гармонии потребностей и интересов, сторонники конфликтологического подхода утверждали, что естественной частью семейных взаимоотношений, непосредственно влияющей на достижение этой гармонии, является конфликт. Избежать его практически невозможно, но можно разрешить его так, что система не будет разрушена. Именно способность сохранять систему в целостности является показателем жизнеспособности семейного союза.
Конфликт − это процесс конфронтации между индивидами или группами из-за дефицита ресурсов, противоположных средств достижения целей, несовместимых целей или комбинации этих составляющих [9]. Данное определение указывает на процесс внутри семьи, который может быть как явным, так и скрытым. Скрытым считается тот факт, когда одни члены семьи, несмотря на различие взглядов и интересов, идут навстречу другим членам семьи в целях минимизации последствий возникшего «резонанса» во взаимоотношениях (например, во избежание обид). Чаще всего такое поведение свойственно для младших членов семьи по отношению к старшим.
Кроме этого, по мнению представителей теории конфликта, причиной конфликта в семье может стать наличие у членов семьи разных ресурсов, что способствует развитию конкуренции или кооперации внутри малой группы. Данный подход еще ближе подводит к определению важности рассмотрения очередности рождения детей в семье (их сиблинговой позиции), так как наличие семейных коалиций ведет к выработке определенных форм поведения членов семьи по отношению друг к другу. Именно в рамках взаимоотношений в возникающих коалициях одни члены группы занимают лидирующие позиции по отношению к другим. И даже если в семье рождается один ребенок, количество вариаций коалиций увеличивается.
Благодаря развитию теории конфликта в социологии стали рассматривать проблему лидерства и принятия решений в семье. Это было связано также с социально-культурными изменениями, происходящими в обществе. Традиционные патриархальные семейные отношения стали разрушаться под воздействием урбанизации и укрепления роли женщин в обществе. Теперь авторитет мужчины трансформировался в авторитетное поведение, которое не всегда стало принадлежать мужчине. Однако такая тенденция, по мнению Э. Фромма, чаще всего приводит к тому, что под воздействием авторитетного поведения человек стремится подчинить другого, лишив его при этом воли, что ведет к росту агрессии и враждебности внутри семьи [6, с. 132].
В данных условиях развития общества интересом для социологии семьи становится изучение половых ролей, которые играют немаловажную роль в построении теории сиблинговых отношений.
Подводя итог всему вышеизложенному, можно заключить, что процесс социализации детей зависит от множества факторов, возникающих внутри семейных отношений. От того, насколько велика будет роль семьи, и особенно значимых членов семьи, в жизни ребенка, зависит формирование у него ценностей и самооценки, здорового образа жизни, моральных и нравственных норм, стремления достигать поставленных целей. Ребенок будет совершать поступки в соответствии с правилами функционирования своей семьи и в зависимости от восприятия его окружающими. Именно взаимодействие между членами семьи лежит в основе идентификации ребенком самого себя, что, в свою очередь, напоминает нам посыл Аристотеля, который считал недостаточным изучить составляющие части системы, а важнее составить полное представление об их взаимодействии, что и позволит в дальнейшем изучить формирование личности с точки зрения сиблинговых позиций.