Статья:

Типология проблем клиента в рефлексивном психологическом консультировании

Конференция: XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Сизикова Т.Э., Дураченко О.А. Типология проблем клиента в рефлексивном психологическом консультировании // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIX междунар. науч.-практ. конф. — № 6(19). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 71-75.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Типология проблем клиента в рефлексивном психологическом консультировании

Сизикова Татьяна Эдуардовна
канд. психол. наук, доцент, Новосибирский государственный педагогический университет - НГПУ, РФ, Новосибирск
Дураченко Оксана Алексеевна
старший преподаватель, Новосибирский государственный педагогический университет - НГПУ, РФ, Новосибирск

 

A TYPOLOGY OF CLIENT PROBLEMS IN REFLEXIVE PSYCHOLOGICAL COUNSELING

 

Tatyana Sizikova

Cand. Sci. (Psychology), Assoc. Prof. of the Department of correctional pedagogy and psychology, Novosibirsk State Pedagogical University - NGPU, Russia, Novosibirsk.

Oksana Durachenko

Senior lecturer of the Department of correctional pedagogy and psychology, Novosibirsk state pedagogical University - NGPU, Russia, Novosibirsk

 

Аннотация. В статье описывается подход, разработанный Т.Э. Сизиковой к типологизации проблем клиента, обратившегося за помощью психологического консультирования. Принцип динамического равновесия является основным для выделения и построения одного типа проблем. Все же типы проблем связаны между собой и принципом их взаимосвязи является «матрешечный» принцип. На основании этого принципа выделено три основных и два дополнительных уровня развития проблем и переход одной проблемы с одного уровня на другой дает уже новое содержание и проявление ей на новом уровне, соответственно и обозначение (название).

Abstract. The article describes the approach developed By T.E. Sizikova to the typology of the client's problems, who applied for the help of psychological counseling. The principle of dynamic equilibrium is the basic one for the selection and construction of one type of problems. All types of problems are connected with each other and the principle of their relationship is the "matryoshka" principle. On the basis of this principle, three main and two additional levels of development of problems and the transition of one problem from one level to another gives a new content and manifestation of it at a new level, respectively, and the designation (name).

 

Ключевые слова: рефлексия; динамическое равновесие; типология психологических проблем.

Keywords: reflection; dynamic balance; typology of psychological problems.

 

В настоящее время, в связи с тезисом постнеклассической парадигмы думать прежде чем подумать, интенсивно развиваемым трансперсональным подходом в психологии, актуальность приобретают средства, методы развития и управления рефлексией. С одной стороны, управляющее воздействие на рефлексию, оказывают средства массовой коммуникации, рекламы, маркетинга, с другой, необходимо выращи­вание человека, осознающего происходящее и умеющего совершать правильные выборы своих мыслей, действий, жизненных целей и способов их достижения. Рефлексивное психологическое консульти­рование, основоположником которого является Т.Э. Сизикова, призвано оказывать помощь в разрешении психологических проблем, вызванных искажениями, неадекватностью, фрагментарностью рефлексии, но также осуществлять профилактику, предпринимать действия по развитию рефлексии в педагогической деятельности. Среди профилактических мер популярность приобретают рефлексивные игры. Разработанные в рефлексивном психологическом консультировании методы опираются на конкретную типологию проблем. Введение уровней трансформации проблемы позволяет наблюдать ее динамику и адекватно применять методы.

В типологии учтены такие составляющие рефлексии как созна­ваемое и неосознаваемое, переход неосознаваемого в осознаваемое благодаря работе комплексных и сложных механизмов:

· согласования (согласование – рассогласование);

· синхронизации (необходимого – не необходимого; доста­точного – недостаточного);

· установочные (фиксированные установки – ситуативные установки);

· эмоционально-волевые (мобилизация – демобилизация);

· коммуникативные (кооперация – индивидуализация);

· интеллектуальные (анализ – синтез; различение – обобщение и т. д.);

· социально-личностные («Я» – «не Я»);

· самоотношения (оценочные: положительное – отрицательное; правильное – неправильное и т. д.);

· переживания времени (прошлое – будущее);

· экзистенциальные (бессмысленность – осмысленность, смысл) в психологической, социально – экзистенциальной и методологической видах рефлексии.

Именно то, каким образом клиент выстраивает картину мира и какая она, является основанием для типологии. Рефлексия клиента есть источник его проблем, а также их развития в психо – социальной жизни человека. Рефлексия отвечает за обнаружение противоречий, их выделение и фиксирование, выстраивание взаимоотношений между ними и выбор решения из возможного. Неправильная работа рефлексии вносит затруднения в жизнь человека, в его способность правильным образом разрешать затруднения. Результаты неправильной работы рефлексии нами были упакованы в типологию.

Разработанная типология проблем для рефлексивного психологи­ческого консультирования включает в себя проблемы, соответствующие трем базовым уровням проблем и проблемы двух вторичных уровней.

К проблемам базовых уровней мы отнесли проблемы: катего­ричности, исключительности, принципа и нормы, жизни и смерти, свободы и ответственности, приобретения опыта, проблемы власти.

Все три, базовых уровня «окутаны» проблемами двух вторичных уровней: проблемы любви и страдания, проблемы смысла и значения.

Вторичные уровни – это и основа, и производные базовых уровней.

Еще один признак различения уровней на базовые и вторичные – это динамика разрешения проблем. Проблемы вторичных уровней - проблемы актуального конфликта в межличностных отношениях – любви, дружбы, вражды и т. п. как нарушение ролевого поведения, сопровождаются переживанием разрушающих благополучие эмоций – обидой, гневом, местью и т. п., более поддаются изменению под воздействием воли и намерения клиента.

Проблемы базовых уровней разрешаются менее динамично.

В типологии проблем два глубинных уровня – проблемы, связанные с духовным и мифологическим слоями сознания. В ходе консультации работа этих уровней очевидна и от компетентности психолога – консультанта зависит будет ли он обращаться к ним.

Если обозначить человека в четырехмерном пространстве: биодинамические характеристики, психологические, характеристики отношений, и духовный параметр, то вторичные уровни - это третье измерение, а базовые - второе. Первый вторичный уровень – это уровень видов отношений, которые человек строит на основе имеющихся у него базовых проблем. Второй вторичный уровень – уровень выделения смысла и значений, т. е. того, что является непосредственным содержанием самой рефлексии. Исходя из этого, рефлексивное психологическое консультирование в основном строится на содержании второго вторичного уровня. Все остальное – содержание базовых уровней и первого вторичного уровня является в непосредственном процессе консультирования вспомогательным материалом, материалом, производным от второго вторичного уровня.

Степень глубины проблемы любого уровня зависит от возрастных и культурно – исторических особенностей и условий жизни человека. В период возрастного кризиса, социально-политического кризиса психологические проблемы человека углубляются и обостряются, что выражается в переживании деструктивных эмоций и чувств. Чувства и эмоции пронизывают поле проблем. В отличие от некоторых авторов психологических работ по консультированию, чувства и эмоции, не являются сами по себе проблемой, они есть «чувственная ткань» проблемы. Переживаемые эмоции и чувства есть параметр силы проблемы, а степень включенности в проблему является показателем «застревания», глубины проблемы.

По принципу динамического равновесия серединное состояние проблемы относится к психологическому консультированию, крайности в степени развитости проблемы к психотерапии. Так, на основе принципа динамического равновесия было выделено, что крайними точками в «проблеме выбора являются невозможность совершить выбор и проскальзывание выбора. В проблеме принципа, нормы, правила, сокращенно называем ее проблемой принципа крайними выражениями являются: неадекватная защита принципа и отсутствие принципа, обозначаемая как беспринципность. Для проблемы исключительности крайними выражениями являются нарцисцизм и нарушение идентич­ности. В проблеме категоричности психологическая реальность колеблется между конформизмом и ригидностью. При проблемах жизни и смерти отношение человека к этим вопросам меняется в рамках стратегий избегания и стремления. Проблема свободы и ответственности в консультировании занимает пространство между безграничностью свободы и ее детерминированности, между гипер­ответственностью и безответственностью. В проблеме приобретения опыта обнаруживаются крайние точки как обученная беспомощность в виде неосознаваемого манипулирования и манипулирование осознанное и целенаправленное. Проблема власти имеет свои крайние, предельные выражения как насилие и безропотное подчинение. В проблеме любви и страдания колебания психической реальности человека лежат между привязанностью и высшей степенью привязанности – страсти. Проблема смысла и значения, ее серединное состояние расположено между двумя крайностями - обессмысливанием и неадеватностью смыслов и значений.

Именно нарушение принципа динамического равновесия разрушает систему проблем, выносимых для психологического консультирования и образуется новая система, подлежащая уже психотерапии и другим видам психологической помощи» [1, с. 131].

Таким образом, разработанная Т.Э. Сизиковой типология проблем, основанная на изменениях адекватности рефлексии происходящей реальности в жизни человека и обусловленная онто – филогенетическими особенностями развития рефлексии позволяет выстраивать прогнозы развития проблемы, выделять наиболее точно причины и правильно применять методы, направленные на развитие прогрессивной рефлексии, т. е. рефлексии позитивно направленной и саморазвивающейся.

 

Список литературы:
1. Сизикова Т.Э. Рефлексивное психологическое консультирование. Ч. 2. Теория рефлексивного психологического консультирования. Н-ск: НГПУ, 2017. 407 с.