ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ: ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ
Конференция: XCV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Педагогическая психология

XCV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ: ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ADAPTATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN TO LEARNING: CONCEPT AND MEANING
Malika Saburova
Master's student, Turkmen State Pedagogical Institute named after Seytnazar Seydi, Turkmenistan, Turkmenabat
Аннотация. В данной статье дается объяснение о зрелости и готовности ребенка к школе. В частности, рассказывается про психическое и физическое состояние, а также про эмоциональное и социальное состояние младших школьников.
Abstract. This article explains about a child's maturity and readiness for school. In particular, it talks about the mental and physical state, as well as the emotional and social state of younger schoolchildren.
Ключевые слова: ребенок, школьный режим, школьная зрелость, детский сад.
Keywords: child, school regime, school maturity, kindergarten.
Поступление в школу для ученика означает новую социальную роль с более высоким престижем, роль школьника и одноклассника. Роль школьника ребенок приобретает автоматически, независимо от его желания. В психологической литературе социальная роль определяется как поведение, ожидаемое от индивида в определенной ситуации.
Каждый ребенок принимает эту роль индивидуально и реагирует на нее по-своему. Отношение ребенка к своей роли ученика связано со степенью идентификации и степенью социального престижа. Степень идентификации представляет собой личностное значение для ребенка во многих областях, таких как радость, положительные переживания, трудности, неудобства и т. д. Степень социального престижа выполняет смысл вклада ребенка в его среду, это общее значение.
В школе юный школьник должен подчиняться авторитету учителя, школьным правилам и правилам, которые необходимо принять и неукоснительно соблюдать. В психологической литературе утверждается, что выполнение роли ученика связано с приложением в обществе и будущей профессиональной ролью ребенка. Это и принадлежность к социальному классу, и социальный статус личности, и, в частности, опыт, влияющий на формирование самооценки ребенка и выбор им жизненных целей.
Вновь обретенная социальная роль – это также роль одноклассника. Одноклассники – это сверстники, которые посещают один и тот же класс. В классе существует формальное равенство между всеми детьми с равными правами и обязанностями. В начале школьного обучения класс по существу представляет собой недифференцированную социальную группу. В этой социальной группе «…преобладает психология орды: дети ведут себя как толпа, которая следует за вожаком, а если его нет, то распадается или слетается неорганизованно на какой-то аттракцион, бежит от какой-то угрозы. Все индивидуумы связаны с лидером – учителем» [4]. С течением времени и с возрастом социальная группа начинает внутренне дифференцироваться, развивается роль одноклассника. Начинают формироваться более прочные дружеские связи и отношения, основанные на личных характеристиках.
Детская группа – это место, где ребенок делится с другими своим опытом, вместе решает проблемы, принимает групповые нормы и ценности. Ребенок привыкает жить и двигаться в группе детей. Они учатся различным формам конкуренции и сотрудничества, учатся помогать и быть солидарными. Ребенок учится заводить друзей, которых он изначально ищет на основе близости или на основе бросающихся в глаза признаков, привлекающих внимание ребенка. При дружеских отношениях ребенок усваивает другие роли, и благодаря им роли постепенно иерархизируются и дифференцируются. Для младшего школьника большое значение имеет завоевание хорошего положения в группе и завоевание симпатии окружающих его детей, обретение тем самым большей уверенности в себе и чувства собственного достоинства.
Под школьной зрелостью мы понимаем достижение определенной степени развития в физическом, умственном и эмоционально-социальном компонентах, при котором ребенок может без особых затруднений справляться с требованиями школы. При оценке школьной зрелости исследуются следующие области:
- Физическая (телесная) зрелость и состояние здоровья. За оценку физического развития и состояния здоровья ребенка в первую очередь отвечает педиатр, но также учитываются родители и воспитатели детского сада. Оцениваются возраст, рост и вес ребенка, а также устойчивость здоровья и степень зрелости центральной нервной системы. системы.
- Психическая зрелость. Под психологической зрелостью мы понимаем определенную степень зрелости центральной нервной системы в контексте функционирования психических функций и процессов. Это также обуславливает успехи в школе. Он также влияет на адаптацию к школьному режиму, развитие моторной, сенсомоторной и координации движений, развитие зрения и слух.
- Эмоциональная и социальная зрелость. Эмоционально-социальная зрелость понимается как определенная устойчивость в сфере чувств и побуждений, способность пребывать определенный период времени без семьи в группе одноклассников, способность принимать роль как ученика, так и одноклассника, а также способность терпеть авторитет учителя.
Помимо термина «школьная зрелость», в литературе часто встречается термин «готовность к школе». Под этим понимается компетентность в области познавательной, эмоционально-социальной, профессиональной и соматической активности. Эти компетенции приобретаются и развиваются посредством обучения, собственного социального опыта и являются важной предпосылкой для того, чтобы справиться со школьной нагрузкой [3].
День, когда ребенок впервые идет в школу, является знаменательным событием для всей семьи. Первый день в школе – лишь символический день перемен, происходящих для первоклассника. Школьные занятия начинаются с постепенного обучения и привыкания к школе. В течение первой недели обучения первоклассник адаптируется к школьному режиму и должен постепенно адаптироваться до четырех уроков. К школьному режиму первоклассники привыкают постепенно, поэтому первая неделя учебы укорачивается.
У детей и их родителей есть период адаптации. Потребуется некоторое время, чтобы родители и дети привыкли к школьному режиму, чтобы ребенок привык к роли ученика и одноклассника, чтобы он научился выполнять те обязанности, которые влечет за собой школа. В первые дни смена режима может быть сложной физически, так как ребенку приходится подолгу концентрироваться, сидеть неподвижно, выполнять задания, контролировать себя, работать по указаниям учителя и в определенные часы. Некоторые дети могут чувствовать усталость после школы, поэтому им нужно отдохнуть. Наиболее подходящим отдыхом является спонтанная и ненаправленная деятельность, которая доставляет ребенку удовольствие, особенно игры и пребывание на свежем воздухе.
Вместе с родителями ребенок должен осваивать новые обязанности. Родители должны уделять своему первокласснику достаточно внимания в первые дни учебы, внимательно слушать его, разговаривать с ним, интересоваться происходящим в школе, делиться с ним новыми впечатлениями и переживаниями, новыми чувствами и интересоваться новыми одноклассниками и тому подобное [1]. В течение первого года обучения в школе первоклассник испытывает такие фундаментальные и культурные изменения, которые, вероятно, никогда больше не повторятся в его образовательном процессе. В течение десяти месяцев неграмотный ребенок становится ребенком, который хоть как-то умеет читать, писать и считать.
Первый учебный год является сложным как для ребенка, так и для родителей в плане организации школьного режима, выполнения заданий и обязанностей, привыкания к школьным условиям. У первоклассника должно быть достаточно мотивации, поощрения и частой похвалы. При этом его следует воспитывать в самостоятельности, ответственности, трудолюбии и последовательности. Способность приспосабливаться к условиям жизни и окружающей среды называется адаптивностью. Степень приспособленности определяется аппаратурой человека и подвержена изменениям при изменении условий жизни в разные периоды развития. Некоторые люди легко приспосабливаются и быстро реагируют на изменения в окружающей среде, но другие адаптируются хуже, с трудом справляются с требованиями новой среды или реагируют на них неадекватно.
В жизни ребенка есть несколько периодов, которые приносят кардинальные изменения и к ним необходимо привыкнуть и приспособиться. В период младшего школьного возраста это изменение обусловлено началом посещения школы и поступлением в школу. Ребенок должен оторваться от семьи и детского сада и принять изменения, которые приходят со школой. Школьнику приходится справляться с повышенными требованиями, предъявляемыми к нему школой. Эти требования включают изменение организации распорядка дня, привыкание к новым людям вокруг него и интеграцию в коллектив, подавление спонтанных проявлений, совладание с более сложными задачами и давлением, возлагаемым на него [2]. Некоторые начальные школы готовят разнообразные курсы, мероприятия и проекты для своих первоклассников. Их цель – облегчить переход ребенка из детского сада и улучшить период адаптации к школе. В ходе этих мероприятий начальная школа знакомит будущих первоклассников со школьной средой и формой обучения. Каждый ребенок приспосабливается к школе в разное время. Даже если дошкольник с радостью идет в школу, ему не обязательно сразу к ней привыкать. Период адаптации может занять некоторое время. Но если в конце октября или в ноябре мы заметим трудности с адаптацией, необходимо сосредоточиться на этих трудностях. Темпераментные особенности личности связаны с вопросом адаптации. Наиболее существенно темперамент формируется в течение 5 лет жизни ребенка. На него влияют гормоны пренатального и перинатального периода развития, ЦНС и ее созревание, а также степень социализации в первые годы жизни. Особенности темперамента ребенка влияют на его активность, ритмичность, реакцию на новые раздражители и их интенсивность, внимание и постоянство, пороговые характеристики, базовую настройку настроения, а также на адаптацию. Эти характеристики в дальнейшем влияют на поведение ученика на уроке, на его положение в группе одноклассников, на взаимоотношения учителя и ученика. Это также в значительной степени способствует отношению ученика к школе, эффекту мотивации и успеваемости в школе или неудачи.
Психологическая литература знакомит нас с тремя темпераментными типами учащихся, которые мы можем встретить в школа.
- Беспроблемный ребенок. Его темперамент характеризуется позитивным настроением, полезными реакциями с положительным отношением к контакту с новыми людьми и приспособляемостью к новым ситуациям и требованиям. Кроме того, для него характерны адекватные реакции на интенсивность раздражителей, регулярность биопсихологических ритмов и рутинной деятельности с возможностью прогнозирования ее реакций, поведение с малой и средней выраженностью испытывать раздражение.
- Проблемный ребенок. Характеристика темперамента характеризуется отрицательной настройкой настроений и их чередованием, пугливостью, тревожностью, недоверчивостью к лицам, изменениям окружающей среды и новым ситуациям, трудной приспособляемостью с дезадаптивными трудностями в своем поведении. Ребенок реагирует на раздражители со слишком высокой или слишком низкой интенсивностью, а неравномерность его биопсихологических ритмов ограничивает предсказуемость реакций, настроения и поведения.
- Медлительный ребенок. Базовыми характеристиками темперамента являются низкая начальная активность, недоверие к новым раздражителям и изменениям в ближайшем окружении, следствием чего является постепенная способность приспосабливаться к изменениям. Это требует значительного терпения. Другие характеристики включают неустойчивое настроение и реакции низкой интенсивности, для чего им нужна четкая стимуляция и постоянное поощрение со стороны окружающих [1].
Для некоторых детей школьная среда может стать сложной жизненной ситуацией. После поступления в школу у некоторых детей могут проявляться признаки неадаптированности к новой среде и школьным требованиям. После поступления в школу дезадаптация ребенка проявляется в короткие сроки, чаще всего из-за плохого подчинения коллективному руководству, при концентрации на уроках, когда дети невнимательны, играют, вертятся, разговаривают и так далее. У таких детей также могут быть проблемы с обучением в дальнейшем. Другие проявления дезадаптации могут наблюдаться родителями в домашней обстановке. Ребенок не хочет вставать по утрам, отказывается идти в школу, устает после возвращения из школы и яростно ругается с родителями при выполнении домашних заданий. Эти проявления могут привести к острому или хроническому заболеванию ребенка, например, к утренней рвоте, боли в животе или головной боли, жжению глаз и другим соматическим позывам. Эти условия могут наблюдаться в связи с требованиями школы и обычно не возникают в выходные, праздничные или другие свободные дни.
У некоторых детей развитие сепарации может быть задержано, поэтому мы также можем наблюдать сепарационную тревогу в начале посещения школы. Эта тревога появляется в то время, когда ребенок собирается покинуть мать и пойти в школу. При сепарационной тревоге мы также можем наблюдать соматические симптомы, такие как нарушения сна, страх смерти, травмы или отказ ходить в школу. Для устранения сепарационной тревоги необходимо взаимное сотрудничество и общение педагога, родителей и ребенка. Родители не должны терпеть отговорки и опоздания ребенка из школы, а должны привести его в школу, даже насильно. В начале частичным решением также может быть то, что нейтральный человек приводит ребенка в школу, и ребенок проводит там меньше времени, чем другие дети.
Родители должны доверять учителю своего ребенка в его педагогической работе и иметь с ним хорошие отношения. Если удастся создать дружескую атмосферу сотрудничества и доверия между школой и родителями, ребенок будет работать лучше. Постоянный контакт является основным условием взаимного доверия между родителями и учителями. Для взаимного общения желательно, чтобы родители и педагоги знали друг друга лично. Первая встреча с родителями первоклассников обычно происходит на классном собрании, где учитель устанавливает партнерские отношения с родителями учеников, согласовывает правила взаимного сотрудничества и регулярного общения, а в это же время родители знакомятся друг с другом.