ОБУЧЕНИЕ ИЛИ РАЗВЛЕЧЕНИЕ? ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Конференция: LXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Педагогическая психология
LXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ОБУЧЕНИЕ ИЛИ РАЗВЛЕЧЕНИЕ? ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
EDUCATION OR ENTERTAINMENT? PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF USING GAMING TECHNOLOGIES IN ELEMENTARY SCHOOL
Elena Korneeva
Master's student, Moscow Institute of Psychoanalysis, Russia, Moscow
Lyubov Grigorovich
Doctor of Psychological Sciences, Professor, Moscow Institute of Psychoanalysis, Russia, Moscow
Аннотация. Проблема мотивации остро стоит в сфере образования, особенно на начальном этапе. В данной статье кратко рассмотрены особенности формирования мотивации в младшем школьном возрасте и психологические аспекты применения игровых технологий в данном возрасте.
Также представлены результаты исследования, которое проводилось с целью установить влияние игровых технологий на уровень мотивации детей младшего школьного возраста.
Abstract. The problem of motivation is vital in educational sphere, especially at the very beginning of learning. In this article we focus on the features of the formation of motivation in primary school age and the psychological aspects of the use of gaming technologies at this age. The results of a study conducted to see whether gaming technologies affect the level of motivation of children of primary school age are also presented.
Ключевые слова: мотивация; игровые образовательные технологии; особенности мотивации детей младшего школьного возраста; структура мотивации; уровень мотивации; эдьютейнмент.
Keywords: motivation; gaming technologies in education; motivation features of primary school age children; structure of motivation; level of motivation; edutainment.
«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»
А.С. Макаренко
В современном образовании и педагоги, и учащиеся постоянно сталкиваются с многочисленными вызовами изменяющейся среды. Скорость изменений в последние десятилетия растет во всех сферах нашей жизни, меняя даже мышление, но в образовании при этом нет возможности поддерживать соответствующий темп реформ и преобразований.
Традиционное обучение, подразумевающее упор на дисциплину и передачу знаний, несмотря на длительный опыт применения, окончательно теряет свою актуальность.
Еще в 1956 году Бенджамин Блум определил 6 уровней для описания мышления в своей книге «Таксономия образовательных целей: сфера познания», самыми базовыми из которых как раз являются знание и понимание, так тщательно отрабатываемые в школе. Кроме того, преподаватели в различных учебных регулярно сталкиваются с проблемами с мотивацией у групп обучающихся всех возрастов.
Именно мотивационный аспект нам кажется наиболее важными психологическим фактором, на который стоит обратить пристальное внимание, особенно в самом начале обучения.
Младший школьный возраст — это особый период в жизни ребенка, когда выполняются многие виды деятельности, но ведущей и главной среди них является учебная. Важным условием формирования учебной деятельности является мотивация.
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой [8].
В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, ребенок хочет учиться [4].
Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия.
Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план. И хотя в какой-то мере абстрактное для учащегося начальной школы понятие «хорошо работать» или далекая перспектива получить образование в вузе непосредственно побуждать его к учебе не могут, тем не менее, социальные мотивы важны для личностного развития школьника [2].
При этом на предыдущем этапе становления личности ведущей деятельностью является игровая.
Игровая деятельность имеет большое значение для формирования психических процессов в дошкольном возрасте: произвольного поведения, творческого воображения, самосознания. Игра является содержанием общения дошкольников, в ней складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей [7].
Ребенок устанавливает и отрабатывает простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями именно в игре. Воображение — одно из важнейших в дошкольном возрасте. Этот процесс имеет много общего с памятью —ребенок действует в плане образов и представлений. Помимо воспроизведения образов прошлого опыта, воображение позволяет ребенку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. Возникновение произвольного поведения, ключевого навыка для определения готовности ребенка к обучению в школе, также фиксируется в игровом взаимодействии [1].
В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях занятий.
Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета.
Именно поэтому все чаще специалисты в области психологии и образования приходят к выводу, что игровая деятельность должна оставаться неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе. Игровые технологии в образовании существуют достаточно давно, сама идея использования данного вида деятельности в обучении была обнаружена и в работах древнегреческих философов. В 30-х годах прошлого века в педагогике наступил период поисков и изменений.
Постепенно пересматривались фундаментальные идеи, зарождался гуманизм, идея использования труда и игры для обучения детей. Известные отечественные деятели, поистине легендарные педагоги и психологи К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, П.П. Блонский активно исследовали психологические аспекты использования игровой деятельности в образовательных целях и успешно реализовывали идеи в своей работе, таким образом обосновав применение игр в обучении.
Концептуальные основы игровых технологий:
- Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации;
- Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н. Узнадзе) [10];
- Игра - пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский) [3];
- Игра - свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев) [5];
- Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности;
- Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
В рамках изучения проблемы мотивации младших школьников в научно-исследовательской работе мы провели ряд диагностических тестов для определения уровня мотивации у детей, которые обучались с использованием игровых технологий, и детей, которые обучались без активного внедрения игры в образовательный процесс. Первая группа представлена 30 детьми возраста 9-10 лет, вторая группа – 28 детьми аналогичного возраста. На гистограмме ниже представлены результаты замеров уровня мотивации с помощью методики Н.Г. Лускановой «Анкета для оценки уровня школьной мотивации».
Рисунок 1. Диаграмма
Для определения разницы между результатами групп мы использовали t-критерий Стьюдента. Средний балл в первой группе – 18.97, тогда как во второй группе – 17.04. Результат исследования, подтвержденный математическим анализом, позволяет нам сделать выводы о высокой эффективности использования игровых технологий на уроках.
Также мы предположили, что структура мотивов учеников данных групп будет отличаться. Для проверки данной гипотезы мы использовали методику М.В. Матюхиной «Диагностика структуры учебной мотивации школьников».
Данная методика позволяет рассмотреть важность для ученика каждого из семи типов мотивов, таких как познавательные, коммуникативные, эмоциональные, мотив самореализации, позиция школьника, мотивация достижения и внешние мотивы. Результаты диагностики показали более высокий уровень познавательных мотивов и мотива достижения, а также тенденцию к более высокому уровню важности мотива самореализации.
При этом влияние внешних факторов, таких как недовольство родителей и учителей, влияние общества, было отмечено менее важным детьми в группе 1, обучающейся с использованием игровых технологий. В группе 2, при обучении которых игровые технологии не использовались, показатели мотива достижения успеха были ниже, чем в первой группе, при этом существенное влияние на мотивацию оказывали внешние факторы и эмоциональная составляющая процесса обучения.
Мы также обратились к родителям детей обеих групп с просьбой кратко оценить степень мотивированности своих детей в разработанном нами опроснике.
Всего в опросе принимали участие 46 человек, 26 представителей группы 1 и 20 представителей группы 2. Родители первой группы в 64% отметили высокую мотивацию своих детей в рамках учебного процесса, при этом во второй группе процент оказался существенно ниже – всего 47%.
Больше половины детей в группе 2, обучающихся без активного применения игровых технологий, по мнению родителей имеют проблемы с мотивацией, не интересуются внеклассными мероприятиями, не изучают дополнительные источники информации по интересующим их предметам.
Тем не менее, несмотря на все очевидные преимущества игровых технологий, их применение в начальной школе затруднено. ФГОС, к примеру, не обязывает педагогов использовать данные технологии на занятиях и не регламентирует количество времени, посвященного игровому процессу, на уроках, при этом в основе данного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который подразумевает «учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся».
Также стандарт подразумевает «обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования», и вот здесь как раз плавным переходом от дошкольного образования к непосредственно школьному обучению может способствовать использование достаточного количества игр различного вида на уроках.
К сожалению, внедрение игровых технологий в образовательный процесс требует значительных ресурсов, в том числе на обучение педагогов, некоторые из которых не всегда положительно настроены, считая, что игра на уроке приводит к ухудшению дисциплины и подмене конечной образовательной цели.
Подводя итоги, мы хотели бы отметить, что проведенное исследование наглядно демонстрирует преимущества использования игровых технологий при обучении детей младшего школьного возраста, поскольку учитывает возрастные и психологические факторы их развития.
Разница в уровне и структуре мотивации в двух группах позволяет сделать вывод об эффективности применения данной технологии для повышения мотивированности учащихся начальных классов.
Однако, ограничением данного исследования может послужить отсутствие данных об устойчивости мотивации при использовании данной технологии. Именно поэтому планируется расширение целей, задач и выборки исследования для решения данной проблемы.