Статья:

Подходы отечественных исследователей к классификации сотрудничества в психологии

Конференция: XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Социальная психология

Выходные данные
Шаров А.А. Подходы отечественных исследователей к классификации сотрудничества в психологии // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(14). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 130-133.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Подходы отечественных исследователей к классификации сотрудничества в психологии

Шаров Алексей Александрович
аспирант ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», РФ, г. Саратов

 

The approaches of Russian researchers to the classification of cooperation in psychology

 

Alexey Sharov

postgraduate student National Research Saratov State University, Russia, Saratov

 

Аннотация. Данная статья посвящена краткому рассмотрению подходов к классификации сотрудничества. Показано, что рассматриваемый социально-психологический феномен имеет свою психологическую структуру, компоненты, этапы (стадии), цели, функции и формы.

Abstract. This article is devoted to a brief consideration of the approaches to the classification of cooperation. Shows that the socio-psychological phenomenon has its own psychological structure, components, steps (stages), goals, functions and forms.

 

Ключевые слова: взаимодействие; деятельность; сотрудничество; процесс;  труд.

Keywords: interaction; activity; collaboration; process; work.

 

Любой современный аспект человеческой жизнедеятельности невозможно представить без межличностных взаимоотношений, взаимодействия.

Слово «сотрудничество» имеет русские корни и обозначает деятельность, участие в общем деле, действия, совместный труд [3].

Б.Ф. Ломов отмечал, что совместный труд не прибавляется к индивидуальному, а замещает его.  В своих звеньях совместная работа распределена между двумя или более субъектами. Субъекты совместного труда не осуществляют отдельной, индивидуальной работы. Автор подчеркивал: «В индивидуальной деятельности многое остается непонятным, если она изучается сама по себе, безотносительно к совместной деятельности».  Кроме того, главным моментом анализа индивидуальной работы должно быть определение ее роли в совместной работе и, соответственно, функции личности в группе [2]. К основным признакам совместного труда А.Л. Журавлев относит: реальное содружество индивидуальной работы и субъектов; разделение единого процесса на отдельные, функционально связанные действия и их распределение; управление индивидуальной работой; единое пространство и одновременный характер работы; получение совокупного продукта (результата) [1].

Сотрудничество является частью общечеловеческих ценностей, выступает как особая ценность взаимодействия, в которой личности добиваются положительных результатов в деятельности. В ситуации сотрудничества индивид выступает в роли активного субъекта взаимодействия, обнаруживая тот или иной уровень развития внутренней культуры.

Классификация сотрудничества

Такой тип взаимодействия как сотрудничество, характеризуется нижеследующим набором компонентов:

– распределение функций между участниками;

– одновременное выполнение разделенных функций во времени и пространстве;

– согласование распределенных функций (их выполнение по определенному плану).

Сотрудничество представляет собой единство двух составляющих: организацию процесса совместного труда «на равных», предусматривающую организованность, активность и самостоятельность действий участников, согласование действий, направленных на цель. Можно представить психологическую структуру сотрудничества тремя взаимосвязанными областями: перцептивной, интерактивной и коммуникативной. Перцептивная область означает восприятие и познание взаимодействующих сторон друг другом, установление взаимопонимания. Интерактивная область предусматривает обмен не только идеями, смыслами, ценностями, знаниями, но и действиями. Коммуникативная область заключается в обмене информацией между участниками деятельности [5]. Е.А. Самойлов выделяет нижеследующие психологические составляющие интересующего нас феномена: аффективная (уважение индивидуальности, доброжелательность, сдерживание симпатий и преодоление антипатий, управление эмоциями в совместном труде); волевая (терпение, стремление к бесконфликтности, настойчивость); когнитивная (осознание роли в совместной работе, участие в групповом обсуждении, выдвижение идей, принятие решений) [6].

Представим структуру, этапы, виды и стадии сотрудничества.

Опираясь на теорию деятельности А.Н. Леонтьева, исследователи выделяют следующие этапы сотрудничества: согласование мотивов, целеполагание, распределение ролей, контроль, коррекция и представление результата. Функциями сотрудничества являются: увеличение потенциала коллектива (организации) и повышение уровня определенности, организованности субъекта. В структуру рассматриваемого социально-психологического феномена входят: сотрудники, объект деятельности, средства и условия деятельности [6].

Предпримем попытку обобщить данные по формам и стадиям и структуре сотрудничества в таблицах 1 и 2.

Таблица 1.

Формы сотрудничества

Классификационный критерий

Форма (вид)

Открытость

Открытое, закрытое

Предметная область

Семейное, деловое, педагогическое, политическое

Временной фактор

Долговременное, среднесрочное, кратковременное

Организованность

Систематическое, хаотическое

Степень свободы

Добровольное, недобровольное

Функциональный фактор

Функционально-ролевое, тотальное

Область реализации

Материально-практическое, духовно-интеллектуальное, комбинированное

Количество участников

Глобальное, среднемасштабное, локальное

                                                                                                                          

Таблица 2.

Стадии и цели сотрудничества (по Т.П. Елохиной)

Стадия

Цель

Иррациональная

Актуализация личностью позитивного природного потенциала

Эмоциональная

Установление позитивных межпартнерских контактов

Рациональная

Достижение взаимопонимания между участниками в совместной деятельности

Духовная

Максимальное психологическое сближение взаимодействующих сторон

 

Таким образом, сотрудничество определяется как совместный труд и является разновидностью взаимодействия. Рассматриваемый социально-психологический феномен имеет свою психологическую структуру, признаки, компоненты, этапы (стадии), цели, функции. В зависимости от классификационного критерия, различают более двадцати его форм.                             

 

Список литературы:
1. Журавлев А. Л. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования // Совместная деятельность: методология, теория, практика. – М.: Наука, 1988. – 238 с.
2. Ломов  Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.  – М.: Наука, 1984. – 444 с.
3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4е изд., доп.  М.: Азбуковник. – 1999 –  944 с.
4. Елохина Т.П. Психология политического сотрудничества в России. – СПб : Изд-во С. – Петерб. ун-та, 2004. – 258 с.
5. Римашевская Л.С. Развитие сотрудничества старших дошкольников со сверстниками на занятии: дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2001. – 183 с.
6. Самойлов  Е.А. Коммуникация и сотрудничество как ключевые компетенции // Наука и школа. – 2011. – № 5. – С.84-89.