ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА САМООЦЕНКУ
Конференция: XCI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Педагогическая психология
XCI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА САМООЦЕНКУ
THE INFLUENCE OF THE SOCIAL ENVIRONMENT ON SELF-ESTEEM
Aruzhan Ismailova
Doctoral student, Zhetysu university named after I.Zhansugurov, Kazakhstan, Taldykorgan
Khapiza Naubaeva
Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor (Associate Professor), Zhetysu university named after I.Zhansugurov, Kazakhstan, Taldykorgan
Аннотация. Самооценка является важнейшим психоэмоциональным аспектом личности, который определяет восприятие человеком себя, своих качеств, возможностей и места в обществе. Она играет ключевую роль в личностном росте, саморазвитии и адаптации индивида в социальной среде. Самооценка влияет на принятие решений, поведение, взаимодействие с окружающими, а также на общую удовлетворенность жизнью. В свою очередь, социальная среда, в которой человек живет и развивается, оказывает значительное влияние на формирование и коррекцию этой самооценки. В этой статье рассматриваются основные аспекты влияния социальной среды на самооценку, а также механизмы этого воздействия.
Abstract. Self-esteem is the most important psycho-emotional aspect of a person, which determines a person's perception of himself, his qualities, capabilities and place in society. It plays a key role in personal growth, self-development and adaptation of an individual in a social environment. Self-esteem affects decision-making, behavior, interaction with others, as well as overall life satisfaction. In turn, the social environment in which a person lives and develops has a significant impact on the formation and correction of this self-esteem. This article examines the main aspects of the influence of the social environment on self-esteem, as well as the mechanisms of this impact.
Ключевые слова: самооценка, влияние, социальная среда, семья, окружение, оценка.
Keywords: self-esteem, influence, social environment, family, environment, assessment.
1. Понятие самооценки и ее роль в жизни человека
Самооценка — это субъективная оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков, которая складывается в процессе взаимодействия с окружающими людьми и мира. Это не только когнитивный, но и эмоциональный процесс, который оказывает влияние на поведение, решение задач и восприятие себя в контексте других людей.
Самооценка может быть как высокой, так и низкой. Высокая самооценка характеризуется уверенностью в собственных силах, адекватной оценкой своих достоинств и недостатков, а также принятием себя и своего положения в жизни. Низкая самооценка, напротив, связана с чувством неуверенности, сомнениями в своих силах и возможностях, а также с ощущением неполноценности и недостаточной значимости.
Социальная среда играет ключевую роль в процессе формирования и развития самооценки, начиная с раннего детства и заканчивая взрослыми годами. Влияние этого фактора может быть как положительным, так и отрицательным, в зависимости от того, какие элементы социальной среды преобладают в жизни человека.
2. Семья как первоисточник формирования самооценки
Семья является важнейшим элементом социальной среды на первых этапах жизни человека. Она оказывает основное влияние на развитие личности, а также на формирование самооценки. Именно в семье ребенок впервые получает обратную связь о себе и своем поведении. Родители и другие близкие люди — это первые "зеркала", в которых ребенок видит себя. Положительная оценка его действий, принятие и любовь со стороны родителей способствуют развитию уверенности в себе и положительной самооценки.
Исследования показывают, что дети, выросшие в семьях с поддерживающей атмосферой, где присутствуют любовь, внимание и уважение, в дальнейшем имеют более высокую самооценку, чем те, кто сталкивается с эмоциональной холодностью, критикой или насилием в семье. В то же время, чрезмерная критика, игнорирование потребностей ребенка и отсутствие поддержки со стороны родителей могут привести к заниженной самооценке, развитию комплексов и депрессивных состояний.
3. Роль сверстников и социальных групп
С возрастом влияние семьи на самооценку уменьшается, а на первый план выходит влияние сверстников и социальных групп. Особенно это проявляется в подростковом возрасте, когда человек стремится найти свое место в группе, быть принятым и признанным. Оценка сверстников становится важным ориентиром для формирования самооценки. Позитивные взаимодействия с друзьями, одобрение и поддержка со стороны ровесников способствуют росту уверенности в себе, укреплению позитивного восприятия себя.
Напротив, социальное отторжение, насмешки или изоляция от группы могут нанести сильный урон самооценке. В подростковом возрасте особенно остро воспринимается отсутствие принятия, что может привести к развитию низкой самооценки, социальной тревожности и депрессии.
Сверстники и социальные группы играют важную роль в формировании идеалов и стандартов, которым человек стремится соответствовать. Стереотипы, связанные с внешностью, успехом, отношениями и поведением, активно транслируются в социальных группах и могут влиять на восприятие собственной личности.
4. Влияние образовательной среды на самооценку
Учебные заведения, в которых человек проводит значительную часть своей жизни, также оказывают сильное влияние на самооценку. Успехи или неудачи в учебе, отношения с преподавателями и однокурсниками, участие в различных мероприятиях и проектах — все это становится важными индикаторами самооценки студента.
Позитивная обратная связь от преподавателей и однокурсников, успехи в учебе и общественной деятельности способствуют укреплению уверенности в себе и положительной самооценки. В то же время, плохие оценки, неудачи на экзаменах, конфликты с преподавателями или социальной изоляцией могут существенно снизить уровень самооценки, особенно если человек воспринимает эти события как личную неудачу.
5. Массовая культура и средства массовой информации
Массовая культура и средства массовой информации играют значительную роль в формировании образов "идеального человека", которые влияют на восприятие человеком себя. В наше время многие люди, особенно подростки и молодежь, активно воспринимают изображения и стандарты, предложенные средствами массовой информации. Модели красоты, успешности, счастливых отношений, демонстрируемые в кино, рекламе и социальных сетях, становятся основными ориентирами для многих.
Постоянное сравнение себя с идеализированными образами, транслируемыми СМИ, может привести к снижению самооценки. Люди, которые не соответствуют этим стандартам, могут испытывать чувство неудачи, что отражается на их восприятии себя. В частности, чрезмерное внимание к внешности, популяризации стандартов красоты в социальных сетях способствует развитию комплексов, депрессий и даже расстройств питания.
Однако с другой стороны, СМИ также могут оказывать и положительное влияние. Программы поддержки, положительные примеры людей, которые успешно преодолели трудности или добились успеха, могут служить источником вдохновения и мотивации, способствующими укреплению уверенности в себе и позитивной самооценке.
6. Социальные сети и виртуальная реальность
Социальные сети являются отдельным аспектом современной социальной среды. Они создают уникальные условия для взаимодействия и самооценки. Виртуальная реальность позволяет человеку активно управлять образом себя, создавая идеализированные версии своей личности. Однако постоянное сравнение своей жизни с яркими и успешными образами, которые часто публикуются в социальных сетях, может привести к чувству неудачи и заниженной самооценке.
Механизм "лайков" и комментариев также оказывает сильное влияние на восприятие себя. Положительная реакция со стороны подписчиков повышает уверенность в себе, в то время как отсутствие внимания или негативные комментарии могут серьезно повлиять на эмоциональное состояние пользователя.
Заключение
Социальная среда оказывает многостороннее влияние на самооценку человека, начиная с раннего возраста и до зрелости. Семья, друзья, образовательные учреждения, средства массовой информации и социальные сети — все эти элементы социальной среды могут как поддерживать, так и разрушать уверенность в себе. Важно понимать, что здоровая самооценка — это не только результат положительного воздействия внешней среды, но и способность человека адекватно оценивать себя, не полагаясь исключительно на чужое мнение. В связи с этим, необходимо создавать такие условия в социальной среде, которые бы способствовали формированию позитивной и адекватной самооценки, уважению личности и поддержке в трудные моменты жизни.