Статья:

КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНИК

Конференция: LXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная психология

Выходные данные
Черепанова Е.А., Сергеева А.И. КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНИК // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXI междунар. науч.-практ. конф. — № 5(61). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 28-34.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНИК

Черепанова Екатерина Александровна
студент, ФГБОУ ВО Томский государственный педагогический университет, РФ, г. Томск
Сергеева Анна Иосифовна
канд. пед. наук. доцент кафедры дефектологии, ФГБОУ ВО Томский государственный педагогический университет, РФ, г. Томск

 

Аннотация. Данная статья посвящена изучению коррекции тревожности у младших школьников с задержкой психического развития посредством использования телесно-ориентированных техник с интеграцией «сказки», как метода, позволяющего на более глубинном эмоциональном уровне осуществлять процесс проживания травмирующей ситуации.

 

Ключевые слова: коррекция тревожности; телесно-ориентированные техники; сказка; осознание и проживание эмоций.

 

В возрастной и педагогической психологии младшему школьному возрасту уделяется особое внимание. В это время изменения претерпевают все сферы жизни ребенка, ведущей деятельностью которого становится учебная, в связи с этим меняется его социальный статус и обязанности. Подобные перемены оказывают существенное влияние на эмоциональную сферу ребенка. Благополучное психическое развитие детей в данном возрасте напрямую зависит от их эмоционального состояния. К сожалению, ситуация такова, что на современном этапе развития общества, типичными для младших школьников все чаще становятся отрицательные эмоциональные состояния тревоги и страха, препятствующие нормальному психическому состоянию и учебной деятельности детей.

Учитывая особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития, нам особенно важно, рассмотреть феномен тревожности, его основные аспекты, а также изучить использование телесно-ориентированных техник в тандеме со сказкотерапевтическим методом. Целесообразно, на данном этапе, проследить с какими трудностями сталкивается данная категория детей, что необходимо учитывать при формировании и реализации процесса взаимодействия и насколько актуальна интеграция «движения» и «сказки» в коррекционно-развивающей работе по стабилизации уровня тревожности.

Трудности в обучении, возникающие в процессе коммуникации, обусловленные повышенным уровнем тревожности, истощают внутренние ресурсы ребенка. Энергия расходуется не на учебную деятельность, а на подавление тревожности и если проблема не решается, то это может привести к развитию невротического состояния. Что может, еще больше, усугубить сложившуюся ситуацию.

Собрав воедино основы характеристик младшего школьного возраста, задержки психического развития, ее проявления у детей, а также, обратив внимание на основные показатели тревожности в данной категориальной системе, мы пришли к выводу о том, что, как задержка психического развития у младшего школьника может повышать уровень тревожности, так и сама тревожность, вызванная различными факторами, может быть одной из основных причин задержки психического развития. Тем самым, мы смеем предположить что, влияя на уровень тревожности мы автоматически воздействуем на темп психического развития ребенка и наоборот, работая над устранением задержки психического развития у младшего школьника, мы параллельно уравновешиваем его уровень тревожности.

Как известно, более 80% информации в процессе общения передается невербальным способом. А у ребенка «живой язык» спонтанных движений и жестов гораздо в большей степени отражает характер его коммуникации и появляется задолго до отчетливых речевых навыков. Поэтому включение телесно-ориентированных психотехник и приемов в психокоррекционные программы существенно расширяет их возможности [1]. Основу телесно-ориентированных техник, целесообразно представить следующим перечнем кинезиологических методов и приемов:

1. Массаж (самомассаж) - воздействует на биологически активные точки. Особенно эффективным является массаж (самомассаж) кистей, пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают примерно 148 точек, расположенных на ушной раковине, связанных с различными частями тела человека. Даже простой растирающий массаж (самомассаж) ушей улучшает кровообращение в организме, стимулирует кору головного мозга, улучшает слуховое внимание и восприятие ребёнка.

2. Растяжки - нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц. Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребёнка, с высоким порогом и длительным латентным периодом возникновения всех рефлекторных и произвольных реакций. Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Оптимизация мышечного тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции.

3. Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают у ребёнка самоконтроль и произвольность. Нарушение ритмов организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, перистальтика кишечника, пульсация сосудов и т.д.) могут привести к нарушению психического развития ребёнка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над вниманием.

4. Упражнения на развитие мелкой моторики – стимулируют речевые зоны коры головного мозга, развивают слухомоторную координацию. Исследованиями учёных доказано, что развитие тонких координированных движений пальцев рук способствует активизации речевой активности у детей, более эффективному преодолению имеющихся нарушений звукопроизношения.

5. Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, повышают энергетизацию организма. Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы. При составлении комплексов глазодвигательных упражнений в рамках программы образовательной кинезиологии необходимо соблюдать определённые условия [2].

Для более глубокого погружения ребенка в процесс трансформации уровня тревожности, нам необходимо, включение «сказки», как метода, позволяющего активизировать, восстанавливать и простраивать взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Если рассматривать «сказку» с позиции телесно-ориентированного подхода, то «сказка» является гармоничным, поэтапно-выстроенным сценарием, в который, в свою очередь, в определенном порядке встраиваются необходимые элементы телесно-ориентированной техники. Каждое последующее упражнение несет в себе смысл предыдущего действия. Сказка дает возможность логично выстроить маршрут каждого движения, не теряя при этом общего смысла.

Главная цель сказкотерапии - максимально способствовать личностному развитию детей и их социальной адаптации. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с проблемами агрессии, неуверенности в себе, тревожности и страхов, застенчивости и стыдливости, лживости, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями [3]. Соединение методов сказкотерапии и телесно-ориентированных техник позволяет создать не просто занятие, а настоящий тренинг, в процессе которого, у детей появляется возможность создавать связь между показателями физических и психических качеств, задействовать тело, душу и эмоции. Телесные движения - развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Происходит «чувствование» ребёнком своего тела, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации [4].

На данном этапе, мы рассмотрим соединение терапевтической сказки Хухлаевой О.В. «Серое ухо» [5] и упражнений из телесно-ориентированных техник, а также проследим смысловую последовательность построения структуры, которая может быть встроена в коррекционно-развивающее занятие при работе с тревожностью.

В одном лесу жил зайчишка «Серое ухо». Каждый день он бегал по лесу и косил глазами во все стороны, чтобы обо всем в округе знать.

Встраивание глазодвигательных упражнений «Часы». Движения глаз вверх-вниз. Плавно 8 - 10 раз. / Движения глаз вправо-влево. Плавно 8 - 10 раз. / Плавные движения глаз вырисовывают бабочку. Правый верхний угол - правый нижний угол, вверх по диагонали - левый верхний угол, левый нижний угол. / Плавные движения глаз вырисовывают восьмерку. Сначала надо сделать восьмерки в одном направлении, а затем в другом.

Однажды его друг Ежик Маленькие ножки пригласил Зайчишку на свой день рожденья. Зайчишка очень обрадовался приглашению. Он пошел на дальнюю поляну и набрал для Ежика целую корзину земляники, а потом отправился в гости.

Встраивание упражнений на развитие мелкой моторики. Для этого нужно зажать между ладонями массажный мячик (грецкий орех, мячик для тенниса) и выполнять различные задания: поступательные движения ладонями вперед -  назад; круговые движения ладонями; сжимание - разжимание мяча в ладони; перекладывание из одной руки в другую; зажимание мячика двумя пальцами (поочередно менять пальцы); катание мячика по столу, придерживая его одним пальцем; прохождение мячиком по лабиринту, подталкивая его пальцем; продвижение мячика по нарисованной на столе спирали.

Его путь лежал через лесную чащу. Светило солнышко, и Зайка весело и быстро добрался до домика Ежика. Ежик очень обрадовался зайчику. Потом к ежику пришли Белка Рыжий хвостик и Барсучонок Мягонький животик. Они все вместе танцевали и играли, а после пили чай с тортом и земляникой. Было очень весело, время бежало быстро, и вот уже начало темнеть - пора было гостям собираться домой, где их ждали родители.

Встраивание упражнений на сплочение группы, умения работать в команде. «Заколдованная тропинка». Один из детей - ведущий, он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут. Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в «елочку». Задача команды - спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.

Друзья попрощались с ежиком и пошли по своим домам. И наш Зайчишка отправился в обратный путь. Сначала он шел быстро, пока тропинку было хорошо видно, но вскоре совсем стемнело, и Зайчику стало чуть-чуть страшно. Он остановился и прислушался к темному и совсем неприветливому ночному лесу. Вдруг он услышал странный шорох. Зайчишка прижался к траве и задрожал.

Встраивание упражнений на снижение уровня тревожности. Игра «Зайки и слоники». Сначала педагог предлагает детям превратиться в зайчишек-трусишек. Педагог стимулирует действия детей словами: «Как зайчик боится? Что он делает, когда ему страшно? Зайчик - трусишка дрожит, сжимается в комочек, пытается стать еще меньше и незаметнее (дети показывают, как боится зайчик, как он дрожит). «Как зайчик прячется, когда слышит чьи-то шаги, видит лису или волка?»

Потом подул ветер, и Зайка услышал страшный скрип и скрежет - он посмотрел направо и увидел что-то огромное и страшное: у него было много длинных и корявых рук, которыми оно размахивало и при этом издавало тот самый страшный скрежет.

Встраивание упражнений дыхательной гимнастики. «Ветер и листья». После выдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз (листья опадают).

Зайчонку стало совсем страшно, он подумал, что это Чудовище, что оно сейчас схватит его своими корявыми ручищами, а потом съест… Бедный Зайчишка накрыл лапками ушки и закрыл глазки, чтобы не видеть и не слышать страшного Чудовища и стал дожидаться своей смерти.

Так прошло некоторое время и… ничего не случилось. А затем Зайка сказал сам себе: «Неужели я так и буду лежать здесь и умирать от страха? А что будет с моей мамой, если я умру, ведь она не переживет этого?». Зайка собрался с силами, открыл глаза и смело посмотрел на Чудовище.

Встраивание упражнений на улучшение эмоционального фона. «Волшебное превращение из трусливого зайчишки в храброго слоника», (продолжение игры «Зайки и слоники»). Трусливые зайчики превращаются в сильных, больших, могучих слонов. Пусть дети станут слонами и покажут: как ходит сильный и большой слон. Какой он спокойный и бесстрашный. Ребятам следует рассказать, что если слоны встречают людей, они не прячутся, как зайцы, а общаются с ними и спокойно идут дальше. Следует предложить детям поиграть во встречу слона и человека. Можно разнообразить игру, предложив поиграть во встречу бесстрашного слона и волка, тигра.

И вдруг он заметил, что Чудовище совсем не Чудовище, а старый Дуб, с которым Зайка всегда здоровался, гуляя по утрам, а огромные руки - всего-навсего ветви, на которых днем поют птички. Скрипел же старый Дуб потому, что на ветру раскачивалась его старая растрескавшаяся макушка. Наш Зайка громко рассмеялся, оттого, что испугался старого своего друга -доброго Дуба.

Встраивание упражнений на снятие физического и психического напряжения. «Дождь в лесу». В лесу светит солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Тянутся высоко-высоко, чтобы каждый листочек согрелся. Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются. Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями касаются спины рядом стоящего товарища). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями. Но вот появилось солнышко. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

Зайка продолжил свой путь домой, он теперь знал, что ничего страшного в ночном лесу не может быть. И после этого случая Зайка Серое ухо никогда больше не боялся темного леса.

Встраивание элементов телесно-ориентированных техник в сценарий «сказки» позволяет расширить границы ощущения пространства и времени, а также обеспечить глубокое погружение и проживание той модели травмирующей ситуации, которую необходимо ощутить, прочувствовать, прожить. В любом даже самом коротеньком тексте сказки заложен ценный ресурс, который помогает сделать процесс работы со страхами, и тревожностью более легким и доступным для младшего школьника с задержкой психического развития, а интеграция телесно-ориентированных техник, в свою очередь, помогают сформировать и закрепить новую положительную реакцию на ситуацию, которая когда-то вызывала тревожное состояние ребенка.

 

Список литературы:
1. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет) / И.В. Ганичева. – Москва : Книголюб, 2008. – 136 с. - ISBN: 5-93927-111-1.
2. Волкова Л.С. Логопедия: учебник / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская – 3 изд., перераб. и доп. – Москва : ВЛАДОС, 2002. – 680 с. – (Коррекционная педагогика).
3. Свистунова Е.В. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия / Е.В. Свистунова. - Москва : Форум, 2014. – 192 с.
4. Дэннисон П. «Гимнастика мозга» : Книга для учителей и родителей / Пол Дэннисон, Гэйл Деннисон. – Санкт-Петербург : Весь, 2019. – 47 с. - ISBN:9785041606428.
5. Хухлаева О.В. Хухлаев  О. Е.Лабиринт души. Терапевтические сказки / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев. - Москва : Трикста, 2005. - 175 с.