Метод вербально индуцированной аутокоррекции (ВИА)
Конференция: V Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Коррекционная психология
V Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Метод вербально индуцированной аутокоррекции (ВИА)
THE METHOD OF INDUCED VERBAL AUTOCORRECTION (IVA)
Vladislav Mamajev
candidate of physico-mathematical sciences, Deputy Director RANEPA (Kirov brunch), Russia, Kirov
Alexey Ermolin
candidate of psychological sciences, associate professor, (Kirov brunch), Russia, Kirov
Аннотация. Вербально индуцированная аутокоррекция (ВИА) – это активный процесс формирования человеком себя как личности в соответствии с сознательно поставленной целью на основе понятых и принятых комплиментарных высказываний других лиц относительно идеала собственного «Я». В основе метода ВИА лежат интроспекция и самооценка. Активное использование метода вербально индуцированной психокоррекции на базе мотивационной рефлексии является естественным компонентом индивидуального психологического консультирования.
Abstract. Verbally induced autocorrection (VIA) is an active process of formation of oneself as a personality in accordance with the deliberate goal on the basis of witnesses and received complimentary remarks of others regarding the ideal self. The method is based are VIA introspection and self-assessment. Active use of the method of induced verbal psychotherapy on the basis of motivational reflection is a natural component of individual psychological counseling.
Ключевые слова: Личность; Я-образ; интроспекция; самооценка; мотив; мотивация; аутокоррекция; вербальная индукция.
Keywords: Personality; self-image; introspection; self-concept; motive; motivation; autocorrection; verbal induction.
Существующие в современной психологии и психотерапии специальные методы индивидуальной психогигиены, психокоррекции и психопрофилактики, за небольшим исключением, являются психологическими приёмами, основанными на словесном воздействии на Я-концепцию человека. Многие из них предлагались другими авторами в качестве самостоятельных (метод СОЭВУС, Г.Н. Сытин; метод аутогенной тренировки, Лобзин В.С., Решетников, М.М.; метод декодирования сравнительных конструкций, А.Р. Лурия; метод моделирования и принятия точки зрения другого, Р. Дилтс; метод лингвистического психоанализа; рефлексивный тренинг в гуманистической психологии и др.) или вспомогательных (метод отвлечения по В. М. Бехтереву). Объединение различных методов в рамках комплексной авторской методики вербально индуцированной аутокоррекции, дифференциация показаний к ней и их использование на основе психофизиологических и социально-психологических механизмов способствуют существенному повышению эффективности реализации её коррекционного воздействия.
Вербально индуцированная аутокоррекция (ВИА) – это активный процесс формирования человеком себя как личности в соответствии с сознательно поставленной целью на основе понятых и принятых комплиментарных высказываний других лиц относительно идеала собственного «Я». В основе метода ВИА лежат методы самонаблюдения и глубинной рефлексии. Мотивационная готовность к глубинному самоанализу формируется в ходе онтогенеза; при этом происходят обобщение и рационализация внешних оценочных суждений, что находит своё выражение в образовании новых сознательных поведенческих стереотипов. На ранних этапах онтогенеза у человека слабо выражено чувство собственной идентичности, человек притворяется, принимает ролевую модель, навязанную значимыми другими, как правило, из ближайшего социального окружения. Поэтому в процессе аутокорекции важно иметь дело с позитивными оценочными суждениями других лиц.
Таким образом, эффективная аутокоррекция возможна лишь при достижении определенной социальной зрелости человека. Самооценка является базовым элементом Я-концепции, включающем не только знания о самом себе, но и объективную оценку самого себя, своих способностей, эмоционально-волевых, коммуникативных и моральных качеств. Самооценка представляет собой динамичный и внешне детерминированный конструкт. Самооценка как правило не совпадает с реальными силами и возможностями человека. Её адекватность выступает критерием социальной зрелости личности, результатом длительного процесса накопления жизненного и профессионального опыта.
В процессе психологического консультирования специалисту приходится решать профессиональную задачу коррекции неадекватной самооценки – завышенной или заниженной. Завышенная самооценка представляет собой разновидность внутриличностного конфликта по типу «не могу, но хочу». В этой ситуации формируется трудное психоэмоциональное состояние фрустрации, как осознаваемое человеком как невозможность реализации актуальной потребности при наличии объективно, либо субъективно существующего препятствия, преграды. В некотором смысле, фрустрация является антиподом стресса, так как в последнем случае наблюдается немедленная психическая и двигательная активность по преодолению стрессогенного фактора, а в состоянии фрустрации – отсроченная активность. В процессе удовлетворения потребности в повышении качества жизни человек и формируется как личность, вырабатывая социально-позитивные стереотипы поведения, стили деятельности и коммуникации.
В случае диссонанса между внешними позитивными оценками и уничижительной самооценкой личности, то выраженная дисперсия между ними может стать мощным фактором, стимулирующим развитие личности, когда человек предпринимает волевые усилия по достижению внешне установленной планки по конкретным свойствам в структуре своей личности. В психологическом консалтинге преобладают запросы от лиц с чрезмерно заниженной самооценкой («самоуничижением»), являющейся эквивалентом психической и часто коммуникативной дезадаптации личности, «ухода в себя». Одной из главных психических категорий, лежащих в основе аутокоррекции личности, являются представления об идеале собственного «Я». В процессе индивидуального консультирования человек совместно с психологом пытается идентифицировать позитивный результат совместной коммуникативной деятельности в форме осознанных (вербализованных) представлений о «Я – концепции». Мотивационные установки на те или иные личные социальные или профессиональные достижения, постепенно формирующиеся в процессе консалтинга, способствуют актуализации в самосознании сознательного намерения на аутокоррекцию. Поэтому идентифицированные зоны неблагополучия в «Я – концепции» становятся для консультируемого поводом не для избыточной отрицательной саморефлексии («я – неудачник»), а для разработки альтернативной интенциональной модели.
Также следует учитывать современное состояние психологической культуры общества, одним из ярких признаков которого является ориентация граждан на стихийную, спонтанную аутокоррекцию, с использованием зачастую псевдонаучных методов и методик. Консультативная практика обнаруживает тенденцию, что лица с расбалансировкой «Я – концепции», испытывая трудности в коммуникативной сфере, связанные с их определенными личностными особенностями, оценивают себя как жёсткую неизменную структуру («такой уродился»), сознательно отказываясь от глубинной саморефлексии, как следствие лишают себя возможности к самосовершенствованию. Более того, некоторые субъекты («рефлексивные нигилисты») выступают с коммуникативных позиций безусловного принятия их социальных дезадаптаций со стороны окружающих.
За основу метода вербально индуцированной аутокоррекции принимаются формирование, закрепление и целенаправленное систематическое словесное внушение желаемого (или реконструированного совместно с психологом) «Я – образа». Принимая во внимание конкретную жизненную ситуацию и личность рекомендуется создать мысленный образ интеллектуального, эмоционально стабильного, оптимистичного, привлекательного и т. д. человека (или профессионала) и систематически «проецировать» этот образ на свою личность и поведение, а также осуществлять воображаемую экстраполяцию (перенос) поведения созданного «Я – образа» в различные ситуации коммуникативной и профессиональной деятельности.
Мы считаем, что применение метода вербально индуцированной аутокоррекции можно начинать уже с первого занятия. Первым этапом является рефлексия прошлых достижений, которая затрагивает волевую сферу человека и систему его самооценок. Настоящее, как правило, детерминируется и направлено в будущее. Однако содержание настоящего определяется прошедшим. Таким образом, определяя настоящее, прошлое постоянно вторгается в будущее. Прошлое при определенных условиях может принять форму модели будущего, т.е. воплощать в себе в закодированной форме черты и отношения, последующая реакция которых является наиболее вероятной или наиболее выгодной адаптационно. Применительно к консультативной практике, речь чаще всего идёт о деформации адаптационного (социального) реагирования, часто приобретающего характер стереотипных дезадаптивных поведенческих реакций (повышенная закомплексованность, обидчивость, тревожная мнительность, раздражительность, излишняя застенчивость и т. п.). Разъяснение консультируемым неадекватности подобных реакций проводится как в процессе самостоятельного освоения курса ауткоррекции, так и при последующих индивидуальных беседах. Применённые базовые методы интроспекции и самообследования позволяют консультируемым самостоятельно или совместно с психологом определить основные направления самосовершенствования, которые должны затрагивать кардинальные черты характера. Кратко эти направления определяются тремя вопросами: «Почему я хочу измениться», «Что я хочу изменить в себе конкретно?» и «Зачем, ради чего я хочу изменить себя?». Такой мотивационный рефлексивный подход обусловлен тем, что проактивным, деятельным началом в самоорганизации и самоуправлении человеком своей жизни является осознанное намерение к действию, как конечная фаза процесса целеполагания.
В этом отношении мотивационное сознание человека является системой побудительных, селективных и направляющих интенций, формирующих статус активного самонаблюдателя и контролёра. Когнитивная компетентность по вопросам аутокоррекции и её безусловное принятие консультируемыми является необходимым и достаточным условием эффективности активной психогигиены. Исходя из всего вышеизложенного, можно сказать, что метод вербально индуцированной аутокоррекции органически входит в систему психологического консультирования. Повышение под влиянием вербального воздействия аутовнушаемости, формирование активной позиции обучаемых по отношению к своей неоптимальной «Я-концепции», а также вовлечение специфических механизмов формирования адекватных стереотипов поведения (и отношений) путем их сенсорной (сюжетной) репродукции в аутогенном состоянии позволяют объяснить более высокую успешность применения метода ВИА в системе психологического консалтинга. В комплексе метод ВИА включает следующие приёмы: 1) выявление самооценки; 2) переоценка собственной личности; 3) самоанализ и переоценка прошлого, выявление индивидуальных «психологических барьеров»; 4) создание желаемого «образа Я»; 5) формирование индивидуальных формул намерения; 6) использование приёмов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения; 7) сюжетная сенсорная репродукция поведения «Я – образа» в различных ситуациях деятельности и общения; 8) проекция нового позитивного стереотипа «Я-образа» на реальное поведение в процессе повседневной жизни и деятельности.
Наши исследования показали, что уже через месяц систематического применения метода ВИА положительные перемены в личности отмечают не только они сами, но и их близкие, знакомые, сослуживцы. Например, первичное обращение Натальи П. (29 лет) с проблемой нарастающих затруднений межличностного взаимодействия на работе и в семье (коммуникативная зажатость, фобические атаки в ситуации когнитивного спора, зацикленность на своей якобы невыразительной внешности и др.) привели к заключению психотерапевтического альянса в системе «психолог-клиент» с обязательством последней регулярно (1 раз в день по 10-12 минут) прослушивать записи мужских и женских голосов, озвучивающих мотивационные комплиментарные высказывания в её адрес.
Наталья П. должна была отслеживать и отчитываться на консультации у психолога (1 раз в неделю) о субъективно верифицируемых изменениях своей Я-концепции в разных социальных контекстах (дом, работа) по следующим критериям: 1) физиологические (преобладающий мышечный тонус, ритм дыхания, сердцебиения, пространственная ориентация и др.); 2) психологические (преобладающие высказывания во внешней, и, особенно внутренней речи, эмоциональная модальность, визуальные характеристики Я-идеального и др.); 3) социокультурные (смысл, направленность самоизменений и др.).
Метод ВИА, развивающий оптимистичный потенциал личности, можно представить в виде двух уровней: количественные преобразования (инвариантные изменения поведения) и качественные преобразования (вариантные изменения Я-концепции). В итоге примерно через 1,5 месяца сбора статистики изменений по каждому параметру Наталья П. смогла утвердить на устойчивом подсознательном уровне свою природную позитивную персонифицированность, проявляющуюся в виде субъектно-личностных имиджевых предпочтений с минимальной опорой на внешние оценочные суждения. При этом отмечалась трансформация таких глубоко индивидуальных особенностей, как мимика, речь, походка, стиль общения, понимание юмора и т. д. При самоизучении пациентам целесообразно рекомендовать письменно изложить или оценить некоторые сферы своей психической деятельности в рабочей тетради, предлагая им в зависимости от конкретных форм нарушений в системе личностной саморегуляции углубленную мотивационную рефлексию по конкретной схеме.
Таким образом, нарушения целостности и гармонии личностни составляют основу социально-психологической дезадаптации и входят в структуру многих типов девиантного поведения. Поэтому активное использование метода вербально индуцированной психокоррекции на базе мотивационной рефлексии показано в большинстве случаев психогенной социальной дезадаптации человека, являясь естественным компонентом индивидуального психологического консультирования.