Статья:

ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К СЕМЬЕ И СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Конференция: LXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Социальная психология

Выходные данные
Пуртова Е.М. ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К СЕМЬЕ И СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXX междунар. науч.-практ. конф. — № 3(70). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К СЕМЬЕ И СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Пуртова Екатерина Михайловна
магистр кафедры психологического консультирования, Московский государственный областной педагогический университет, РФ, г. Москва

 

THE ATTITUDE OF YOUNG PEOPLE TO FAMILY AND FAMILY VALUES IN THE MODERN WORLD

 

Ekaterina Purtova

Master of the Department of Psychological Counseling, Moscow State Regional Pedagogical University, Russia, Moscow

 

Аннотация. Цель. Изучение аспектов отношения современной молодежи к ценностям семьи, семейно-брачным отношениям. Процедура и методы. Проведен теоретический анализ исследовательских работ по проблемам семьи в современных условиях, в связи с кризисными процессами современной семьи и проблемами брака (рост числа разводов, неготовность к семейной жизни, непринятие семейных ценностей). Мы также рассмотрели психологические особенности юношеского возраста, изучили ценности молодежи и отношение молодежи к семейным ценностям и семье в целом. Результаты.  Проведенный теоретический анализ изучаемой проблематики показал, что актуальность статьи обусловлена в целом кризисными явлениями семейной сферы, а также нарастанием числа неполных семей, сожительства без регистрации, значительным числом разводов. Статья ставила перед собой цель: раскрыть отношение современной молодежи к семье и ценностям семьи, обозначить проблемы молодых семей, выделить аспекты, приводящие к разводам. Теоретическая значимость заключается в применении результатов исследования отношения молодежи к семье и семейным ценностям в плане подготовки и реализации программ коррекции семейных отношений, предупреждению ранних разводов, а также по формированию семейных ценностей и значимости создания семьи.

Abstract. Target. The study of aspects of the attitude of modern youth to the values ​​of the family, family and marriage relations. Procedure and methods. A theoretical analysis of research papers on family problems in modern conditions, in connection with the crisis processes of the modern family and marriage problems (increase in the number of divorces, unpreparedness for family life, rejection of family values) was carried out. We also examined the psychological characteristics of adolescence, studied the values ​​of young people and the attitude of young people to family values ​​and the family as a whole. Results. The theoretical analysis of the issues under study showed that the relevance of the article is generally due to the crisis phenomena of the family sphere, as well as an increase in the number of single-parent families, cohabitation without registration, and a significant number of divorces. The article set itself the goal: to reveal the attitude of modern youth to the family and family values, to identify the problems of young families, to highlight the aspects that lead to divorce. The theoretical significance lies in the application of the results of a study of the attitude of young people to the family and family values ​​in terms of preparing and implementing programs for the correction of family relations, preventing early divorces, as well as for the formation of family values ​​and the importance of creating a family.

 

Ключевые слова: молодежь; семья; семейные ценности; юноши; юношеский возраст.

Keywords: youth; family; family values; young men; adolescence.

 

Актуальность. Исследование отношения молодежи к семье и семейным ценностям сегодня является актуальным вопросом различных наук, и, прежде всего, психологии, это связано с кризисными процессами современной семьи и проблемами брачно-семейных отношений.

Молодежь – основа будущего общества и имеющиеся представления о семье и семейных ценностях у нынешней молодежи в дальнейшем будут сказываться на всей семейной системе, семейных формах, количеству детей в семьях, а также на состоянии всего общества [7].

Существует множество вопросов не только к наличию семейных ценностей у молодых людей, но и что для них на сегодняшний день является идеальной ценностью, а что – реальной, каковы гендерные особенности семейных ценностей. Изменения понимания семьи и семейных ценностей приводит к общей трансформации семейного образа, который передается будущим поколениям. Остро встают проблемы трансформации ценностей [7].

Семья, как система, служит основой развития детской психики, именно в семье ребенок получает основы жизни и взаимоотношений с людьми, адаптируется в обществе и культурном пространстве. Именно в семье формируется отношение человека к самому себе, своим родным и близким, а также к разного рода деятельности – работе, учебе и прочее [12].

Сегодня сложные тенденции развития семьи говорят нам о необходимости определить семью и семейные ценности с современных позиций [12]. Многолетние трансформации структуры социума привели к изменениям индивидуальных ценностей современной молодежи, которая динамично реагирует на происходящие преобразования: мы сталкиваемся с отсутствием единых представлений об одобряемом поведении, с тенденциями к изменению социальных норм и стратегий поведения, поэтому и важен поиск системы семейных ценностей у молодежи [3].

Современные молодые люди далеко не всегда анализируют   свои действия и поступки, не готовы к брачным отношениям, у них не всегда имеются сформированные понятия о семье, собственной роли в семье. При этом недостаток реальных представлений у молодых людей о браке и ответственности в семье приводит к таким негативным последствиям, как ранние разводы, неполные семьи, проблемные семьи и др.  (О.А. Алексеева, В.П. Кравец, А.А. Василенко, А.В. Лошкарев, Д.А. Донцов, И.А. Ерина).

Само понятие семьи отличается многоаспектностью, существует значительное количество определений данного понятия, отметим лишь некоторые из них:

семья предстает как объединение людей, связанное брачными отношениями либо кровным родством, общим бытом и взаимоответственностью [11];

семья характеризуется как базирующаяся на брачных отношениях либо на кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и хозяйствованием, эмоциональной связью, обоюдными обязанностями [1];

семья - малая социальная группа общества, которая в основном дает адекватные реакции на получаемы социальный опыт и в дальнейшем, в ходе раскрытия всего своего потенциала, способна преобразоваться в воспитывающий коллектив, который ориентируется на протекающих социальных процессах [2];

семья -  общность людей, которые находятся во взаимосвязи друг с другом при помощи  определенных отношений (родство,  детско-родительские отношения, супружество, совместное хозяйствование), при этом семья осуществляет социально значимые  функции, играя  ведущую роль в жизни всего общества и отдельно взятой личности, участвуя в его защите, развитии и удовлетворении его потребностной сферы [13].

Отмеченные понятия семьи подчеркивают ее основополагающее значение. Это именно социальная группа, которая связана браком или родственными отношениями, проживающая совместно, имеющая общий быт, общие интересы, основанная на ответственности и взаимопомощи.  Именно в семье он получает потенциал своего развития, возможность далее выстраивать отношения, самоактуализоваться и самореализоваться [5].

Семейные ценности являют собой фундамент конкретной семьи, его основу, это духовно-нравственные ориентиры, установки, идеалы   и ориентации. Семейные ценности как важнейшие, значимые, формируются в ходе приобретения человеком социального опыта, его накопления, превращение его элементов в стереотип и дальнейшее воспроизведение во многих поколениях [8].

Семейные ценности, иными словами, это то, что лично значимо и дорого для каждого члена семьи, это то, что способствует созданию мира семьи и взаимоотношений между ее членами, то, что помогает осознать свое место в семье. Формирование семейных ценностей осуществляется в течение всей жизни человека, однако наиболее важным периодом для их становления является юношеский возраст, в котором происходит активное познание себя и других, формируется жизненная позиция, мировоззрение, качественно меняется социально-культурный уровень [7]. 

Ценности семьи социальны, значимы для человека. Семейные ценности появляются у человека в процессе приобретения им опыта еще в детстве в ходе социализации и далее, на протяжении всей жизни влияют на особенности ценностных ориентаций личности [3]. При этом в реальности семья не всегда осознается глубоко значимой, люди совершают ошибки, принижают значение семьи и близких людей, не могут сберечь свою семью.  Семейные ценности предстают как многоаспектное понятие, которое содержит в себе различные представления о семье, ценностях, ориентирах, нормативов поведения, морали.

Современная семья меняется и сегодня постоянно растет количество неполных семей, растет доля однодетных семей, все меньше становится многодетных семей [8]. Стало довольно распространено взаимоотчуждение супругов и увеличение численности разводов, сожительство без регистрации брака и увеличение числа рождений детей вне брака, также увеличились проценты социального сиротства или сиротства детей при живых родителях. Налицо кризис семьи и от поколения молодых людей остро зависит, какой станет семья, какими качествами и потенциалом она будет обладать [10].

Семья, как уникальная основа нашей жизни, дает человеку возможность получить необходимый первый опыт, первые навыки взаимоотношений, и, тем самым, позволяет сформировать личность. Однако современность показывает нам, что семья сегодня преисполнена кризисных явлений – растет число разводов, отмечаются низкие показатели рождаемости, также велико число абортов, сюда же отнесем наличие ранних (несовершеннолетних) беременностей, рост числе неполных семей с одним родителем (преимущественно, матерью).

Становление готовности молодого поколения к созданию семьи идет путем освоения социально-культурных задач – познавательных, морально-этических, ценностно-смысловых, в ходе решения которых молодой человек приобщается к определенному уровню брачно-семейной культуры, овладевая определенными навыками, формирует собственную систему брачно-семейных ценностей [6].

У молодых людей формируются семейные ценности, которые с возрастом начинают приобретать все большее значение. Происходит формирование образа будущего брачного партнера [9]. Постепенно формируется и готовность к браку в процессе подготовки к брачно-семейным взаимоотношениям и является ее результатом. Однако готовность к семье еще не достигнута и еще психологически незрелые личности не могут удержаться в браке [4].

Кризис семьи проявляется в упрощении семейного мира, в ослаблении связей внутри членов семьи, в самой ориентации на малодетность. Можно отметить сложности адаптации семьи к происходящим сложным переменам, неприспособленность семьи. Успели сложиться либеральные ценности с их стереотипами, однако семья по сей день продолжает оставаться важнейшей фундаментальной ценностью человека.

Молодежь, и ее отношение к брачно-семейным отношениям, которые под влиянием средств массовой информации, интернета, несколько трансформировались и претерпели изменения [13]. Отметим, что молодые люди часто задумываются о семье, браке, считают, что нужно внимательно и ответственно отнестись к этой проблеме, но при этом, такое чувство, как любовь у них размыто и часто понимается как любовная зависимость, а не выстраивание продуктивных отношений в паре. Молодежь в качестве ценностей жизни видят образование, карьеру, деньги, успешность, при этом создание семьи отодвигается на дальние планы. Иными словами, у молодого поколения формируется система ценностей, которая базируется на приоритетах индивидуального, на утраченных традициях и обычаев семьи, на трансформации семейных укладов, отсутствии представлений о такой важной функции человека, как родительство (материнство и отцовство).

Традиционные ценности семьи постепенно уходят и ценности молодежи далеки от традиционных, поэтому данная проблематика сегодня актуализируется в педагогике и в психологии. Так, с 2020 г. усилилось обсуждение вопросов традиционных ценностей, принят курс на воспитание традиционных семейных ценностей у детей с дошкольного возраста. Кроме того, важнейшей задачей сегодня является формирование системы, которая была бы способна укреплять и сохранять семьи, а также развивать семейные отношения как особую среду, способную сформировать у человека общепризнанные, общечеловеческие ценности [6].

Взгляды на брак молодежи также претерпели изменения – распространен пробный брак, гостевой брак. Среди молодых велик процент и гражданских браков (фактически, сожительства), в которых каждый партнер считает себя свободной и независимой единицей, и в которых не требуется ответственности в полной мере. Часто молодые годами сожительствуют без создания семьи и не регистрируясь официально, объясняя это нехваткой денег на свадьбу, откладывая и рождение детей [8].

Лишь часть молодых людей – юношей и девушек - выбирают зарегистрированный брак, который не всегда олицетворяет стабильность, надежность и ответственность, возможность завести детей. Причина подобного, на наш взгляд, лежит в инфантилизме нынешней молодежи, нежелании прикладывать усилия, а также в стремлении переложить свою, ответственность, в нежелании взрослеть и в потребности иметь свободный и беззаботный образ жизни.

Во многом семейные ценности, представления о семье и отношение к семье формируется у молодых людей под влиянием интернета, средств массовой информации, телевидения. Перед молодежью встают негативные образы отношений мужчины и женщины, находящихся в свободных отношениях, которые свободны от ответственности за семью, детей, близких людей. У молодежи во многом доминирует либо стремление к развлечениям, получению удовольствия от жизни, либо направленность на профессиональный рост и карьеру, куда не вписывается построение семейных отношений.

В структуре ценностей молодежи высокие позиции занимает карьера, свобода, независимость, ниже по рангу стоят здоровье, любовь, семья. Ранг ценностей представлен на рис. 1.

 

Рисунок 1. Ценности молодёжи

 

При построении жизненных планов молодежь исходит из собственных представлений, с ориентацией на ее образы. Как источник представлений о семье выступает собственная родительская семья молодого человека. Мать и отец продолжают оставаться для молодого человека значимыми, эмоционально близкими людьми, оказывающими на взросление значительную роль.

Вместе с тем, именно семья должна формировать семейный стереотип как условие успеха в жизни человека, как условие ответственного поведения. Семейные ценности должны культивироваться, представлять действительную ценность для человека, семья должна быть основой общества [1].   Необходимо формировать семейные ценности и духовные ценности у человека с самого детства, уважение к родителям и иным членам семьи.

Сегодня институт семьи переживает сложный процесс трансформации, детерминированный кризисным состоянием социума, а также протекающими глобальными процессами перехода от традиционной семьи к семье модернизированной. Появляются различные вариации семейно-брачной системы как следствие кризисных социокультурных и социально-экономических процессов. Данный процесс протекает крайне болезненно. Стремление и попытки семьи приспособиться к новым явлениям и постоянным переменам, происходящим в условиях современного социума, предопределяют изменения самого института семьи.

Проведенное исследование показывает нам отношение современной молодёжи к семье и семейным ценностям. Возникает необходимость решения проблем, связанных со сложившимся отношением молодёжи к семье посредством повышения компетентности молодых людей в вопросах семьи и отношения к браку, так как молодёжь — это наше будущее.  

 

Список литературы:
1. Алексеева О.А. Педагогический потенциал современной семьи //Среднее профессиональное образование - 2013 - № 9 - С. 31-32.
2. Борисенков В.П., Гукаленко О.В. Институт семьи и семейная политика в современной России: проблемы, тенденции и перспективы. //Науковедение – 2014 - № 5(24) – С. 3-24.
3. Вержибок, Г. В. Ценностная система современной молодежи в условиях социальных изменений / Г. В. Вержибок // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2014. – Т. 14. – № 2. – С. 63-69. – EDN SXLACZ.
4. Дубровина И. В. Проблемы психологической подготовки студенческой молодежи к семейной жизни // Вопросы психологии. - 2015. - № 4. - С. 146-161.
5. Ерина И.А. Психологические условия готовности молодежи к браку и семейным отношениям//Гуманитарные науки. - 2018. - № 4 (44). - С. 135-140. 
6. Кузьмен О.В. Работа, профессиональное образование, семья в ценностных ориентациях и представлениях студенческой молодежи России // Мониторинг общественного мнения: электронный журнал. 2014. № 1 (119). С.144-151.
7. Малашин, А. С. Трансформация семейных ценностей молодежи / А. С. Малашин // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации (Социальный инженер-2019): Сборник материалов Всероссийской конференции молодых исследователей с международным участием, Москва, 10–13 декабря 2019 года. – Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)", 2019. – С. 236-239. – EDN ORDNCN.
8. Никифорова, И. Н. Исследование отношения молодежи к семье и семейным ценностям / И. Н. Никифорова, Е. А. Неустроева, Т. Г. Ковтун // Гуманитарные науки (г.Ялта). – 2019. – № 1(45). – С. 133-143. – EDN ZAUEYH.
9. Сердюкова Е.Ф. Нравственный компонент готовности молодых людей к вступлению в брак (на примере студенческой молодежи чеченской Республики)// Научный диалог. – 2014. - № 3 (27). – С. 86-91.
10. Тетерина Е.А., Питерова А.Ю. К вопросу о ценностных ориентациях молодежи//Наука. Общество. Государство. – 2013. - № 2 (2). – С.  189-193. 
11. Харчев А. Г. Социология семьи: проблемы становления науки. М.: Центр социального прогнозирования, 2003. 339 с.
12. Шейхова, М. С. Взгляд современной молодежи на семью и семейные ценности / М. С. Шейхова, Ю. Ю. Безуглова // Вестник Донского государственного аграрного университета. – 2019. – № 2-2(32). – С. 54-58. – EDN QIJXWK.
13. Юрданова М.Э. Семья в фокусе современных социальных проблем общества//Научные ведомости Белгородского гос. Ун-та. – 2011 - № 2(97). – Т. 15. – С. 344-348.