Статья:

Зависимость - добро или зло?

Конференция: XXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Кудинова Н.И. Зависимость - добро или зло? // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXI междунар. науч.-практ. конф. — № 8(21). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 50-55.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Зависимость - добро или зло?

Кудинова Наталья Игоревна
соискатель, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск

 

Баланс - символ гармонии. В нашем мире во всем нужен баланс, некая умеренность, золотая середина. Ничего не бывает 100% плохим или идеально хорошим. Даже алкоголь и наркотики когда-то спасали людям жизнь. А сейчас миллионы людей гибнут из-за того, что не могут справиться с зависимостью от чего-либо, злоупотребляют, не могут найти баланс и обрести гармонию.

Более 60 лет назад канадский ученый Джеймс Олдс открыл в головном мозге "центр наслаждения" и "центр страха", находящиеся в гипоталамусе и влияющие на поведение. В опытах Олдса лаборатор­ные мыши настолько увлекались воздействием на "центр наслаждения", что забывали про воду, еду и размножение, и в результате погибали. Алкоголь, секс, наркотики и другие способы, вызывающие выброс огромного количества дофамина, оказывают прямое стимулирующее действие на "центр наслаждения" в человеческом мозге, и люди, подобно животным, так же доводят себя до истощения, увлекаясь наслаждениями.

А другой канадский психолог Брюс Александер в конце 1970-х го­дов провёл своё исследование в области наркотической зависимости: он создал "Парк крыс", где у грызунов было множество развлечений и все условия для комфортной жизни. Брюс предположил, что нарко­тическая зависимость во всех проведенных опытах обусловлена так называемыми "сопутствующими факторами", то есть средой, в которой находились крысы — ограниченным пространством, клеткой, где наркотик был единственным источником удовольствия. Гипотеза Александера подтвердилась: животные из "Парка крыс" хоть и пробовали наркотик, зависимого поведения у них не проявлялось, более того, при подселении крыс с уже сформировавшейся зависимостью в "Парк крыс", их пристрастие к наркотику снижалось (исследование опубликовано в 1981 году). В жизни людей всё очень похоже: стоит загнать себя в рамки ограничений, создать в своём мышлении клетку, как список увлечений становится весьма скудным.

Так почему же мы теряем этот баланс, что побуждает нас злоупотреблять алкоголем, едой, наркотиками или покупками? Любые неприятные чувства и эмоции, которые на самом деле предназначены сигнализировать о том, что что-то не так с нашим телом или психикой, привлечь наше внимание к тому, что не удовлетворяются какие-то потребности. А мы привыкли заглушать свои чувства потому, что признать, что с нами что-то не так - очень страшно!

Страхи бывают самые разные: не оправдать чьих-то ожиданий, потерять чью-то любовь, остаться в одиночестве, не справиться с эмоциями, взять на себя ответственность, умереть... Но если прислуши­ваться к своему телу и чувствам, станет намного легче удовлетворять свои потребности вовремя и не доводить до истощения свои ресурсы.

Что же мешает нам чутко относиться к своим потребностям? Установки из детства, усвоенные из поведения родителей, близких и дальних родственников и друзей, или из какого-либо травмирующего опыта. Например, если мама или папа не хотели ребёнка, и собирались делать аборт, и ребёнок узнал об этом, или не узнал, но родители транслировали ему мысль о том, что его тут вообще не должно было быть, что ребёнок мешает родителям реализоваться профессионально, устроить личную жизнь и так далее, то ребенок усваивает установку "не живи". Которая в свою очередь запускает подсознательную прог­рамму самоуничтожения, с чем успешно справляется алкоголизм, нарко­мания, адреналиновая зависимость и другие виды химических аддикций.

Если решать за детей, холодно им или жарко, заставлять доедать всю порцию, не зависимо от чувства голода, запрещать испытывать гнев, печаль или громкую радость, быть эмоционально чёрствым и холодным родителем, то формируется установка "не чувствуй", приводящая к нарушению связи с собственным телом и отсутствию понимания своих истинных желаний и потребностей.

Если постоянно обращать внимание ребёнка на то, что подумают о нём другие, то фокус сместится с внутренних переживаний на то, что он должен делать и чувствовать по мнению окружающих. Это уста­новка "не будь собой", подавляет все "нежелательные" для кого-либо поведенческие реакции. Люди с такой установкой очень удобны, но находятся в постоянном стрессе, что неизбежно приводит к срывам. Достаточно просто игнорировать потребности ребенка в любви и признании, эмоциональном отклике и душевной теплоте, чтобы показать его ничтожность и несостоятельность во всем, и раз и навсегда сделать его зависимым от своего и чужого мнения, которому по умолчанию невозможно угодить.

Гиперопека со стороны родителей внушает ребенку чувство опасности окружающего мира, и вырастает тревожный взрослый, стремящийся всё и всегда контролировать. А алкоголь своими эффектами и воздействием на дофаминовую систему организма даёт такую возможность: снижается критичность мышления, в результате чего человек чувствует себя в безопасности, дофамин выбрасывается в огромных количествах и внушает чувство удовлетворенности жизнью и тотального контроля. Если родители всё делают за ребёнка, то появляется синдром выученной беспомощности, когда ребёнок ничего не хочет делать сам потому, что уверен в своей никчемности, в том, что у него никогда ничего не получится. Из таких детей часто вырастают игроманы и интернет-зависимые люди, так как в играх и интернете легко достигаются всё новые уровни и высоты, только там их ценят и уважают.

Обратная ситуация, когда родители впадают в роль жертвы и переносят на ребенка ответственность за жизнь семьи, по сути вменяя ему свои обязанности, приводит к аналогичному результату - тревожности и стремлению к гиперконтролю.

Также нельзя сбрасывать со счетов такой важный внешний фактор, как общественная мораль, порицающая алкоголизм, но поощряющая его причину - убежденность в исключительной ценности алкоголя. Жизнь в городских условиях претит нашей обезьяньей сущности и неизбежно приводит к стрессу колоссального масштаба. Но почему-то из всех общедоступных методов борьбы со стрессом культивируется именно распитие спиртных напитков - дёшево и сердито. Странно, но алкоголь использовался, как регулятор напря­жения и отбора в любом обществе: у древних шумеров это было пиво, у древних греков и римлян - вино, у славян - медовуха, а Менделеев вообще упростил всё по максимуму... То есть само общество транслирует нам, что пить - это нормально, и от любой проблемы можно убежать в алкогольную дымку, праздник всегда ассоциируется с чрезмерным перееданием и распитием спиртных напитков, а мы впитываем эти установки с ранних лет. Таким образом мы усваиваем нетрезвый образ жизни еще до того, как попробуем алкоголь, а после уже формируется условный рефлекс, который сводит и положительные и отрицательные эмоции к алкоголю.

Для чего же нам нужен любой допинг? Чтобы стать сильнее, выносливее, смелее и так далее. Но ведь вершины покоряет человек, а не препарат, рекорды устанавливает человек, а не наркотик, застен­чивость преодолевает человек, а не алкоголь, не игра показывает уровень везения, а человек, то есть любое достижение - заслуга человека, а не вещества. Вещество лишь блокирует страхи и тревоги, значит, если научиться справляться со страхами самостоятельно, то и необходимость в допинге исчезнет.

Внутренней свободы - вот чего не хватает всем, кто не выползает из зависимостей: вроде бы бросил пить, а сигареты курит одну за другой, только бросил курить - от компьютера не оттащить и так далее.

А внутренняя свобода заключается в безусловной любви к себе, которая начинается из родительской безусловной любви, и если таковой не было, то очень сложно взрастить её в себе, но возможно, просто необходимо, иначе не на что будет опереться во взрослой жизни, и велик риск испортить жизнь своим детям, так как невозможно научить тому, чего сам не умеешь.

Часто мы склонны винить в своих проблемах кого угодно, только не себя, но если проблема появилась у нас, то только мы сможем с ней справиться! Можно винить родителей хоть всю оставшуюся жизнь, но они сделали для нас всё, что могли, а как мы дальше будем распоряжаться своей жизнью - наш и только наш выбор. И чем дольше мы пытаемся найти виноватых и переложить на них ответственность за свою жизнь, тем сильнее затягивается на шее удавка зависимости: алкоголь убивает всё больше клеток головного мозга, наркотики всё сильнее атрофируют нашу нервную систему, еда всё больше отклады­вается в жировых тканях, сигареты создают всё больший дефицит никотиновой кислоты в наших клетках, а от интернет-зависимости или шопоголизма всё больше страдает социальный статус... И хоть установки и появились в нашей голове с детства, это не значит, что нужно оставаться в этом детском состоянии. Это мы приняли когда-то эти установки - нам и решать, продолжать жить в соответствии с этими установками или заменить их новыми, более актуальными для современ­ного мира. Врятли хоть кто-то родился на свет только для того, чтобы умереть от цирроза печени в коробке от холодильника у самой большой помойки - к этому приводит индивидуальный выбор. Так же, как и ко всем другим проблемам, и просто необходимо признать это и взять на себя ответственность. Признание и принятие проблемы - основополагающий шаг на пути решения этой самой проблемы.

Следующий шаг: нужно честно признать все выгоды зависимого поведения. Например, "сладостями я награждаю себя за что-либо", "я употребляю алкоголь, чтобы быть смелее в общении", "я курю, чтобы быть, как все, потому, что чувствую себя одиноким", "я играю в компьютерные игры потому, что только в них могу чего-то достичь, в отличие от реальной жизни", "мне проще думать, что только кофе поможет мне взбодриться, вместо того, чтобы делать зарядку", "я зани­маюсь сексом со всеми мужчинами, обратившими на меня внимание, потому, что это моя единственная возможность заинтересовать их", "только наркотики дают мне возможность забыть о том, что я не реали­зовался в жизни", "только шопинг даёт мне ощущение всемогущества" и так далее. Чем откровеннее и честнее расписать все свои ощущения, тем проще разглядеть потребность, фрустрация которой побуждает к зависимому поведению. И тогда легко можно будет составить список альтернатив, удовлетворяющих потребности, но не вредящих здоровью.

Очевидно, что под влиянием таких легкодоступных и сильно­действующих на психику удовольствий, как алкоголь, секс, наркотики, еда и другие, мозг будет стремиться к старым способам потому, что они наименее энергозатратны. А жизнь зависимого накладывает опре­делённые ограничения, но воображение никто ограничить не может, и хотя бы представить себя всемогущим и необремененным никакими обязательствами каждый сможет. Очень важно ответить на вопрос: чем я хочу заниматься, если не будет необходимости зарабатывать деньги и платить по счетам? Тогда можно определить, кем я хочу стать, и двигаться к этой цели.

Таким образом, главное, что нужно сделать, чтобы стать свободным - это принять себя и свою тёмную сторону, полюбить и найти применение всем своим недостаткам. Ведь к зависимости приводит не употребление алкоголя или наркотиков, не курение и не увлечение играми, а злоупотребление чем-либо. Только вера в то, что без химического вещества или объекта зависимости прожить невозможно, приводит к плачевным последствиям, а не разовые случаи, которые являются всего лишь попытками исследовать мир и возможности своего тела.

Считать зависимость болезнью или божьей карой или ещё чем-то не зависящим от самого человека крайне непродуктивно... Это всего лишь последствия сделанного выбора. И всё, что с нами происходит, случилось для дальнейшего роста и развития, а не за какие-то проступки. То есть алкоголиками или наркоманами мы становимся не потому, что мы такие плохие, а для того, чтобы, достигнув самого дна, смогли показать свою великую силу и воспрять духом, переломить ситуацию и привнести в этот мир нечто новое, вынесенное из своего личного опыта борьбы с зависимостью.

Ведь сама по себе зависимость тоже когда-то обеспечивала каждому из нас выживание, так как человеческий детёныш рождается "недоношенным" с точки зрения животного мира: не умеет ходить, есть, самостоятельно находить пищу, то есть не способен выжить без заботы родителя - привязан - зависим от родителя. Этот симбиоз был необходим для понимания потребностей ребёнка, так как речь не развита. Затем следует этап обучения и отработка навыка самостоя­тельного выживания, который заканчивается сепарацией от родителя и созданием собственной семьи. Но в современном мире всё чаще развитие психики притормаживается фрустрацией одной или нескольких потребностей, сепарации не происходит и вся жизнь индивида сводится к поиску объекта для зависимости, и такой объект всегда находится ввиду изобилия нашего мира. Можно даже пройти все остальные стадии и создать собственную семью, но результат будет один, так как психика не сформировала навык самостоятельного выживания, и причины этого у каждого свои: чьи-то родители погибли на войне или от голода, чьи-то вообще не хотели детей и стремились от них избавиться, чьи-то наоборот, так хотели детей, что окружили их коконом удушающей заботы так сильно, что оторваться от них было бы прес­туплением, кто-то удовлетворял свои психологические потребности за счет своих же детей, а некоторые родители сами не сепарировались, и естественно, все эти модели поведения передаются потомству.

Таким образом, чтобы избавиться от какой-либо зависимости, нужно не только изменить химию мозга, заменить условный рефлекс зависимого поведения на другой, но и взрастить свою психику до высшего уровня - сепарироваться - чтобы ликвидировать саму потреб­ность зависеть. Для этого существует много психологических методик, и нужна упорная работа над собой, у каждого свой путь, ведь любой из нас - уникален!

 

Список литературы:
1. 1956, Olds J.: Pleasure center in the brain. Sci. Am. 195: 105-16.
2. 1958, Olds J.: Self-stimulation of the brain. Science 127:315-24.
3. 1981, Alexander B.K., Beyerstein B.L., Hadaway P.F., Coambs R.B.: Effect of early and later colony housing on oral ingestion of morphine in rats. Pharmacology, Biochemistry and Behavior, Vol 15, 4:571-576.