Статья:

Чего бояться дети? Психологические особенности детских страхов

Конференция: XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Гладышева В.А., Воронина М.А. Чего бояться дети? Психологические особенности детских страхов // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIX междунар. науч.-практ. конф. — № 6(19). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 60-64.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Чего бояться дети? Психологические особенности детских страхов

Гладышева Валерия Андреевна
психолог, ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей», РФ, г. Воронеж
Воронина Марина Александровна
психолог, ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей», РФ, г. Воронеж

 

Согласно определению, которое дает психологический словарь, страх – это эмоция, возникающая в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.

Эмоция страха является неотъемлемым звеном в развитии ребёнка, так как выполняет функцию предотвращения опасных для жизни ситуаций и действий.

Страх - это такое же эмоциональное проявление нашей психики, как и радость, интерес, удивление, стыд, гнев и печаль. По своей природе страх - продуктивная эмоция. Нормально развивающемуся ребёнку необходимо уметь бояться. Как и человек на ранних стадиях своего развития ребёнок в первые годы своей жизни боится всего нового и неизвестного, опасается незнакомых людей, предметов, животных и т. д. Постепенно психологическая структура страхов усложняется. Страхи, основанные на инстинкте самосохранения, дополняются страхами, основанными на приобретении ребёнком жизненного опыта. Понимание причин появления детских страхов на разных возрастных этапах и правильное к ним отношение, приводят к тому, что чаще всего они исчезают. Но существует граница, за которой нормальный возрастной страх, становится навязчивым.

Условно страхи можно разделить на две основные группы: врожден­ные (возрастные) и приобретенные. Возрастные страхи сопровождают определенный возрастной период развития ребёнка и носят временный характер, т. е. по мере взросления ребенка они могут самостоятельно исчезнуть, если ребёнок получит необходимую психологическую поддержку от взрослого.

Врожденные страхи различны для разных возрастов:

От 0 до 3 лет страхи проявляются в виде вздрагиваний при малейшем шуме, громком голосе, пеленании и ярком свете, а также в страхе отсутствия мамы, посторонних людей.

От 3 - до 5 лет страхи ребёнка связаны с активным формированием его эмоциональной сферы и проявляются в боязни сказочных героев, животных, темноты, воды, высоты, а также в ночных страхах. В этот период происходит эмоциональное наполнение «Я» ребенка, он уже может обозначать словами свои чувства, эмоции и переживания, рассказывать о том, чего боится. Также этот период характеризуется интенсивным развитием воображения ребёнка, а вместе с этим вероятно появление воображаемых страхов: приведений, «бабайки», различных монстров и сказочных отрицательных героев и т. д. Все страхи в этом возрасте гипертрофированы. Например, ребёнок не желает оставаться один при засыпании, ему необходимо, чтобы в комнате рядом с ним находился взрослый человек, горел свет или ночник, дверь была полуоткрыта. При неисполнении одного из этих условий тревога ребёнка сохраняется, и он не засыпает.

Еще одним важным фактором появления страха являются психи­ческие особенности возраста ребенка. К примеру, дети до 4-5 лет смотря мультфильмы, воспринимают лишь яркую картинку и не понимают заложенного смысла, т.е ребёнок может испугаться внешне непривлека­тельного персонажа, даже если он по своей сути играет положительную роль. А уже в 4-5 лет приходит понимание конкретного смысла действия героя и его роли, и может появиться страх конкретного персонажа мультфильма, вне зависимости от его облика.

От 5 – до 7 лет страхи связаны с формированием в этом возрасте у ребенка опыта межличностных отношений. Появляется страх умереть или боязнь смерти близких, а соответственно страх несчастных случаев, пожаров, катастроф и т. д.

В этом возрасте дети часто боятся страшных снов и смерти во сне. Нередко во сне детям этого возраста может привидеться расставание с родителями, обусловленное страхом их потери. Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти. Его возникновение означает, что ребёнок осознал необратимость в пространстве и времени происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе оканчивается смертью, и впервые ощущает, что смерть — это неизбежный факт его жизни. Как правило, ребёнок может самостоятельно справиться с такого рода переживаниями, но только в том случае, если в семье добрая и теплая атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях и несчастьях, о том, что кто-то умер и с ним тоже может что‑то случиться.

От 7 до 11 лет страхи обусловлены поступлением ребенка в школу: страх сделать ошибку, делая уроки, вызова к доске, получения низкой оценки, неодобрения учителем, опоздать в школу, а также страхи, связанные с выстраиванием дружеских отношений со сверстниками. К моменту поступления в школу у ребёнка наблюдается уменьшение страхов, что может быть обусловлено новой социальной позицией школьника. Новая роль ребёнка налагает на него чувство ответствен­ности, долга, обязанности, и это способствует более активному развитию нравственных сторон личности. Но это не означает, что можно окончательно «похоронить» все страхи. Например, страх смерти трансформируется в страх смерти родителей, а уже в более старшем возрасте в страх войны. Ведущим страхом на этом возрастном этапе является страх не быть тем, о ком хорошо говорят, кого ценят, понимают, хотят дружить и уважают. Это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения: сверстников или значимых взрослых.

Помимо «школьных» страхов для детей этого возраста характерен страх природных стихий и катаклизмов (землетрясений, наводнений, ураганов). Он не случаен, т. к. отражает еще одну особенность, присущую данному возрасту, так называемое «магическое мышление», которое характеризуется склонностью верить в «роковое» стечение обстоятельств, «загадочные» явления, предсказания и суеверия. Например, дети могут переходить на другую сторону улицы, увидев черную кошку, верят в «чёрную пятницу» и «Пиковую Даму», тринадцатое число, «счастливые билеты» и т. д. Это возраст, когда одни дети просто обожают истории о вампирах, чудовищах, привидениях, а другие их панически боятся.

Подростковый возраст — это период становления системы отно­шений, интересов, увлечений. Значительное изменение претерпевает самооценка, которая неразрывно связана с чувством самоуважения, уверенностью в себе в контексте реальных межличностных отношений. Подросток, с одной стороны, желает сохранить свою индивидуальность, быть собой, а с другой стороны стремиться принадлежать группе и соответствовать её ценностям и нормам. И эти стремления сопро­вождаются тревогой и страхом потерять самоконтроль, власть над своими чувствами и рассудком. Чаще всего страх быть не собой означает страх изменений. И поскольку в это момент происходит половое созревание, этот страх носит не только психологический характер, но и выражается в боязни физических изменений своего тела.

Рассматривая врожденные страхи, тем не менее нельзя забывать, что существенная часть детских страхов все же носит приобретенный характер. Существует несколько причин, по которым могут возникать приобретенные страхи:

· негативное конкретное событие или случай, реально произошедший с ребенком. Сюда относятся боязнь лифта, закрытых помещений, больших машин, собак, «нехороших» людей и т. д. Такие страхи легче других поддаются коррекции, и если неприятные события не повторяются, то нередко проходят сами собой.

· особенности характера ребенка и степень его эмоциональной восприимчивости и чувствительности. Например, иногда ребёнок становится мнительным, имея мнительных родителей и схожий с ними тип нервной системы, он «копирует» родительскую тревогу и страх, а потом еще добавляет и свою тревогу.

· применение в воспитании ребёнка запугивания и угроз. Родители, не справляясь с активностью ребёнка, используют такой метод управления поведением ребёнка как запугивание. Причем иногда пугают всем, что придет на ум: полицейскими, «бабайками», плохими дядьками, злыми сказочными героями, животными и т. д. Также можно отметить, что, дети из конфликтных семей более часто, чем их сверстники, боятся смерти, болезни, животных, природных катаклизмов, им чаще снятся кошмары и т. д.

Дополнительным источником детского страха может быть информация, получаемая ребёнком из средств массовой информации и сети Интернет. Поэтому взрослым необходимо следить за тем, какую информацию ребенок получает из этих источников. Необходимо не давать ребенку смотреть на ночь фильмы, новости, программы. Часто из-за просмотра страшных фильмов, у ребенка возникают ночные кошмары, участником которых является герой фильма, которые могут перерасти из-за чувствительной детской психики в устойчивый страх.

В борьбе со страхами ребёнка сначала нужно установить причину страха и только после этого работать с ним.

Если же пытаться вместо устранения страха «выяснять отношения» с ребёнком или считать его упрямым и преувеличивающим свои страхи, то вряд ли ребёнок сможет преодолеть их. Поэтому большое значение имеют доверительные и теплые взаимоотношения родителей и детей, так как он существенным образом сказываются на процессе устранения страха.

 

Список литературы:
1. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. – Санкт Петербург; Москва: Речь; Сфера, 2010. – 313 с. 
2. Татаринцева А.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям / А. Татаринцева, М. Григорчук. – Санкт-Петербург: Речь, 2007. – 215 с.