Статья:

Исследование уровня толерантности/интолерантности у обучающихся старшей школы

Конференция: XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Гордон М.Г. Исследование уровня толерантности/интолерантности у обучающихся старшей школы // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(28). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 29-36.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование уровня толерантности/интолерантности у обучающихся старшей школы

Гордон Мария Гарриевна
педагог-психолог, МОУ «Гимназия № 7», РФ, г. о. Подольск

 

Аннотация. Исследование толерантности (уровня, его причин, форм проявления, формирования и коррекции) – актуальная проблема современного общества. В статье рассматривается влияние уровня само­оценки подростков на формирование толерантности/интолерантности.

 

Ключевые слова: толерантность; самооценка; отношение к ино­культурным; отношение к лицам с ОВЗ; отношение к представителям неформальных сообществ.

 

Живя в нашем поликультурном государстве, мы неизбежно сталкиваемся с проблемой нетерпимости к людям, исповедующим определенную религию, носящим одежду определенного покроя, говорящим на других языках, словом, людям, отличающимся от нас. Более того, каждый из нас может ощутить на себе интолерантное отношение, поэтому изучение данной темы (факторов, влияющих на формирование толерантности/интолерантности) можно считать актуальным.

В одном из исследований, посвященных данной теме отмечается следующее: «Психологические корни неприятия другого … следует искать в завышенной самооценке и чрезмерном эгоизме» [5, стр. 17]. Нами была выдвинута другая гипотеза (на основании наблюдений и беседы с обучающимися МОУ «Гимназия № 7»): «Низкая самооценка может быть причиной с низкой толерантности». Иными словами, высокая интолерантность – способ самоутверждения за счет других, за счет принижения людей, имеющих явные отличия по разным параметрам.

Целью работы является выявление причины интолерантности старших школьников и разработка рекомендаций для ее снижения. На пути к достижения данной цели нам необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить специальную литературу по теме;
  • Разработать конкретный инструментарий, применить его и оценить эффективность;
  • Исследовать уровень толерантности обучающихся 10-11-х клас­сов МОУ «Гимназия № 7» (по разработанному нами опроснику);
  • Выдвинуть гипотезу(ы) относительно причин полученных результатов;
  • Рассмотреть возможные способы коррекции полученных результатов;

В ходе работы мы использовали следующие методы:

  • беседа;
  • наблюдение;
  • опрос;
  • тестирование;
  • анализ (литературы по теме и полученных результатов; продуктов деятельности) и следующие средства: Методика выявления уровня самооценки учащихся (Р.В. Овчарова), анкета (опросник, разработанный авторами на основе анализа эссе обучающихся по теме «Я и Другие»), ресурсы сети Интернет.

В исследовании принимало участие 178 человек (юноши и девушки в возрасте от 16 до 18 лет, все обучающиеся МОУ «Гимназия № 7»).

Толерантность (терпимость), по мнению социальных психологов, политологов, социологов, это качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в Другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.), сознательный отказ от применения силы и давления. «Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с Другим, признание и уважение его права на отличие, признается его право на сохранение своей особенности и самобытности.» [1, стр. 513]. Соответственно, под интолерантностью понимается нетерпимость, агрессия, несклонность к компромиссу.

Специалистов самых разных отраслей интересуют причины интолерантности. Социологи видят их в высоком уровне бедности (поиск виновного из другого сообщества), недовольством семейными отношениями (женщины обвиняют мужей в низких заработках, мужья – в повышенных требованиях со стороны супруги). Психологи выделяют следующие причины интолерантности:

  1. Языковый барьер (в случае с инокультурными);
  2. Внешние различия (цвет кожи, глаз, одежда, прическа, наличие или отсутствие пирсинга, тату и пр.);
  3. Стереотипизация в общении (ориентирование на шаблоны и клише вроде «все украинцы хитрые», «все евреи жадные»).

Специалисты по подростковому возрасту полагают, что возрастные и личностные характеристики играют не менее важную роль в форми­ровании и проявлении интолерантности. Среди таких факторов они называют:

  • повышенный уровень агрессии (гормональные причины);
  • трудности в социализации (реакция эмансипации, потребность принадлежать к группе сверстников);
  • влияние СМИ, т.н. «информационный шум» (скрытая и явная пропаганда насилия, агрессии по отношению к другим).

Кроме этого, в одном из исследований отмечается следующее: «Психологические корни неприятия другого … следует искать в завышенной самооценке и чрезмерном эгоизме» [5, стр. 17].

Однако наши исследования на базе МОУ «Гимназия № 7» заставили нас выдвинуть иную гипотезу: «Интолерантность может формироваться у людей с низкой самооценкой». Ход исследования и его результаты представлены далее.

Специально для исследования нами был разработан опросник (закрытый) для выявления уровня толерантности/интолерантности среди учащихся старших (10-11) по следующим позициям:

 

Рисунок 1. Результаты опроса по отношению к людям с ОВЗ

 

Рисунок 2. Результаты опроса по отношению к инокультурным

 

Рисунок 3. Результаты опроса по отношению к представителям неформальных сообществ

 

Общая картина представляется следующим образом:

 

Рисунок 4. Соотношение толерантных/интолерантных обучающихся 10-х классов

 

Рисунок 5. Соотношение толерантных/интолерантных обучающихся 11-х классов

 

Полученные данные красноречиво говорят о низком уровне толерантности среди опрошенных. Но нашей целью было не только выявление уровня интолерантности, но и проверка гипотезы о низкой самооценке интолерантных подростков. В опросник, разработанный нами, был включен пункт «Другие люди (лучше, хуже, ничем не отли­чаются от меня)». Ниже результаты ответа на этот пункт опросника:

Таблица 1.

Результаты опроса по пункту «Я-другие»

Другие по отношению ко мне

лучше меня

хуже меня

нет отличий

10 ГП 2

11 ХБ 2

11 ИТ

10 Т 1

11 ИТ

10 ЕН 2

10 Т 2

10 ЕН 1

 -

10 ГФ

 -

 -

11 СГ

 -

 -

11 ХБ 1

 -

 -

 

Таблица 2.

Результаты опроса по методике Р.В. Овчаровой

Самооценка высокая

Самооценка средняя

Самооценка низкая

62 человека

25 человек

91 человек

10 ЕН 1 – 95%

11 ИТ – 90%

11 ХБ 2 – 70%

10 ЕН 2 – 15%

10 Т 1 – 8%

11 СГ – 5%

10 ГП 2 – 5%

10 ГФ – 5%

10 Т2 -5%

10 ГП 1 – 5%

10 ЕН 2 – 75%

10 ГП 1 – 75%

11 ХБ 2 -25%

10 Т 2 – 15%

11 ХБ 1 – 15%

10 Т 1 – 12%

11 ИТ – 10 %

11 СГ - 10%

10 ГП 2- 10%

10 ГФ - 10%

11 СГ – 5%

10 ЕН 1 – 5%

11 ХБ 1 – 85%

10 ГП 2 – 85 %

10 ГФ – 85%

11 СГ – 85%

10 Т 2 – 80%

10 Т 1 – 80%

10 ГП 1 – 20%

11 ИТ – 10%

11 ЕН 2 – 10%

11 ХБ 2 – 5%

 

Соотнося результаты ответов на пункт опросника «Другие люди лучше/хуже меня», а также результаты тестирования по методике Р.В. Овчаровой (уровень самооценки) с уровнем толерантности/интоле­рантности опрошенных классов, можно сделать следующий вывод:

Классы, показавшие высокий уровень интолерантности по результатам опроса, считают других людей ЛУЧШЕ себя, а их само­оценка ниже, чем у сверстников с высоким уровнем толерантности.

Заниженная самооценка, на наш взгляд, может корректироваться не только реальными достижениями в обучении, внеклассной деятельности, саморазвитием и пр. Один из привычных способов ее нивелирования, который используется не только подростками, но и взрослыми людьми, является обесценивание значимости. Другого, поиск его слабых мест (плохое знание языка для инокультурных, нестандартный внешний вид для представителей неформальных движений и пр.). Ища и находя такие отличия, мы остаемся в пределах «нормальности», отказывая в этом праве другим. «Нормальность» причисляет нас к большинству и повышает самооценку.

Выявив основные причины развития интолерантности, мы разработали ряд рекомендаций для подростков, родителей, педагогов в форме тренингов, дискуссий и буклетов. Главной своей задачей мы видели коррекцию следующих негативных черт личности и воспитания:

  1. Ориентация на социальные клише и установки. Учитывая, что эти установки формируются в семье, работа направлена на родительскую общественность. В ходе тренинга развенчиваются подобные установки, доводятся до абсурда привычные клише.
  2. Повышенная агрессивность подростков. Работа с различными формами агрессии ведется на заседаниях клуба «Меднеры».
  3. Низкая самооценка. Работа ведется через тренинги достижений, дискуссии («Гордость и гордыня», «Преодоление»).

Выше перечислены основные направления и виды работы, однако весь комплекс мероприятий (тематические классные часы, написание эссе и пр.) значительно шире. В ходе его реализации привлекаются классные руководители, психологи клуба «Юность», специалисты в различных отраслях знания, студенты (бывшие выпускники гимназии).

 

Список литературы: 
1. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - Москва: АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. – 811 с.
2. Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2011. – 240 с.
3. Гусаева К.Г. Толерантность: специфика проявления в современном обществе. – Махачкала, 2006. – С. 12.
4. Зимбули А.Е. Почему терпимость и какая терпимость? // Вестник СПбГУ. 1996. № 3. – С. 22 – 28.
5. Ростовцева М.В. Проблема интолерантности в современном обществе // Социодинамика. — 2016. - № 6. - С.13-17.