Статья:

Теоретико-методологический анализ самосознания подозреваемых, обвиняемых и осужденных

Конференция: XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Юридическая психология

Выходные данные
Вэтра А.В. Теоретико-методологический анализ самосознания подозреваемых, обвиняемых и осужденных // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(28). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 48-52.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Теоретико-методологический анализ самосознания подозреваемых, обвиняемых и осужденных

Вэтра Александра Викторовна
старший психолог отдела кадров и работы с личным составом ФКУ УО ГНЦ им. В.П. Сербского УФСИН России по г. Москве, РФ, г. Москва

 

Theoretical and methodological analysis of the self-consciousness of suspects, accused and convicted persons

 

Alexandra Vetra

Elder psychologist of staff department and work with personnel of Federal Governmental Institution security direction of State Scientific Center for Social and Forensic Psychiatry named after V.V. Serbskiy direction FSIN of Russia in Moscow, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье проанализированы исследования отечествен­ных ученых по проблеме самосознания преступников. Выявлены общие утверждения исследователей о важности изучения отношения преступника к содеянному, его самооценки для своевременного и эффективного психологического и исправительного процесса. Показана актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы.

Abstract. The article analyzes the research of domestic scientists on the problem of self-consciousness of criminals. The researchers' general allegations of the importance of studying the attitude of the criminal to the deed, his self-assessment for a timely and effective psychological and correctional process are revealed. The topicality and insufficient development of this problem is shown.

 

Ключевые слова: самосознание; самоотношение; личность преступника; психологическое сопровождение.

Keywords: self-consciousness, self-attitude, the identity of the offender, psychological support.

 

Согласно обзору МОПР УФСИН России по Владимирской области о суицидах подозреваемых, обвиняемых и осужденных в ТО УИС ЦФО по итогам 2018 года наиболее распространенными причинами (мотивами) совершения суицида были: осознание тяжести совершенного прес­тупления, страх перед наказанием, длительный срок наказания, потеря жизненных ценностей, утрата смысла жизни.

В связи с вышеизложенным, на мой взгляд, изучение личности преступника, в частности его самосознания (отношения к содеянному, уровня чувства вины, стыда, самопрезрения и т. д.) позволит пенитен­циарным психологам своевременно оказывать психологическое сопро­вождение, во избежание негативных и преступных последствий.

На настоящий момент в пенитенциарной науке психологические исследования личности преступника характеризуются накоплением выявленной информации о различных ее свойствах, структурах, комплексах, освещением отдельных сторон личности, в которых про­являются ее различные черты, мотивы и причины совершенных деяний. Вышеуказанные вопросы рассматриваются в работах Ю.М. Антоняна, В.М. Позднякова, Г.А. Аванесова, А.И. Долговой, М.И. Еникеева, В.Е. Эминова, А.В. Пищелко, Д.В. Сочивко и др.

Проблема самосознания и самоотношения преступников в лите­ратуре встречается реже, однако достаточно подробно представлена в работах Ю.М. Антоняна, А.В. Пищелко, В.Г. Деева и узконаправленно в работах Е.А. Щелкушкиной, А.И. Ложкина в рамках личностной психодинамики и диагностики личности преступника в целом.

Большинство исследователей в рамках юридической психологии интересует вопрос правового сознания и самосознания.

Так, по мнению Т.А. Симаковой правовое самосознание пред­ставляет собой осознание себя как субъекта правовых отношений и нравственной жизни, пониманием собственных ценностно-смысловых оснований, которые определяют свои отношения с миром, государством, ближайшим окружением, самим собой, это способность к переживанию, самооценке, рефлексии себя как свободной, нравственной личности и гражданина [7, с. 34-36].

Однако в последние годы стал более подробно прорабатываться вопрос о моральном самосознании. В основном в юридической науке оно понимается как ценностное самосознание, самооценка своего «Я» в этических терминах. Как указывается в анализе З.Г. Гаджимурадовой, а также в ряде работ (А.Б. Купрейченко и А.Е. Воробьевой, К. Аквино и др.), к феноменам морального самосознания относятся чувство вины, совесть, взгляд на себя с точки зрения другого [2, c. 102-105].

В рамках отечественной пенитенциарной практики в основном рассматривались отдельные компоненты самосознания как конкретных преступников (Е.А. Щелкушкина, А.И. Ложкин), так и осужденных за различные преступления (Ю.М. Антонян, Е.В. Чернышева и др.).

В диссертационной работе Е. В. Чернышевой рассматривалась Я‑концепция осужденных. Она выявила, что для преступника характерно сохранение положительного отношения к себе, ценности собственного Я, а также, что основное содержание Я-концепции осужденных опре­деляется уровнем самовосприятия, самоотношения и пониманием ответственности [8].

Ю.М. Антонян высказывает мнение, что для психолого-нравственной характеристики личности осужденного особое значение имеет оценка личностью обстоятельств, которые привели к преступле­нию, оценка самого преступления и назначенного за него наказания [1].

Ю.А. Дмитриев, Б.Б. Казак рассматривают структуру личности осужденного как множественность образов «Я», которые существуют в разных ракурсах, при том, что степень адекватности образа «Я» осужденного выясняется при изучении его самооценки. По их мнению, от нее зависят взаимоотношения осужденного с окружающими и требовательность к себе [4].

В исследовании А. И. Ложкина было выдвинуто положение, что для стабилизации образа «Я» и оправдания своего противоправного поведения, агрессивно-насильственный преступник применяет при­митивные мотивационные защиты, действие которых, в свою очередь, приводит к эмоциональной отчужденности и смысловой регрессии индивида [5].

Изучая психодинамику личности осужденных за убийство, Е.А. Щелкушкина в своем исследовании выявила и описала симптомо­комплексы психологических свойств личности, в свою очередь способные определить характер самоотношения личности убийцы и функционально-психодинамических особенностей поведения. Автор установила, что осужденные за умышленное убийство склонны к само­обвинению, и, несмотря на высокую самооценку собственных качеств, у них наблюдается отсутствие симпатии по отношению к себе. Напротив, для осужденных за неумышленное убийство выявлено наличие уверен­ности в том, что их индивидуальные особенности способны вызвать у окружающих симпатию, уважение, понимание и даже одобрение [9].

Вопрос самосознания в рамках отечественной пенитенциарной психологии рассматривался либо в рамках направленности личности осужденного (В.Г. Деев), либо как осознание нравственной ответствен­ности за свое поведение (Ю.М. Антонян). Однако какая бы терминология не применялась к феномену самосознания, проблему устранения негативных составляющих личности преступников отмечали ведущие отечественные специалисты в области юридической психологии и обозначали пути ее решения.

Так, коллектив авторов (В.Г. Деев, Е.Н. Казакова, И.В. Михалева, А.В. Наприс) отмечает важность всестороннего изучения личности осужденного. По их мнению, реализация мер психолого-педагогического воздействия на осужденных без учета их социально-психологических и индивидуальных различий порождает конфликтные ситуации, снижает эффективность деятельности исправительного процесса. Они полагают, что знание личности осужденных помогает определить наиболее целесообразный путь их исправления и выбрать оптимальные методы воздействия [3, с. 64-68].

Ю.А. Дмитриев, Б.Б. Казак, рассматривая структуру личности осуж­денного, связывают самоотношение преступника с его самооценкой. Самооценка, в свою очередь, непосредственно связана с уровнем притязаний. Расхождение между этими притязаниями и реальными возможностями преступника приводит к тому, что он начинает неправильно себя оценивать. Также на самооценку осужденных влияет асоциальная среда, которая проявляется в отрицании своей вины. По их мнению, изучение уровня притязаний осужденных позволит психологам понимать мотивацию их поведения и осуществлять направленное воздействие [4].

А.В. Пищелко и А.В. Сочивко в своей работе рассуждают о меха­низмах психологической защиты осужденных (вытеснение, замещение и самооправдание), которые играют роль в снятии психологического дискомфорта. Авторы считают, что такая психологическая защита внутренне ориентирована на повышение самооценки личности, а внешне проявляется в самоутверждении и самовыражении личности. В связи с этим, если не ослабить или не снять у осужденных действие этих психологических защит, то эффективность воспитательных воздействий и уголовного наказания в целом, по мнению исследователей, будет достаточно низкой [6, с. 141].

Ю.М. Антонян отмечает, что осознание нравственной ответствен­ности за свое поведение осужденными и переживание ими чувства стыда весьма значимы с педагогической точки зрения. Данный процесс будет эффективным, если осужденный научится отражать в своем само­сознании, самооценках и мотивах максимально высокие моральные требования. Для того чтобы в условиях изоляции сработал этот механизм нравственного воздействия, необходимо своевременно уметь выявлять у осужденного склонность к осознанию проблем собственной жизни. По мнению М.Ю. Антоняна, это позволит создать определенные пред­посылки для формирования более правильной самооценки у преступника, а также будет способствовать пробуждению у него потребности к само­познанию и самовоспитанию [1].

Таким образом, теоретико-методологический анализ проблемы самосознания подозреваемых обвиняемых и осужденных в рамках пенитенциарной практики позволил выявить недостаточную разработан­ность данной проблемы. Однако все вышеперечисленные в данной работе психологи указывали на важность всестороннего изучения личности преступника, в частности изучения его отношения к совершенному преступлению, его самооценки, для своевременного и эффективного психолого-воспитательного и исправительного процесса.

 

Список литературы:
1. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Личность преступника. Криминолого-психологическое исследование: Монография / Ю.М. Антонян, В.Е. Эминов. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 368 с.
2. Гаджимурадова З.М. Этническое самосознание личности: структура, содержание, генезис: Монография. – М., 2006. – с. 102-105.
3. Деев В.Г., Казакова Е.Н., Михалева И.В., Наприс А.В. Основы психологии исполнения уголовных наказаний: Учебное пособие / Под ред. кандидата психологических наук Е.Н. Казаковой. – Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2001. – 347 с.
4. Дмитриев Ю.А. Пенитенциарная психология: учебник для образовательных учреждений Министерства юстиции РФ / Ю.А. Дмитриев, Б.Б. Казак. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 681 с.
5. Ложкин А.И. Психология личности агрессивно-насильственного преступника (мотивационно-смысловой аспект): Дис. ... доктора психол. наук – Москва, 2000. – 197 c.
6. Пищелко А.В., Сочивко Д.В. Реадаптация и ресоциализация. – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 208 c.
7. Симакова Т.А. К вопросу о проблеме правового самосознания // Прикладная юридическая психология. 2012. №3 с. 32-38
8. Чернышева Е.В. Особенности Я-концепции личности осужденных: Дис. ... канд. психол. наук – Екатеринбург, 2005 – 175 с. 
9. Щелкушкина Е.А. Психодинамика личности осужденных за убийство: Дис. ... канд. психол. наук: – Рязань, 2011. – 212 с.