Статья:

Особенности эмоционального интеллекта химически зависимых людей

Конференция: XXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Кошкарёв В.А. Особенности эмоционального интеллекта химически зависимых людей // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(37). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 37-41.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности эмоционального интеллекта химически зависимых людей

Кошкарёв Виталий Алексеевич
магистрант Белгородского университета кооперации, экономики и права, РФ, г. Белгород

 

FEATURES OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF CHEMICALLY DEPENDENT PEOPLE

 

Vitaliy Koshkarev

Master’s degree at Belgorod University of cooperation, economics and law, Russia, Belgorod

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема эмоционального интеллекта химически зависимых людей. Описаны признаки зависимого поведения. Дана характеристика особенностей химически зависимого человека. Проанализированы данные, полученные при исследовании эмоционального интеллекта зависимых.

Abstract. The article deals with the problem of emotional intelligence of chemically dependent people. Signs of dependent behavior are described. The characteristic of the features of a chemically dependent person is given. The data obtained in the study of the emotional intelligence of addicts are analyzed.

 

Ключевые слова: химическая зависимость; эмоциональный интеллект; аддиктивное поведение.

Keywords: chemical dependence; emotional intelligence; addictive behavior.

 

Актуальность изучения химической зависимости для всего мирового сообщества обусловлена последствиями, ограничивающими возможности человека в дальнейшем и разработка мероприятий предупреждения, способных не только сдержать рост, но и оказать противодействие дальнейшему его распространению.

С каждым годом становится все больше химически зависимых людей. Это пристрастие проявляется в потере контроля поведения, что в свою очередь приводит к физическим, психологическим, социальным и духовным проблемам личной жизни.

Под химической зависимостью принято понимать зависимость от употребления различных психоактивных веществ. Данное понятие тесно связано с понятием «аддиктивное поведение» [2].

Аддиктивное поведение является разновидностью деструктивного поведения, выражающимся в стремлении индивида прятаться от реальной жизни посредством химического изменения своего психического состояния. В психологической науке принято выделять следующие аддикции:

  • химическая аддикция - этот феномен, обусловленный  злоупотреблением одним или несколькими веществами, изменяющими психическое состояние, такими как алкоголь, наркотики, лекарства, различные яды;
  • игромания - поведение индивида, проявляющееся в психологической зависимости от азартных или компьютерных игр;
  • трудоголизм проявляется в деструктивной зависимости от работы;
  • нарушения пищевого поведения - поведение индивида, обусловленное расстройством поведения, связанного с приёмом пищи (булимия, анорексия).

Е.В. Змановская и В.Ю. Рыбников так рассматривают следующие признаки аддиктивного поведения:

1. феномен зависимого поведения непременно связан с желанием индивида к изменению своего психофизического состояния. Объект зависимости (алкоголь, наркотик, игра, человек) позволяет испытывать сильные значимые переживания аддикту. Стремление зависимой личности их регулярно испытывать самостоятельно терпят крах, что заставляет искать объект химического вещества вызывающего искомое состояние. Данные состояния достаточно разнообразны, это и умиротворяющее спокойствие, и наоборот приподнятое настроение, и прилив энергии, и экстремальные переживания.

2. навязчивая потребность индивида, непосредственно связана со снижением контроля волевых индивидуальных качеств человека над влечением к объекту зависимости. Это навязчивое влечение, как правило, переживается зависимым как импульсивно-категоричное, непреодолимое, не насыщаемое, что в свою очередь приводит к утрате контроля над своим поведением и жизнью в целом. Внешне это выглядит как борьба с самим собой, в которой зависимый всегда проигрывает;

3. аддиктивное поведение появляется постепенно, оно является непрерывным процессом. Оно имеет начало, индивидуальное течение и исход. Длительность и характер протекания представленных стадий развития аддикции зависит от особенностей самого человека и объекта зависимости.

4. цикличность аддиктивного поведения, фазы которого содержат:

  • внутреннюю готовность самого аддикта;
  • усиление желания и напряжения;
  • ожидание и активный поиск объекта аддикции;
  • использование объекта зависимости тем самым достижение специфических переживаний;
  • ожидаемое расслабление и фаза ремиссии [2].

После завершения цикла происходит возобновление и цикл повторяется, у каждого человека он имеет индивидуальную частоту и выражение. Аддиктивное поведение приводит к изменениям в структуре личности и социальной дезадаптации. В поведении человека появляются социально-психологические изменения, которые продолжают формирование аддикции. В последствии, у человека формируется аддиктивная установка, которая представляет собой совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих паттернов, вызывающих аддиктивное отношение к жизни [4].

Индивид неспособный приспосабливаться к изменениям окружающей его макро и микросреды, бежит от реальности, возвращая себе ощущение психологического комфорта, используя различные средства способные хоть на время изменить его психическое состояние. И в случае доминирования этого выбора из его жизни вытесняется все остальное, лишь накапливая нерешенные проблемы. Данный выбор прочно закрепляется в поведенческих паттернах и в дальнейшем становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью, направленной на устранение любых ситуаций психологической угрозы.

Химическая зависимость имеет свои предпосылки и проявления:

• неадекватная (заниженная или завышенная) самооценка;

• неумение открыто взаимодействовать с другими;

• комплекс неполноценности;

• алекситимия (невозможность осознавать свои чувства и справляться с ними);

• сильное внутреннее напряжение и тревожность;

• склонность к рискованным ситуациям.

Самой важной предпосылкой появления химической зависимости мы считаем алексетимию. Химическую зависимость часто называют «болезнью невыраженных эмоций». Именно поэтому исследование эмоционального интеллекта химически зависимых людей так важно.

Мы провели исследование эмоционального интеллекта зависимых людей. Исследование проводилось на базе Благотворительный фонд по формированию здорового образа жизни во имя Арханела Гавриила. В нем приняло участие 50 зависимых людей.

Мы изучали уровень эмоционального интеллекта и его особенности с помощью методики «Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д.В. Люсин). В основу опросника положена трактовка эмоционального интеллекта как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Способность к пониманию эмоций означает, что человек: может распознать эмоцию (установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека) и идентифицировать ее, понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

Способность к управлению эмоциями означает, что человек: может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции; может контролировать внешнее выражение эмоций; может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию [3].

И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена как на собственные эмоции, так на эмоции других людей. Следовательно, можно говорить о внутриличностном и межличностном эмоциональном интеллекте.

По результатам исследования выяснилось, что у более, чем 70% испытуемых внутриличностный эмоциональный интеллект развит ниже среднего (Ме=35). Такие компоненты внутриличностного эмоционального интеллекта как понимание эмоций (Ме=15) развито ниже среднего, управление эмоциями (Ме=13) – на среднем уровне. Это говорит о том, что зависимые люди не понимают своих эмоций и причин своего эмоционального реагирования на ту или иную ситуацию. Им сложно отслеживать эмоциональные реакции, проживать их и находить правильное выражение в конкретной ситуации. Иногда, у них вызывает сложность установление самого факта эмоционального переживания. Они склонны сдерживать свои эмоции и не проявлять их.

Межличностный эмоциональный интеллект зависимых развит средне. При этом компонент понимания чужих эмоций находится на уровне ниже среднего (Ме=14), а компонент управления развит выше среднего (Ме=22). Полученные результаты могут быть связаны с тем, что зависимые люди склонны к манипуляциям другими людьми и их не заботят внутренние переживания партнера по общению.

В целом эмоциональный интеллект у большинства зависимых людей развит ниже среднего (Ме=77). Это свидетельствует о том, что у зависимых людей существуют сложности с миром чувств и эмоций. Они склонны избегать, замещать и не проживать истинные чувства, подавлять их. Это происходит из-за непонимания эмоциональных реакций и причин их вызвавших.

Таким образом, данные, полученные в результате исследования эмоционального интеллекта свидетельствуют о том, что у зависимых людей существуют сложности пониманием эмоций, как своих, так и чужих. Поэтому важным аспектом реабилитации зависимых людей является терапевтическая работа, направленная на развитие эмоционального интеллекта зависимого человека.

 

Список литературы:
1. Волобуева Н. М., Чернышева Т. И. Психологический аспект реабилитации наркозависимых // Социология и социальная работа в системе профессионального образования: материалы международной научно-практической и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов. 4–6 апреля 2016 г. – Белгород: Изд-во БУКЭП, 2016. – С. 400–409.
2. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности  и группы. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.
3. Люсин Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект  ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М. – 2009. –  С. 264–278.
4. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. – М., 2001. – 432 с.