Статья:

Психологическая характеристика детских страхов

Конференция: VI Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Павловская А.П., Новосёлова Е.В. Психологическая характеристика детских страхов // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам VI междунар. науч.-практ. конф. — № 4(6). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 79-84.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Психологическая характеристика детских страхов

Павловская Анна Павловна
педагог-психолог, ГБУ Республики Марий ЭЛ «ЦППМСП «Детство», РФ, г. Йошкар – Ола
Новосёлова Екатерина Васильевна
педагог-психолог, ГБУ Республики Марий ЭЛ «ЦППМСП «Детство» РФ, г. Йошкар – Ола

 

Psychological characteristics of children's fears

 

Anna Pavlovskaya

education psychologists, "TSPMPP" Childhood ", Russia, Yoshkar-Ola

Ekaterina Novoselova

education psychologists, "TSPMPP" Childhood ", Russia, Yoshkar-Ola

 

Аннотация. В статье описывается проблема детских страхов: рассматриваются факторы, влияющие на частоту их возникновения, особенности проявления у детей и смысл их присутствия в жизни ребенка.

Abstract. In article the problem of children's fears is described: the factors influencing the frequency of their emergence, feature of manifestation at children and sense of their presence at the child's life are considered.

 

Ключевые слова: страхи; тревожность; невроз.

Keywords: fears; uneasiness; neurosis.

 

Детские страхи – неотъемлемая часть взросления. Их проявления весьма разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается, плачет, требует, чтобы родители спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, выходить на лестницу без взрослых, иногда возникают страхи за родителей - дети тревожатся, что с ними что-нибудь случится. Третьи отказываются кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, убегают от приближающейся собаки, не остаются одни, боятся идти к врачу и т.д. Во всех этих случаях речь идет о детских страхах.

Надо подчеркнуть, что страхи – обычное и даже обязательное явление в процессе развития ребенка, они несут на себе функцию защиты от опасностей, в основе их проявления лежит инстинкт самосохранения. Так, Лебединский В.В. [1] утверждает, что каждый вид страха появляется только на определенном возрастном этапе, т.е. у каждого возраста есть “свои” страхи, которые в случае адекватного психоэмоционального развития со временем сходят на нет.

Появление определенного вида страхов во временном отношении всегда идет параллельно со скачком в психомоторном развитии ребенка. Страхи в случае нормального развития являются важным звеном в саморегуляции  жизни ребенка и, в целом, имеют позитивный адаптационный смысл. Страх, как и любое другое переживание, является полезным и необходимым, когда оно точно выполняет свои функции, а потом исчезает.

В современной науке психологии выделяется широкий спектр причин возникновения детских страхов. Многие акушеры и психологи видят предрасположенность к детскому неврозу страха в эмоциональном состоянии матери уже во время беременности. Негативное влияние на ребенка оказывает переживание беременной женщиной угрозы выкидыша. Беспокойство за собственную жизнь на гормональном уровне, испытанное плодом в период внутриутробного развития, создает предпосылки для последующих проявлений тревожности на психологическом уровне. Не обязательно, но с большой долей вероятности такой ребенок в дальнейшем будет быстрее, глубже и острее ощущать страх. На появление детских страхов оказывает влияние и протекание самих родов: осложнения, слабая родовая деятельность, гипоксия. Детский невроз страха также может быть наследственным заболеванием, передающимся генетическим путем. Имеется в виду наследование типа нервной системы и особенностей работы головного мозга.

Медицинские исследования показывают, что большое влияние на вероятность возникновения в будущем у детей страхов играет психофизическое состояние матери в период беременности. На это могут повлиять различные факторы: заболевания половой сферы, задержка в наступлении первой беременности, неблагоприятная обстановка в семье, состояние стресса во время беременности и т.д. У матерей, беременность которых отмечалась тревожностью, внутренней психоэмоциональной напряженностью из-за серьезных семейных проблем или волнениями, связанными, например, со сдачей сессии в институте, дети впоследствии гораздо чаще приобретали невроз страха. [1]. Следует заметить, что все вышеописанные факты, так же, как и врожденный тип высшей нервной деятельности, лишь увеличивают вероятность того, будет ли ребенок расти чрезмерно осторожным и тревожным, но окончательно все расставляют по своим местам только конкретные условия жизни и формирования личности конкретного ребенка.

Родители, бессознательно проявляя чрезмерную, повышенную заботу о своем потомстве, могут излишне и часто предостерегать детей, чтобы они чего-то боялись, никуда не ходили, оберегая их от «нехороших» людей. Ряд таких преувеличенных опасений касаются здоровья: чтобы ребенок не поранился, не получил заражения крови, инфекцию, не упал, не простудился, не утонул. Гиперопекающее воспитание может привести к формированию сверх тревожной личности, склонной к фиксации на своих страхах.

На возникновение невроза страха влияет и психологический климат в семье, то есть насколько эмоционально здоровая атмосфера царит в семье уже с момента зачатия будущего дитя. Здесь первоочередными факторами риска могут послужить наличие систематических или сильных стрессов у матери, конфликтные отношения с партнером и др.

Помимо этого обнаружена корреляция между возрастом будущей матери и страхами у ребенка. Если женщина в момент рождения ребенка была старше 35 лет, то вероятность и уровень его тревожности неминуемо повышается.

В конфликтных семьях очень часто недовольство между супругами выливается на ребенка, он поневоле втянут в противостояние взрослых. Очень часто в силу особенностей детской психики маленькое существо чувствует вину за эти конфликты, боится оказаться их причиной. Замечено, что в семьях, где папа не менее активен, чем мама и находится в постоянных эмоциональных отношениях со своим чадом, у ребенка невроз страха развивается крайне редко. И, напротив, в семьях, где мама сверхактивна и склонна все брать под свой контроль, картина часто противоположная.

Тревожные дети могут появиться и в неполных семьях. Ребенку (и мальчику, и девочке) постоянно необходим образец поведения не только женской, но и мужской фигуры. Отсутствие мужественного стереотипа в данном случае влечет за собой появление страха, распространяющегося на всех мужчин. В качестве позитивного образца может выступить не только папа, но и любой значимый взрослый мужского пола из близкого окружения (дедушка, дядя, родственник).

Нередко родители встают в позицию критика, могут высмеивать ребенка, особенно болезненно для детской души, если происходит на людях. В таки случаях, как правило, ребенок постоянно копит обиду на взрослых, иногда злость,  даже желание отомстить, а иногда и страх, а вдруг действительно случится что-то страшное. Детская тревожность и страх не соответствуют родительским ожиданиям и в будущем часто перерастают в агрессию и отстранённость ребенка от родителей, такие дети, будучи уже в подростковом возрасте, часто убегают из дома, не уважают родителей.

Помимо повышенной агрессивности ребенка, может быть вариант невроза с патологическим страхом наказания. Такие дети обычно мало улыбаются, крайне редко смеются, ходят, сутулясь, мелко семеня ногами, бывают суетливы или зажаты. Сталкиваясь с таким поведением ребенка, родителю намного проще идти по пути наименьшего сопротивления - приказывать и критиковать, чем убеждать и направлять. Здоровому общению, в котором родитель предлагает посильную самостоятельность и эмоциональную поддержку, необходимо учиться долго, иногда всю жизнь [2].

В отечественной психологической литературе [2, 3, 4] описано много примеров, когда многие родители нарушают личностные границы своих уже выросших детей: читают письма и сообщения, просматривают их карманы и сумки, аккаунты в социальных сетях и т.д., что совершенно недопустимо. Принцип таких родителей – тотальный контроль. Ребенок уже давно вырос, а ему все еще указывают, с кем дружить, чем заниматься. У такого ребенка вырабатывается страх перед собственной ответственностью. Он все время боится ошибиться, принять неверное решение, по нескольку раз переспрашивает. Родители с детства лишают его не только самостоятельности, но и очень важного жизненного навыка - уметь отстаивать свое мнение. Совсем маленькому существу необходима личная жизнь, собственное духовное и психологическое поле, желательно комфортное и принимающее. Только тогда момент взросления, а соответственно избавления от тревожности и детских страхов пройдет максимально приближенно к норме.

Многие родители регулярно ходят в гости, кино или ездят отдыхать на долгий срок без своих детей. В таком случае ребенок может ощущать себя заброшенным, особенно если ему не с кем обсудить свои проблемы, проговорить тревожащие события и мысли. У таких детей часто появляется страх одиночества. В дистанционных семьях у детей есть все предпосылки стать в будущем зависимыми людьми. Они ищут друзей и эмоциональную поддержку на стороне, в кругу сверстников, однако при этом часто становятся объектом вымогательства и обмана. Наркотики, как и алкоголь, - это иллюзорная маскировка страхов, желание заглушить их, уйти от реальности, забыться на время, почувствовать себя сильным, уверенным в себе, самостоятельным.

Если в семье с детства не сложилась атмосфера доброжелательности, доверия и уважения к личности другого, то страхи и внутриличностные конфликты ребенка, возникающие на каждом возрастном этапе развития, не только не разрешаются, но усугубляются. Тогда необходимо изменение всей семейной системы, то есть работа всех членов семьи по налаживанию семейной гармонии. Ведь любовь – это не врожденное чувство, а приобретенное в процессе жизни, социализации, научения. Любовь – это универсальное лекарство от всех болезней, в первую очередь психологических. Поэтому если родители по разным причинам не могут уделить ребенку достаточно времени, поговорить с ним о его проблемах, то возможно следует продумать варианты компенсации дефицита любви и общения. Например, завести домашнее животное, чтобы ребенок реализовал хотя бы часть своих чувств привязанности, ухаживая за домашним питомцем.

Дружба, любовь, принятие, регулярная эмоциональная включенность в отношения с близкими – вот все, что нужно невротичному ребенку, чтобы скорректировать уже имеющиеся неврозы и снизить до минимума вероятность приобрести новые.

Итак, основные факторы, участвующие в возникновении страхов у детей:

- наличие страхов у родителей, наибольшее влияние здесь имеет наличие страхов у матери;

- тревожность в отношениях с ребенком, гиперопека и избыточное предохранение его от реальных и мнимых опасностей, и как следствие – его изоляция от общения со сверстниками;

- очень ранняя рационализация чувств ребенка, жесткая принципиальность, негибкость родителей или их эмоциональное неприятие детей (отвергающие или критикующие родители);

- большое количество запретов со стороны родителя того же пола и предоставление полной свободы ребенку родителем другого пола;

- отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающее в будущем большие проблемы в общении со сверстниками и заниженную самооценку;

- конфликтные отношения между родителями-партнерами в семье;

- единичные психические травмы подобные сильному испугу, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам.

Надо отметить, что наибольшая чувствительность к страхам у детей проявляется в 6 – 7 лет [5], так как именно в этот период происходит бурное эмоциональное развитие личности, ребенок сталкивается с большим количеством новой и неизвестной информации, далеко не все ему понятно и объяснимо для него. Надо отметить, что регулярно и систематически боятся дети в возрасте 2 – 6 лет, а самые сильные и острые переживания страхов характерны для детей 5 –  7 лет.

Реакция страха практически всегда бывает яркой и наглядной, и нет необходимости в ее специальном выявлении. В мимике это проявляется через приподнятые брови, выпученные глаза, приоткрытый рот. Но иногда о страхах можно судить только по косвенным признакам (стремление избегать посещения ряда мест, разговоров и книг на определенную тему, смущение и застенчивость при общении).

Что касается психокоррекционной проработки детских страхов специалистами, то здесь на первом месте по эффективности стоят методы  арт- и телесно-ориентированной терапии. Обязательным этапом является и гармонизация детско-родительских отношений, налаживание семейной системы в пользу доверия, самостоятельности и уверенности в себе ребенка, уважения к личностным границам друг друга.

Таким образом, можно резюмировать, что детские страхи являются актуальной психологической проблемой и чаще всего формируются под влиянием взаимоотношений в семье, особенностей семейного воспитания и взаимоотношений со сверстниками, а также в результате опыта переживания острых психотравмирующих событий.

 

Список литературы:
1. Александрова, Я.А. Неврозы детей младшего школьного возраста. – СПб.: Диля, 2001. – 96с.
2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. – 209 с.
3. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. – Л.: Медицина, 1998. – 246 с.
4. Заходер А.И. Происхождение неврозов и психотерапия. – М.: Издательство ЭКСПО – Пресс, 2000. – 488 с.
5. Щербатых Ю.В., Ивлева Е.В. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобии. Воронеж: Исток, 1998. – 346 с.