Статья:

ОСОБЕННОСТИ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Конференция: XCV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная психология

Выходные данные
Шанина О.А. ОСОБЕННОСТИ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XCV междунар. науч.-практ. конф. — № 4(95). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Шанина Ольга Александровна
педагог-психолог, ГБОУ Школа № 1034 имени Героя Советского Союза В.В. Маркина, РФ, г. Москва

 

FEATURES OF VISUAL AND IMAGINATIVE THINKING OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

 

Olga Shanina

Psychologist, School No. 1034 named after Hero of the Soviet Union V.V. Markin, Russia, Moscow

 

Аннотация. Данная тема является одной из актуальных проблем современной школы, так как обучающиеся с ЗПР находятся в разряде неуспевающих, что создает трудности для нормального развития детей в обществе. В статье представлены результаты изучения психологических особенностей младших школьников с ЗПР.

Abstract. This topic is one of the urgent problems of modern schools, since students with mental retardation are in the category of underachievers, which creates difficulties for the normal development of children in society. The article presents the results of studying the psychological characteristics of younger schoolchildren with mental retardation.

 

Ключевые слова: задержка психического развития, ЗПР, исследование, младший школьный возраст, наглядно-образное мышление.

Keywords: mental retardation, research, primary school age, visual-imaginative thinking.

 

Цель исследования: изучение психологических особенностей наглядно-образного мышления младших школьников с задержкой психического развития. Достижение выдвинутой цели обусловило необходимость решения следующих задач:

  1. Выявить уровень сформированности наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в ситуации).
  2. Выявить особенности решения наглядно-образных задач.
  3. Исследовать способности детей к обобщению и абстрагированию, умение выделить существенные признаки.
  4. Выявить умение детей руководствоваться системой условий задачи и преодолевать отвлекающее влияние посторонних факторов.

Цель и задачи исследования определили его объект и предмет.

Объект исследования - мышление младших школьников.

Предмет исследования – особенности наглядно-образного мышления младших школьников с ЗПР 7-8 лет.

Методы исследования:

  • метод теоретический анализ психолого-педагогической литературы, посвященной наглядно-образному мышлению младших школьников с задержкой психического развития;
  • эмпирические методы;
  • метод количественного и качественного анализа полученных данных, в том числе метод математической статистики;
  • интерпретационные методы

Комплекс методик:

  1. «Лабиринт» - методика направлена на выявление уровня сформированности наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в ситуации),
  2. особенности решения наглядно-образных задач - при помощи методик "Прогрессивные матрицы Дж. Равена" (цветной вариант, наборы А, АВ2, В) - предназначен для определения уровня интеллектуального развития,
  3. методика «Укажи лишний предмет» (предложенная Т.В. Эксакусто и О.Н. Истратовой), позволяет провести оценку наглядно-образного мышления.
  4. Методика «Образец и правило» (разработана А.Л. Венгером) направлена на выявление умения руководствоваться системой условия задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов. Результаты ее выполнения также отражают уровень развития наглядно-образного мышления.

Экспериментальное исследование проводилось в период с октября по март в младших классах школы-интерната и общеобразовательной школы.

В эксперименте участвовало 30 детей в возрасте от 7 до 8 лет.

В качестве основной (экспериментальной) группы выступили ученики младших классов школы-интерната (всего 15 человек) – с ЗПР, в качестве контрольной – ученики общеобразовательной школы (всего 15 человек).

Изучение наглядно-образного мышления младших школьников с ЗПР в школах проводилось на основе единых методик и инструментария со всеми учениками, согласившимися принять в нем участие и с письменного согласия родителей (законных представителей).

Программа экспериментальной работы проводилась в один этап.

По результатам методики «Лабиринт» можно отметить, что детям с трудом давались задания, для решения которых необходимо было последовательное выполнение доступных по содержанию самостоятельных задач. Ученики правильно понимали инструкцию, но оказались не в состоянии соответствующим образом организовать свою работу.

В процессе исследования было выявлено, что дети экспериментальной группы не учитывают малозаметные детали рисунков, не в силах охватить несколько признаков одновременно, затрудняются при выделении составных частей многоэлементного блока, вследствие чего с трудом решают сложные задачи на установление тождества, плохо решают задачи на установление симметрических отношений между объектами демонстрируют неумение в выборе правильного варианта ответа в матричных задачах Дж. Равена на установление аналогии, не умеют предвидеть результаты своих действий, самостоятельно найти ответ на основе мысленного анализа и синтезирования определенных свойств объектов

Детям с ЗПР присуща склонность к слепому переносу определенных способов действия, эффективных в одних условиях, в новую ситуацию, где эти способы не являются адекватными для решения поставленной задачи.

После проведения методики «Укажите лишний предмет» можно отметить, что уровень развития наглядно-образного мышления у младших школьников экспериментальной группы фактически идентичен уровню развития наглядно-образного мышления младших школьников контрольной группы.

Из результатов данного исследования также видно, что наглядно-образное мышление в младшем школьном возрасте является доминирующим.

Так, при решении мыслительных задач дети опираются на реальные предметы и их изображения. Выводы, обобщения делаются на основе конкретных фактов.

Характерной особенностью детей с ЗПР является также недостаточная целенаправленность мыслительной деятельности. При выполнении заданий они оказывались не в состоянии воздержаться от операций, противоречащих задаче. Следует отметить, что дети испытывали затруднения, когда обобщение следовало производить одновременно не по одному, а по нескольким признакам.

Результаты проведенного эксперимента показали - у учащихся начальных классов с ЗПР доминирует наглядно-образное мышление; большинство детей имеет средний уровень его развития. Таким образом, исходя из итогов эксперимента, стало видно, что у младших школьников с ЗПР необходимо целенаправленно и систематически развивать наглядно-образное мышление, не забывая, однако и о других видах мышления.

Специфические особенности обнаружились у экспериментальной группы детей и в том, как они использовали помощь при выполнении методики «образец и правило». Наиболее эффективными для детей с ЗПР оказываются иные формы помощи, чем для хорошо успевающих. Например, максимальная конкретизация задания, как выяснилось в исследовании, в некоторых случаях ведет к увеличению ошибок при выполнении заданий детьми с ЗПР.

Так же можно отметить, что обследованные дети в контрольной группе полностью справились с заданиями , а обследованные дети с ЗПР в основном наоборот неуспешно справлялись с заданиями, в которых нужно было одновременно следовать в своей работе образцу и правилу.

Проведенное исследование позволило выявить некоторые особенности развития мышления младших школьников с ЗПР и дало основание для следующих выводов:

1. У младших школьников с ЗПР преобладает средний и низкий уровни сформированности наглядно-схематического мышления, выражающиеся в неспособности учесть несколько признаков при ориентировке в схемах с условными изображениями, и также сочетающиеся с использованием обучающего вида помощи.

2. Достичь успешности в решении наглядно-образных задач мешают недостаточно сформированная способность к тонкому анализу, дифференциации на уровне зрительно-образной сферы, недостаточная подвижность образов-представлений, недоразвитие умения оперировать образами. Недоразвитие наглядно-образного мышления дает о себе знать при выполнении сложных и практически не проявляется при выполнении простых задач.

3. Демонстрируются трудности в выполнении заданий на исключение лишнего, обобщение, выделение существенных признаков. В основе затруднений лежали разные причины. В одних случаях, по-видимому, имелись локальные нарушения пространственного гнозиса. В других случаях нарушение поведения. Порывистые, недостаточно скоординированные движения, общая двигательная расторможенность препятствовали успешному выполнению заданий на конструирование. У некоторых учеников отмечалась отчетливо выраженная негативная реакция.

В целом у большинства учащихся с ЗПР младших классов оказалось несформированным умение устанавливать тождество между простыми геометрическими формами, что связано с нарушением структуры познавательной деятельности.

4. Основными причинами недостаточно высоких результатов выполнения заданий на умение руководствоваться системой условий задачи и преодолевать отвлекающее влияние посторонних факторов можно считать «потерю» сразу двух условий задания и несформированность самоконтроля. Слабый навык счета в пределах десяти, недостаточно сформированное умение различать и сравнивать геометрические фигуры (по числу сторон) могли стать дополнительными причинами трудностей младших школьников в выполнении задания, осуществления ими самоконтроля.

 

Список литературы:
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. / Под ред. Л.С. Цветковой. - Москва-Воронеж.,2001
2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л.Н. Блинова. – М.: Изд-во НЦ Энас, 2001
3. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития, - М., 2003.
4. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д., Добровольская Т.А. и др. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Левченко И.Ю., Забрамная С.Д.-3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. 
5. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка: Дошкольный и младший школьный возраст. Изд. 1-е/ 2-е. - М., Айрис-Пресс, 2007.