Обоснование применения коуч-технологий в развитии коммуникативных навыков у младших школьников
Конференция: XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Педагогическая психология
XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Обоснование применения коуч-технологий в развитии коммуникативных навыков у младших школьников
Background of application of coach technologies in developing of primary school students’ communication skills
Kristina Igruneva
postgraduate student, Tsiolkovsky Kaluga State University, Russia, Kaluga
Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей использования коуч-технологий в формировании коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста в условиях начальной общеобразовательной школы. Описана специфика коучинга как самостоятельной технологии работы в системе образования. Предложено определение коммуникативных навыков, а также критерии их сфомированности у младших школьников.
Abstract. The article is devoted to the study of features of coach technologies using in developing of primary school students’ communication skills. The specificity of coaching as a technology of work in the education system is described. The author propose the definition of communication skills, as well as criteria of their formation in primary school.
Ключевые слова: коммуникативные навыки; коуч-технологии; дети младшего школьного возраста.
Keywords: communication skills; coaching technology; primary school students.
В современном мире для человека, который хочет и может быть успешным, все большее значение имеет развитие коммуникативных навыков, позволяющих эффективно выстраивать взаимодействие с окружающими при осуществлении любого вида деятельности. Поскольку формирование и развитие коммуникативных навыков начинается в процессе общения ребенка с родителями, другими взрослыми и детьми еще в раннем возрасте, постольку данному вопросу необходимо уделять особое внимание.
Именно в младшем школьном возрасте в референтную группу детей начинают входить сверстники, а значит и общение с ними, помимо учебной деятельности, начинает становиться ведущим направлением в развитии человека. Сформированные коммуникативные навыки являются неотъемлемым условием становления личности ребенка, его социализации в обществе и индивидуализации.
В соответствии с Приказом № 373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» ключевыми результатами освоения основной образовательной программы является формирование и развитие у ребенка таких личностных и метапредметных навыков, как готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность осуществлять сотрудничество со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; уметь не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Научить школьника правильно формулировать вопросы и четко давать на них ответы, внимательно слушать и уметь участвовать в дискуссиях, давать комментарии высказываниям собеседников и аргументировать свое мнение, уметь выражать эмпатию собеседнику и понимать, что в данный момент он чувствует и переживает, адаптировать свое высказывание к возможностям восприятия других людей, выстраивать эффективное взаимодействие с другими – все это значит сформировать коммуникативные умения.
Главным вопросом как с теоретической, так и с практической точки зрения остается вопрос о педагогических формах и методах целенаправленного формирования у младших школьников коммуникативных навыков, которые позволили бы ученикам успешно решать возникающие перед ними социальные и практические задачи.
Высоки уровень развития коммуникативных навыков позволяют ребенку эффективно справляться с решением различных социальных задач и проблем за счет ослабления эгоцентрической позиции учащегося и его способности понять желание партнера по общению, учитывать другую точку зрения, отличающуюся от его собственной.
Таким образом, коммуникативные навыки представляют собой осознанные коммуникативные действия школьника в процессе построения собственного поведения в рамках взаимодействия и сотрудничества с другими людьми при решении конкретных задач общения.
Коучинг как феномен в системе образования заимствован из сферы бизнеса для личностного и профессионального развития всех субъектов образовательного процесса. В настоящее время коуч-технологии вызывают все больший интерес среди педагогов как инструмент, позволяющий развивать у школьников инициативу, самостоятельность, осознанность. Благодаря его их применению формируется высокая учебно-познавательная мотивация, реализующаяся в ответственности за собственную образовательную деятельность со стороны школьника. Посредством коучинга учитель может помочь ребенку узнать свои возможности и цели, переводя проблемы в задачи. В том числе, с помощью коуч-технологий возможна работа и над проблемами в сфере общения.
Таким образом, имеющиеся факты позволяют выявить противоречие: между необходимостью формирования коммуникативных навыков младших школьников с одной стороны и отсутствием научно-обоснованного комплекса мероприятий с другой.
Методологическим основанием являются работы таких исследователей в вопросах изучения особенностей развития детей младшего возраста и специфики их коммуникативных навыков как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, Л.А. Венгер, Г.А. Цукерман.
Объектом исследования являются коммуникативные навыки младших школьников. Предмет исследования – развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с использованием коуч-технологий.
В соответствии с указанными объектом и предметом была определена цель работы, а именно - проанализировать возможности коуч-технологий в развитии коммуникативных навыков у младших школьников. Данная цель реализуется в ходе решения следующих задач: проведение теоретического анализа использования коуч-технологий в работе с детьми младшего школьного возраста; составление диагностического инструментария изучения коммуникативных навыков младших школьников; непосредственное изучение коммуникативных навыков младших школьников; проведение опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативных навыков и повторной диагностики коммуникативных навыков младших школьников с последующей качественной и количественной обработкой данных; обобщение полученных результатов с анализом возможностей коуч-технологий в развитии коммуникативных навыков у младших школьников.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что коуч-технологии повышают уровень развития следующих коммуникативных навыков младших школьников: развитая потребность в общении, эмоциональная децентрация (понимание позиции собеседника), умение слушать партнера по общению, умение выражать свои мысли и чувства, коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Следует отметить, что практической значимостью работы является разработка программы развития коммуникативных навыков младших школьников с использованием коуч-технологий, которую можно использовать в системе начального образования в условиях реализации ФГОС НОО.