Статья:

Обоснование применения коуч-технологий в развитии коммуникативных навыков у младших школьников

Конференция: XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Игрунева К.В. Обоснование применения коуч-технологий в развитии коммуникативных навыков у младших школьников // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 5(29). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 141-144.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Обоснование применения коуч-технологий в развитии коммуникативных навыков у младших школьников

Игрунева Кристина Владимировна
магистрант, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, РФ, г. Калуга

 

Background of application of coach technologies in developing of primary school students’ communication skills

 

Kristina Igruneva

postgraduate student, Tsiolkovsky Kaluga State University, Russia, Kaluga

 

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей исполь­зования коуч-технологий в формировании коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста в условиях начальной обще­образовательной школы. Описана специфика коучинга как самостоя­тельной технологии работы в системе образования. Предложено определение коммуникативных навыков, а также критерии их сфомированности у младших школьников.

Abstract. The article is devoted to the study of features of coach technologies using in developing of primary school students’ communication skills. The specificity of coaching as a technology of work in the education system is described. The author propose the definition of communication skills, as well as criteria of their formation in primary school.

 

Ключевые слова: коммуникативные навыки; коуч-технологии; дети младшего школьного возраста.

Keywords: communication skills; coaching technology; primary school students.

 

В современном мире для человека, который хочет и может быть успешным, все большее значение имеет развитие коммуникативных навыков, позволяющих эффективно выстраивать взаимодействие с окру­жающими при осуществлении любого вида деятельности. Поскольку формирование и развитие коммуникативных навыков начинается в процессе общения ребенка с родителями, другими взрослыми и детьми еще в раннем возрасте, постольку данному вопросу необходимо уделять особое внимание.

Именно в младшем школьном возрасте в референтную группу детей начинают входить сверстники, а значит и общение с ними, помимо учебной деятельности, начинает становиться ведущим направ­лением в развитии человека. Сформированные коммуникативные навыки являются неотъемлемым условием становления личности ребенка, его социализации в обществе и индивидуализации.

В соответствии с Приказом № 373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» ключевыми результатами освоения основной образовательной программы является формирование и развитие у ребенка таких личностных и метапредметных навыков, как готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность осуществлять сотрудничество со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; уметь не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Научить школьника правильно формулировать вопросы и четко давать на них ответы, внимательно слушать и уметь участвовать в дискуссиях, давать комментарии высказываниям собеседников и аргументировать свое мнение, уметь выражать эмпатию собеседнику и понимать, что в данный момент он чувствует и переживает, адаптировать свое высказывание к возможностям восприятия других людей, выстраивать эффективное взаимодействие с другими – все это значит сформировать коммуникативные умения.

Главным вопросом как с теоретической, так и с практической точки зрения остается вопрос о педагогических формах и методах целенаправленного формирования у младших школьников коммуника­тивных навыков, которые позволили бы ученикам успешно решать возникающие перед ними социальные и практические задачи.

Высоки уровень развития коммуникативных навыков позволяют ребенку эффективно справляться с решением различных социальных задач и проблем за счет ослабления эгоцентрической позиции учащегося и его способности понять желание партнера по общению, учитывать другую точку зрения, отличающуюся от его собственной.

Таким образом, коммуникативные навыки представляют собой осознанные коммуникативные действия школьника в процессе построе­ния собственного поведения в рамках взаимодействия и сотрудничества с другими людьми при решении конкретных задач общения.

Коучинг как феномен в системе образования заимствован из сферы бизнеса для личностного и профессионального развития всех субъектов образовательного процесса. В настоящее время коуч-технологии вызывают все больший интерес среди педагогов как инструмент, позволяющий развивать у школьников инициативу, самостоятельность, осознанность. Благодаря его их применению форми­руется высокая учебно-познавательная мотивация, реализующаяся в ответственности за собственную образовательную деятельность со стороны школьника. Посредством коучинга учитель может помочь ребенку узнать свои возможности и цели, переводя проблемы в задачи. В том числе, с помощью коуч-технологий возможна работа и над проблемами в сфере общения.

Таким образом, имеющиеся факты позволяют выявить противо­речие: между необходимостью формирования коммуникативных навыков младших школьников с одной стороны и отсутствием научно-обоснованного комплекса мероприятий с другой.

Методологическим основанием являются работы таких исследо­вателей в вопросах изучения особенностей развития детей младшего возраста и специфики их коммуникативных навыков как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, Л.А. Венгер, Г.А. Цукерман.

Объектом исследования являются коммуникативные навыки младших школьников. Предмет исследования – развитие коммуника­тивных навыков детей младшего школьного возраста с использованием коуч-технологий.

В соответствии с указанными объектом и предметом была определена цель работы, а именно - проанализировать возможности коуч-технологий в развитии коммуникативных навыков у младших школь­ников. Данная цель реализуется в ходе решения следующих задач: проведение теоретического анализа использования коуч-технологий в работе с детьми младшего школьного возраста; составление диагности­ческого инструментария изучения коммуникативных навыков младших школьников; непосредственное изучение коммуникативных навыков младших школьников; проведение опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативных навыков и повторной диагностики коммуникативных навыков младших школьников с последующей качественной и количественной обработкой данных; обобщение полученных результатов с анализом возможностей коуч-технологий в развитии коммуникативных навыков у младших школьников.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что коуч-технологии повышают уровень развития следующих коммуника­тивных навыков младших школьников: развитая потребность в общении, эмоциональная децентрация (понимание позиции собеседника), умение слушать партнера по общению, умение выражать свои мысли и чувства, коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе органи­зации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Следует отметить, что практической значимостью работы является разработка программы развития коммуникативных навыков младших школьников с использованием коуч-технологий, которую можно исполь­зовать в системе начального образования в условиях реализации ФГОС НОО.

 

Список литературы:
1. Аксенова Т.Н. Коучинг как основа взаимодействия субъектов образовательного процесса // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. № 11. С. 12–15.
2. Боровая Т.А. Концепция образовательного коучинга // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - № 12. - 2011. - С. 12-16.
3. Лебедева И.В. Учитель или коуч? // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования» - № 6. – 2014. 
4. Максимов В.Е. Коучинг от А до Я. Возможно всё – СПб.: Издательство «Речь», 2014. – 272 с.
5. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - N 12. - 22.03.2010; Российская газета. - 2011. - 16 фев. - N 5408.