Статья:

Использование камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста.

Конференция: XXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Психология развития, акмеология

Выходные данные
Афанасьева М.А. Использование камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста. // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(25). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 137-140.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста.

Афанасьева Марина Анатольевна
педагог-психолог, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга, РФ, г.Санкт-Петербург

 

Аннотация. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить содержание учебно-воспитательного материала. Для наибольшей эффективности работы с детьми помимо традиционных методов работы, нужно искать и нетрадиционные. Представляемый в данной статье материал, по нашему мнению, полностью отвечает современным требованиями и позволяет сделать коррекционно-развивающую работу с детьми инте­ресной и разнообразной.

 

Ключевые слова: Дошкольный возраст; развитие; психические процессы; дети; мелкая моторика; игра; речевое развитие.

 

Новый ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155) предъявляет особые требования к среде развития детей дошкольного возраста. Основные из них – это: создание среды содержательно-насыщенной, вариативной, доступной; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа; организа­ция видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.

Представляемый в данной статье материал, по нашему мнению, при правильном и вдумчивом подходе отвечает всем требованиям ФГОС ДО, и может быть успешно использован в коррекционно-развивающей работе с детьми, начиная с 3-х летнего возраста в инди­видуальной работе, а в старшем дошкольном возрасте и при работе с подгруппами. Речь идет о разноцветных камешках, имеющих название Марблс.

Почему камешки Марблс? Понаблюдайте за детьми на берегу реки или моря, где весь берег усыпан камешками, разнообразными по форме, цвету, величине. Ребенок, не отрываясь, перебирает пальчиками камешки: складывает их в большие и маленькие кучки, пересыпает из ладошки в ладошку, строит из них горки, замки, выкладывает дорожки, фигурки. Сравнивает, ищет прозрачные, матовые, разные или одинаковые по цвету и размеру... И это занятие может длится часами. Ребенок настолько увлечен своей игрой, что порой не замечает происходящее вокруг него.

Играя ребенок не думает, что в процессе этой игры развивается. Он просто получает истинное наслаждение от самой игры, от этой манипуляции с такими разными и интересными камешками.

Марблс (от английского «marbles» - мраморные) – это созданные человеком разноцветные стеклянные шарики или плоские камешки, имеющие разнообразную окраску, могущие быть как однотонными, так и сочетающими в себе несколько цветов или даже рисунок.

История игр с этими камешками начинается со времен пещерного человека. В различных археологических раскопках были обнаружены изделия в виде шариков, сделанные из камня, кремня или обожженной глины. В дальнейшем мир познакомился с китайскими керамическими шариками, а позже их стали изготавливать из стекла.

Благодаря современным технологиям изготовления шарики Марблс получаются эффектных расцветок, становясь на уровень художественных изделий. Красота этих камешков настолько завораживает, что и взрослый и ребенок хочет поиграть с ними, подержать их в руках.

При целенаправленном использовании камешков на занятиях развиваются все виды ощущений, повышается мотивация, осознанность, интерес, формируется стремление к самостоятельности. Детям нравится создавать не только картины по шаблону, но и придумывать свои сюжеты и воплощать их на листе бумаги с помощью разноцветных камешков.

Работа с камешками создает условия для совершенствования мелкой моторики пальцев, движений рук - отрабатываются щипковый, пинцетный, кулачковый захваты, что способствует развитию различных мышц руки.

При использовании на занятии разнообразных шаблонов, где необходимо наложить камешки на рисунок, совершенствуется зрительно-моторная координация.

Работа с камешками создает условия для развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, познавательной деятельности.

В результате использования данного материала через игры на нахождение объектов на ощупь и вербализацию представлений форми­руются знания о форме, величине, пространственном расположении предметов, развивается тактильная чувственность, что в дальнейшем способствует повышению уровня развития навыков письма и чтения.

В связи с большим разнообразием цветовой гаммы, формы и величины камешков также создаются предпосылки для мотивированной деятельности, эмоционального и эстетического восприятия, воспитания детей.

Использование камешков Марблс возможно и в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, а именно с речевым недоразвитием.

Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М.М. Кольцовой, "мощным средством повышения работоспособности головного мозга". Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка [5, с. 2].

Выполнение заданий на развитие пальцевой моторики позволяет:

  • регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей;
  • совершенствовать психические процессы, тесно связанные с речью;
  • облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма.

Игры с камнями оказывают положительное влияние на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность.

Работа с разноцветными камнями вызывает положительную реакцию ребенка: радость, улыбку, положительные эмоции. В силу радостных эмоций, сопровождающих действия с камешками, значи­тельно повышается работоспособность, снижается утомляемость, что благотворно сказывается на общем состоянии здоровья детей.

Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс интересным. С ее помощью поддерживается стойкий интерес к познанию.

Нужно отметить то, что при работе с камешками Марблс следует соблюдать ряд рекомендаций:

  1. Гигиена рук.
  2. Следует соблюдать осторожность при игре, так как камешки хрупкие.
  3. Игры должны проводится в присутствии взрослых - Марблс небольшого размера, чтобы избежать случайного проглатывания камешка ребенком.
  4. Для достижения наилучшего эффекта использовать соответ­ствующую музыку.

Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить содержание учебно-воспитательного материала, с тем, чтобы он отвечал современным требованиям, отыскать такие его варианты и комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой мотивации к познанию и творчеству.

Для наибольшей эффективности коррекционной работы с детьми помимо традиционных методов работы, нужно искать и нетради­ционные, к которым относится использование камешков Марблс.

Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии.

По нашим наблюдениям использование в работе камешков Марблс имеет благоприятный прогноз в дальнейшем обучении. Дети более успешны в общении со сверстниками и взрослыми, имеют хороший запас знаний и умений, лучше развиты психические процессы, у многих детей повышается общий уровень познавательного развития. 

 

Список литературы:
1. Выготский Л.С. Психология. – М., издательство ЭКСМО-Пресс, 2000.
2. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. – М, 1994.
3. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – Издание 3-е, стереотипное. – М.: Тривола, 1998.
5. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников - М: ТЦ Сфера, 2001.
6. Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.