Статья:

К проблеме о значимых жизненных событиях: современные теоретические подходы

Конференция: IV Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Мансурова И.С., Мардарёва А.Н. К проблеме о значимых жизненных событиях: современные теоретические подходы // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам IV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(4). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 89-93.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К проблеме о значимых жизненных событиях: современные теоретические подходы

Мансурова Инна Сергеевна
канд. психол. наук, доцент, ДГТУ (Донской Государственный Технический Университет), РФ, г. Ростов-на-Дону
Мардарёва Анастасия Николаевна
cтудент, ДГТУ (Донской Государственный Технический университет), РФ, г. Ростов-на-Дону

 

To a problem of significant life events: contemporary theoretical approaches

 

Inna Mansurova

Ph.D., associate professor, Dagestan State Technical University (Don State Technical University), Russia, Rostov-on-Don

Anastasia Mardareva

student, DSTU (Don State Technical University), Russian Federation, Rostov-on-Don

 

Аннотация. В данной статье рассказывается о значимых жизненных событиях личности. В современной психологии в настоящий момент огромный интерес вызывает изучение разного рода ситуации. Кризисные, экстремальные, а также жизненные ситуации психология рассматривает с разных сторон, как с практической, так и с теоретической. Изучение важных жизненных событий осложняется тем, что каждый человек наделяет их своим собственным психологическим содержанием. Для определения жизненного пути используют методологию исследования индивидуальных психологических различий для описания важных жизненных ситуаций.

Abstract. This article describes the significant life events a person. In modern psychology, it is currently of great interest is the study of all sorts of situations. The crisis, extreme and life situations psychology views from different angles, both practical and theoretical. Learning important life events is complicated by the fact that each person gives them their own psychological content. To determine the way of life using the methodology of the study of individual psychological differences to describe the important life situations.

 

Ключевые слова: важные жизненные события; нарративный метод; жизненный путь человека; эмоциональная составляющая; нормативные факторы; ненормативные факторы; нарративная терапия.

Keywords: major life events; narrative method; human life path; emotional component; regulatory factors; deviant factors; narrative therapy.

 

К проблеме о значимых жизненных событиях: современные теоретические подходы

В современной психологии в настоящий момент огромный интерес вызывает изучение разного рода ситуации. Кризисные, экстремальные, а также жизненные ситуации психология рассматривает с разных сторон, как с практической, так и с теоретической.

Также ситуация включает в себя несколько подходов. Первый подход рассматривается как «жизненное положение», общая ситуация жизни человека. Для второго подхода ситуация представляется как конкретное событие отдельной личности.

Изучение важных жизненных событий осложняется тем, что каждый человек наделяет их своим собственным психологическим содержанием. Так, жизненные ситуации можно рассматривать как конвенциональные. Другими словами, это события, которые способны определять условия развития жизненного пути.

Для определения жизненного пути используют методологию исследования индивидуальных психологических различий для описания важных жизненных ситуаций. В данном случае прибегают к такому понятию, как нарративный анализ.

В. А. Андреева говорила так: «событие является одним из центральных понятий современной нарратологии». Нарративный метод, предметом которого является история жизни, жизнеописание, связан с совокупностью событий, которые наделены коллективным, либо индивидуальным смыслом. Эти два смысла раскрывают психологическое содержание событий, а также имеют огромное значение для психотерапии и психологии.

Важное жизненное событие можно рассматривать как событие, которое происходит с человеком в тот момент, когда он переходит из одного так называемого статуса в другой. Этот переход и предвещает важное жизненное событие.

Данное определение можно охарактеризовать как позитивное отношение человека в жизненным ситуациям и дальнейшем преобразовании. Человек имеет четкое представление о развитии своего жизненного пути, о целях, событиях, что в последующем может повлиять на жизненное течение.

Также жизненное событие можно рассматривать с эмоциональной стороны. Любое важное жизненное событие вызывает у человека эмоциональное потрясение, которое в большинстве случаев меняет мировоззрение человека, а также влияет на дальнейшую жизнь. Это влечет за собой изменение личных качеств личности. Эмоциональная составляющая становится в данном случае на первое место, то есть именно эмоциональное переживание характеризует изменение эмоционального состояния человека. Таким образом, посредством эмоциональных потрясений, человеку свойственно изменение личных качеств, которые характеризуют изменение личности в социальном контексте, то есть меняется отношение к нормам, ценностям, традициям.

В целом, вышеперечисленное как правильно отражает то, что важные жизненные события связаны с некоторыми изменениями в жизни человека, в отношении к ней и преобразовании личностных конструктов и смыслов.

Однако важные жизненные события могут иметь не только позитивный, но и негативный характер. Данное обстоятельство требует сопоставлять психологическое содержание события с негативной и позитивной сторон, и выстраивать некую модель практической психологической работы. Такая работа требует индивидуального подхода, ориентируется на тревожащее событие, которое носит индивидуальных характер и особое психологическое содержание. Из этого утверждения можно сделать вывод о том, что жизненный путь человека и рассказы о нем могут в какой-то мере отличаться друг от друга. Нарративный анализ и позволяет раскрыть природу человека во взаимосвязи социальной составляющей и психологической. [1, C.44]

Само же понятие важного жизненного события характеризуется наполнением смысла и эмоциональным содержанием жизненной ситуации.

Дж. Брунер писал, что внутренне логичное описание события может быть весьма противоречивым для других людей. Он говорил, что существует различие между индивидуально-психологическим подходом и социально-культурным. При этом, данные позиции выступают в роли фундаментальных и не отделимых друг от друга.

На развитие человека, на протяжении всего его жизненного пути могут влиять также различного рода факторы. Выделяют три вида факторов:

1.  Нормативные возрастные факторы. Это те факторы, которые содержат в себе социальные изменения, а также психологические (возрастные кризисы). Обычно такие изменения происходят в непредсказуемом возрасте.

2.  Ненормативные возрастные факторы. Данного типа факторы представляют собой важные события, переходы, перемены в разных аспектах жизни человека, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на дальнейшую жизнь человека и его мировосприятие.

3.  Нормативные исторические факторы. Они включают в себя войны, эпидемии, всё то, что затрагивает поколение в целом. [3, C.85]

Первоначально оценки значимости жизненных событий были связаны с возрастными периодами: учеба, работа, вступление в брак, служебная карьера и т.п. Однако в настоящее время наступление таких важных социальных событий, как брак, рождение ребенка или выбор профессии, существенно варьирует у разных людей. Их реакции на эти события, равно как и их значимость, меняются в зависимости от направленности личности и ее половой принадлежности.

Поэтому одни и те же события могут влиять на человека по-разному, в зависимости от его отношения к данной ситуации могут быть нормативными, либо ненормативными.

В современной психологии подготавливается так называемая программа образования подготовки психологов для работы с людьми и их отношением к важным жизненным событиям. Было разработано целое направление, называемое нарративной терапией. В данной терапии человек и его жизненный путь рассматривается с точки зрения ориентации на его личные качества или установки. Этот подход анализирует описанную проблемную ситуацию и отношение человека к ней. Ключевая идея терапии заключена в одной фразе: «Человек не проблема, проблема и есть проблема». Это говорит о том, что для человека самым главным является позиция «найти себя», понять смысл своего, так называемого, «назначения» в мире, в социуме, в реальности. [2, C.6]

Нарративная терапия сосредоточена на преобразованиях человека с точки зрения позитивного характера, опираясь на его рассказы. Главное в данной терапии – понять стратегии поведения человека в данной жизненной ситуации и возможности адаптации к ним. Данная стратегия позволяет ослабить влияние тревожных чувств по отношению к событию.

Таким образом, при работе с жизненными событиями нужно учитывать важность данных событий для человека, а главное – его отношение к данной ситуации.

 

Список литературы:
1. Андреева В.А. Событие и художественный нарратив/ В.А.Андреева //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. – 2006. – №21-1, т.7.- С. 44-57.
2. Бурлачук Л.Ф. К психологической теории ситуации /Л.Ф.Бурлачук, Н.Б.Михайлова // Психологический журнал. – 2002. - № 1, т.23. – С. 5-18.
3. Зуев Д.А. Структура важного жизненного события как психологического феномена / Д.А.Зуев // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11, Естественные науки. – 2012. – № 2. – С. 85-90.
4. Особенности надежды и отношения к жизни у специалистов инженерно-технического профиля Мансурова И.С., Суроедова Е.А., Хачатурян Н.Н. Инженерный вестник Дона. 2015. Т. 37. № 3. С. 65.
5. Motivation sphere peculiarities of students with different reflexivity levels Uvarova G., Krasnova E.V., Mansurova I.S., Korochentseva A.V., Ezhak E.V. В сборнике: 3rd International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2016 Conference proceedings. 2016. С. 231-237.