Статья:

Ценностные ориентации несовершеннолетних группы риска, совершавших и не совершавших общественно опасные деяния

Конференция: II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Юридическая психология

Выходные данные
Корнеева Я.А., Бовыкина А.А. Ценностные ориентации несовершеннолетних группы риска, совершавших и не совершавших общественно опасные деяния // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам II междунар. науч.-практ. конф. — № 2(2). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 119-126.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Ценностные ориентации несовершеннолетних группы риска, совершавших и не совершавших общественно опасные деяния

Корнеева Яна Александровна
кандидат психологических наук, доцент, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск
Бовыкина Анастасия Андреевна
магистрант Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск

 

Valuable orientations of minors at risk, committed and not committed socially dangerous acts

 

Korneeva Yana

Ph.D., Associate Professor, Northern (Arctic) Federal University named after MV Lomonosov, Russia, Arkhangelsk

Bovykina Anastasia

Undergraduate Northern (Arctic) Federal University named after MV Lomonosov, Russia, Arkhangelsk

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках научно- исследовательского проекта «Досудебное сопровождение несовершеннолетних, преступивших закон: обобщение опыта и перспективы развития на территории Архангельской области» (№ 15-13-29001).

 

Аннотация. В статье рассмотрена проблема ценностных ориентаций в контексте подростковой преступности. Представлены результаты сравнительного анализа ценностных ориентаций подростков, не преступавших закон,  и несовершеннолетних с противоправным поведением, а также детей, входящих в группу риска совершения общественно опасных деяний.

Abstract. This article highlights the problem of value orientations in the context of juvenile delinquency. We present the results of a comparative analysis of value orientations advantaged teens and young adults with unlawful conduct, and children belonging to the risk group committed socially dangerous acts.

 

Ключевые слова: ценностные ориентации; подростки "группы риска"; несовершеннолетний преступник; общественно опасное деяние.

Keywords: value orientation; adolescents "at risk"; a juvenile offender; a socially dangerous act.

 

Подростки - одна из наиболее психологически уязвимых возрастных групп. В этот период, они еще не имеют достаточного опыта для взаимодействия с окружающим миром. Это приводит к появлению противоречий в неустойчивом сознании, ориентации на сомнительные ценности и, как следствие, возникновению асоциального поведения. Самовыражаясь, они противопоставляют себя обществу совершением общественно опасных деяний.

Исследования многих ученых обращено к изучению ценностных ориентаций подростков с противоправным поведением (Е.В. Звягина, И.А. Ганичева, О.В. Болотова, Л.В. Зубова и др.). Например, в исследовании ценностных ориентаций несовершеннолетних право­нару­шителей и социально-адаптированных подростков, проведенном И.А. Ганичевой, установлено, что в группе подростков с противоправным поведением преобладают ценности материальной обеспеченности и построения успешной карьеры, в то время как в группе социально-адаптированных подростков приоритетными являются ценности здоровья, дружбы и счастья в семье [3].

Б.Г. Ананьев считает, что ценностные ориентации - важное звено в изучении личности подростка, которое определяет мотивацию его поведения, характер и склонности [4]. З.И. Васильева определяет ценностные ориентации как сложное интегральное и динамичное качество личности, которое «выражает индивидуальное, избира­тельное отношение человека к духовным и материальным ценностям, к жизни общества, науке, культуре, труду, образованию и к самому себе» [2].

Исследователи В.Г. Асеев, Ю.М. Жуков, В.А. Ядов отмечают, что ценностные ориентации играют главную роль в регуляции социального поведения человека [4,1,5].

Без изучения и знания ценностей и ценностных ориентаций личности подростка с противоправным поведением трудно, а порой невозможно понять мотивы его поведения. Поэтому для разработки эффективных методов ресоциализации девиантных подростков, важно изучить иерархию ее ценностей и соответствующих им потребностей.

На современном этапе развития юридической психологии накоплен большой опыт по изучению детерминант преступности несовершеннолетних, но, в то же время, не все подростки, имеющие эти факторы (живущие в неблагополучной среде, имеющие неблаго­приятные условия семейного воспитания, асоциальное внешнее окружение и др.) совершают преступления и правонарушения. В связи с этим, цель нашего исследования: определить и сравнить ценностные ориентации подростков, совершавших и не совершавших общественно опасные деяния, а также группы риска.

Эмпирическое исследование проблемы осуществлялось в г. Архангельске с февраля по апрель 2015 года на базе Архангельского политехнического техникума. В исследовании приняли участие 90 подростков в возрасте от 16 до 17 лет включительно (средний возраст – 16,5±0,5; 59 юношей и 31 девушка):

а) юноши и девушки, совершившие преступления, 30 чел. Данные молодые люди не были заключены под стражу, к ним применялись иные меры наказания (условный срок, штраф, исправительные работы, предупреждение и др.) за совершение таких общественно опасных деяний, как ст. 158 (кража), ст. 116 (нанесение побоев), ст. 228 (Незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов) УК РФ;

б) юноши и девушки, входящие в группу риска совершения противоправных деяний, 30 чел. На основании субъективных и объективных факторов совершения преступлений несовершенно­летними, нами были разработаны критерии принадлежности подростков к группе риска:

1. Экономические (малоимущая семья; неблагоприятные условия проживания);

2. Социальные (семья неполная, многодетная; сиротство; неблаго­получные условия семейного воспитания (примеры антисоциального и криминального поведения в семье); родители лишены родительских прав; внешнее окружение (друзья с откло­няющимся поведением, состоящие на проф. учете));

3. Здоровье (наличие заболеваний, инвалидность; психические заболевания);

4. Социально-демографическая характеристика (значимость участия в неформальных группах; неадекватная самооценка; незаня­тость; отсутствие интересов; проблемные отношения с близкими; негативное отношение к учебе);

5. Нравственно-психологическая характеристика (пренебрежение социальными нормами; девиантное поведение (курение, употребление спиртных напитков);

6. Криминальный или антисоциальный опыт (привлечение к ответственности за правонарушение (без постановки на проф. учет).

в) юноши и девушки, находящиеся в социально благополучной среде, имеющие минимальный риск совершения противоправных деяний, 30 чел.

Респонденты принимали участие в исследовании при их личном согласии.

Методы исследования:

а) анкетирование: нами была разработана анкета, включающая вопросы социального благополучия, правосознания, делинквентных проявлений и мотивировок несовершеннолетних правонарушителей;

б) психологическое тестирование с использованием методики «Исследование ценностных ориентаций М. Рокича»

в) анализ документации;

г) наблюдение.

Методы математической обработки данных: описательные статистики; многомерный дисперсионный анализ для сравнения трех изучаемых групп испытуемых. Обработка проводилась с помощью пакета программ SPSS 22.00 (лицензионное соглашение № Z125-3301-14 (САФУ имени М.В. Ломоносова)).

Результаты исследования и их описание.

Согласно нашему предположению, на подростков, совершавших правонарушения, и подростков группы риска в равной степени действуют внешние неблагоприятные факторы среды, способст­вующие совершению преступлений, в связи с чем отличие в выражен­ности ценностных ориентаций является важным сдерживающим фактором для подростков группы риска.

Для проверки своего предположения, нами был проведен сравнительный анализ ценностных ориентаций испытуемых трех групп с применением многомерного дисперсионного анализа, где в качестве зависимой являлась переменная принадлежности к группе испытуемых по исследованию, а независимой – параметры методики «Ценностные ориентации» М. Рокича.

М-тест Бокса не достигает уровня статистической значимости (р>0,05), следовательно, дисперсионно-ковариционные матрицы статистически достоверно не различаются. Это значит, что результаты оценки эффектов межгрупповых факторов могут быть приняты к рассмотрению (таб. 1).

Согласно данным таблицы 1, статистически значимые различия между изучаемыми группами выявлены по двум инструментальным ценностям – самоконтроль (p=0,011) и твердая воля (p=0,042).

Таблица 1.

Оценка эффектов межгрупповых факторов

Зависимая переменная

Сумма квадратов типа III

Степени свободы

Средний квадрат

F

Уровень значимости

Самоконтроль

216,689ac

2

108,344

4,768

0,011

Твердая воля

120,822ae

2

60,411

3,291

0,042

 

Так как ценность самоконтроля наиболее выражена у несовершеннолетних правонарушителей, мы можем предположить, что они хотели бы стать более сдержанными и дисциплинированными, по возможности оградить себя от соблазна совершить противоправное деяние. Ценность твердой воли характерна для подростков, не совершавших преступления, что выражается в уверенности в себе, умении настоять на своем и не отступать перед трудностями.

Несмотря на отсутствие достоверных различий по многим ценностным ориентациям, имеется тенденция к частотным различиям между испытуемыми трех групп (таб. 2). Вероятно, при количественном увеличении выборки эта тенденция может перейти в значимые различия.

На основе анализа ценностных ориентаций трех групп испы­туемых, мы установили, что у подростков, не совершавших противо­правных деяний, в сравнении с несовершеннолетними правонаруши­телями и группой риска, доминируют следующие терминальные ценностные ориентации (ценности-цели): развлечения, общественное признание, красота природы и искусства, продуктивная жизнь, жизненная мудрость, наличие хороших и верных друзей, любовь. В данном случае мы не можем выделить определенную закономерность группирования, так как здесь в равной степени присутствуют конкретные и абстрактные, а также ценности профессиональной самореализации и личной жизни. В связи с этим, мы предполагаем, что у подростков, не совершавших преступлений, недостаточно сформирована система терминальных ценностей, или они были неискренни в своих ответах.

Таблица 2.

Средние значения параметров методики М. Рокича по диагностике ценностных ориентаций личности

Ценностные ориентации

Значение по группе не совершавших ООД

Значение по группе риска

Значение по группе совершавших ООД

Терминальные ценности

1. Активная деятельная жизнь

6,07 ± 5,2

8,1 ± 4,5

6,7 ± 5,0

2. Жизненная мудрость

9,0 ± 5,4

7,1 ± 4,7

8,3 ± 5,5

3. Здоровье

4,1 ± 4,4

6,1 ± 4,8

4,4 ± 4,7

4. Интересная работа

7,0 ± 4,0

8,5 ± 4,7

7,7 ± 4,9

5. Красота природы и искусства

11,8 ± 4,7

10,3 ± 5,0

10,8 ± 5,7

6. Любовь

7,5 ± 5,5

5,6 ± 3,9

6,3 ± 4,3

7. Материально обеспеченная жизнь

8,3 ± 4,2

7,9 ± 5,8

8,7 ± 5,7

8. Наличие хороших друзей

8,3 ± 4,8

6,1 ± 4,5

7,0 ± 4,1

9. Общественное признание

12,0±4,1

9,8±4,4

10,9±4,2

10. Познание

9,7±4,1

11,5±3,8

9,5±4,4

11. Продуктивная жизнь

11,1±4,5

10,5±4,5

9,9±4,2

12. Развитие

9,9±3,9

10,5±5,1

10,4±4,0

13. Развлечения

12,4±4,0

11,9±4,8

11,1±4,1

14. Свобода

10,1±4,7

10,3±5,4

10,7±5,3

15. Счастливая семейная жизнь

8,9±5,5

9,3±5,6

10,7±4,7

16. Счастье других

12,7±4,5

12,7±4,2

13,7±3,6

17. Творчество

12,4±5,1

13,6±4,1

13,5±4,0

18. Уверенность в себе

9,3±5,1

10,0±4,5

10,6±4,8

Инструментальные ценности

1. Аккуратность

7,8±5,9

6,3±6,0

4,9±4,1

2. Воспитанность

4,9±4,5

5,3±5,3

4,9±4,5

3. Высокие запросы

12,2±6,1

11,9±4,9

9,6±5,5

4. Жизнерадостность

6,7±5,6

6,5±5,5

5,8±4,2

5. Исполнительность

8,9±4,2

9,5±4,5

10,8±4,2

6. Независимость

9,1±5,1

9,2±4,4

9,1±5,6

7. Непримиримость к недостаткам

12,5±4,4

10,8±5,4

12,0±5,1

8. Образованность

8,1±4,4

9,2±4,5

7,7±5,0

9. Ответственность

10,4±4,5

9,8±4,9

9,7±3,3

10. Рационализм

8,9±3,8

9,3±5,0

9,5±5,0

11. Самоконтроль

6,6±4,8

9,6±4,7

10,1±4,7

12. Смелость в отстаивании своего мнения

9,8±4,8

10,5±4,5

10,7±4,6

13. Твердая воля

12,4±4,3

9,8±4,3

10,2±4,1

14. Терпимость

10,6±4,8

11,3±4,1

11,7±4,5

15. Широта взглядов

11,6±3,8

12,0±4,4

12,2±4,8

16. Честность

8,7±4,5

9,2±5,7

10,8±5,3

17. Эффективность в делах

11,8±4,7

10,9±5,0

10,6±5,2

18. Чуткость

9,4±5,1

10,2±6,5

9,7±5,1

 

Среди инструментальных ценностных ориентаций (ценности-средства) для данной группы подростков важны: непримиримость к недостаткам других, твердая воля, жизнерадостность, эффективность в делах, ответственность, аккуратность и высокие притязания – их можно сгруппировать как ценности самоутверждения.

У испытуемых группы риска преобладают такие терминальные ценности, как: познание, развитие, свобода, активная деятельная жизнь, здоровье, интересная работа и творчество. Группировка полу­ченных результатов показывает, что у несовершеннолетних преоб­ладают ценности профессиональной самореализации. Доминирующие инструментальные ценности: воспитанность, чуткость, независимость, образованность – в большинстве своем принадлежат к сфере общения несовершеннолетних.

При изучении ценностных ориентаций подростков с противо­правным поведением, мы установили, что у них, в отличие от других испытуемых, доминируют: материально обеспеченная жизнь, счастье других, счастливая семейная жизнь, уверенность в себе. Так как данные ценностные ориентации не группируемы (относятся к числу конкретных и абстрактных), мы можем сделать вывод, что несовершеннолетние правонарушители имеют недостаточно сформи­рованную систему терминальных ценностей. Среди инструментальных ценностей выделяются: честность, терпимость, широта взглядов, смелость в отстаивании своего мнения, рационализм, самоконтроль, исполнительность – в основном, они относятся к группе ценностей принятия других людей.

Так как ценностные ориентации непосредственно влияют на мотивацию личности и поведения человека, мы можем предположить, что испытуемые, не совершавшие общественно опасных деяний, имеют скрытую мотивацию социального статуса с целью самоутверждения. Подростки группы риска, возможно, стремятся к самореализации за счет профессиональной деятельности, а также имеют мотивацию к общению. У несовершеннолетних правонару­шителей, по нашему мнению, несмотря на их внешний оппозиционный и враждебный настрой к окружающим, существует скрытая потребность быть принятыми в социуме, поэтому они проецируют свои ценности на то отношение, которое хотят получить к себе.

Выводы:

1. Статистически значимые различия выявлены между изучаемыми группами по двум инструментальным ценностям – самоконтроль и твердая воля. Подростки группы риска, в отличие от несовершеннолетних, совершивших правонарушения, характери­зуются более низким уровнем твердой воли, в тоже время самокон­троль у представителей этих двух групп имеет схожий высокий уровень (что их отличает от группы, не совершавших преступлений).

2. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения коррекционных мероприятий с несовершеннолетними, совершавшими правонарушения, а также с подростками группы риска.

 

Список литературы:
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности [текст] / В.Г. Асеев. – М.: Мысль, 1976. – 158 с.
2. Васильева З.И. Гуманистические ценности образования и воспитания  (90-е гг. ХХ в. Россия). – СПб., 2003. – 336 с.
3. Митичева Е.В., Ганичева И.А. Особенности изучения ценностных ориен-таций девиантных подростков // Профилактическая и коррекционная работа с детьми «группы риска»: опыт, проблемы и перспективы: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием (9-10 декабря 2015 г.) / Под ред. Т.Т.Щелиной, Т.В.Калининой; – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016. – 407 с.
4. Шалова С.Ю. Профессиональные ценности в системе ценностных ориен-таций студентов педвуза//Интернет-журнал «Науковедение». №3 (16). – М., 2013 – Идентификационный номер: 48ПВН313. – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik48ПВН313.pdf, (дата обращения: 10.05.2016)
5. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. - 1994. - №1. - С. 35-52