Статья:

Влияние телевидения на эмоции и поведение ребенка

Конференция: V Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Социальная психология

Выходные данные
Лазарева О.О. Влияние телевидения на эмоции и поведение ребенка // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам V междунар. науч.-практ. конф. — № 3(5). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 75-91.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние телевидения на эмоции и поведение ребенка

Лазарева Ольга Олеговна
педагог-психолог ГБДОУ № 111, РФ, Севастополь

 

Influence of television on child's emotions and behaviour

Olga Lazareva

educational psychologist in GBDOU №111, Russia, Sevastopol

 

Аннотация. В статье освещается влияние просмотра телепередач, мультипликационных и кинофильмов на развитие детей дошкольного возраста, даются рекомендации о том как может быть снижено это влияние на детей.

Abstract. This article describes about influence of telecasts, animation and movies viewing on children's of preschool age progress, gives recommendations of that are made as this influence on children can be reduced.

 

Ключевые слова: средства массовой информации; телевидение; мультфильмы; дети; развитие ребёнка; изменение поведения; сознание.

Keywords: mass media; TV; animation; children; child progress; behavior change; consciousness.

 

Постановка проблемы.

Средства массовой информации становится основным способом формирования общественного сознания, расширения экономических, политических и культурных идей. СМИ сегодня являются не только проводником общественно значимой информации, а таким образом сами детерминируют пути и формы социальной коммуникации. В своей деятельности они полностью способны использовать очень важный ресурс – высокий уровень общественного доверия. СМИ имеют возможность влиять не только на отдельных индивидов, но и на социальные группы или на общество в целом. [3]

Актуальность данного исследования состоит в том, что просмотр телевизионных передач, рекламы, мультипликационных фильмов в количествах, превышающих нормы, заполненных сценами насилия, негативно влияют на эмоциональный фон и поведение ребенка.

В настоящее время процесс общения между родителем и ребенком усложнен ввиду того, что телевидение занимает свободное для общения время, делая детей зависимыми. [5]. Поэтому любая другая теория доказывающая, что увлеченность телевидением якобы может однозначно выводиться из какой-нибудь одной причины и, что эта увлеченность устраняется простым педагогическим вмешательством или запретом, ошибочна. Фильмы (мультфильмы) со сценами насилия оказывают временное влияние на представление детей об окружающих. Многие дети убеждены что, увидев агрессию на экране, их сверстники способны действовать агрессивно в конфликтной ситуации.

Воздействие средств массовой информации на жизнь семьи возрастает из-за сильной занятости родителей и нежелания отслеживать качество информации, что приводит к ослаблению методов в воспитании детей. СМИ влияют на общее состояние ребенка, а именно, - снижение физической и социальной активности, проявление неосознанных страхов, связанных, например, с просмотром художественного фильма; развитие сомнительных ценностей; умение справляться с проблемами в одиночку; способности к творческим достижениям.

Изучение негативного воздействия телевидения на детей и подростков началось вместе с возникновением кинематографа. Актуальность проблемы возросла в последние десятилетия ХХ века в связи с демонстрируемым экранным насилием, влияющим на когнитивную и личностную сферу ребенка, о чем свидетельствуют многочисленные эмпирические исследования.

В историю социально-психологических исследований проблемы внесли свой вклад зарубежные, преимущественно американские исследователи. Начало научному осмыслению воздействия демонстрации насилия было положено У. Шортом. [2]. В 1928 году он создал авторитетную исследовательскую группу из психологов, педагогов и социологов, которая на протяжении четырех лет (1929-1933) разрабатывала эту проблему. Итогом их работы стал вывод: на поведение и ценностные ориентации детей и подростков кино оказывает сугубо отрицательный эффект.

В возрасте от полутора до трех лет дети чрезвычайно быстро овладевают речью благодаря психологической включенности в общение со взрослыми. Удовольствие, которое получает ребенок от слушания, побуждает его всякий раз приближаться к общающимся взрослым и настораживать свой слух. В то же время ребенок в этом возрасте активизирует свое речевое общение, постоянно обращаясь к взрослому: задает ему вопросы, пытается понять ответы [5]. Родители, которые полностью предоставляют ребенка телевизору, могут не заметить его пагубного влияния, что может сказаться на задержке в развитии. Проведенные Британскими учеными исследования с детьми в возрасте от двух до пяти лет показали прямую связь между приобщением ребенка в телевизору и ухудшением коммуникативных способностей. Односторонность контакта с телевизором, когда он с малышом «разговаривает», не останавливаясь и не отвечая на возникающие в ходе просмотра вопросы, приводит к тому, что ребенку трудно общаться со сверстниками и взрослыми, он позже начинает говорить и строить из слов предложения [2].

Достижения современного телевидения в виде спецэффектов, форм и способов привлечения зрителя приводит к тому, что у ребёнка чрезмерный просмотр телепередач может привести к переутомлению и перевозбуждению: он становится вялым, капризным и раздражительным. Овладение новыми действиями восприятия обнаруживается в том, что ребенок, выполняя предметные действия, переходит к зрительной ориентировке. Около двух лет основанием для выделения предметов становятся многие существенные и несущественные признаки: зрительные, слуховые, осязательные. Если ребёнок просиживает несколько часов перед экраном, он устает и при этом энергия не растрачивается естественным путем, она перерастает в неудовлетворённость, раздражение, агрессию. Тем более, если от рождения до года окончательно формируется зрение: повышается его острота, координация движения глаз, цветовосприятие, зрачки учатся адаптироваться к изменениям освещения, в этот период лишние нагрузки на глаза нежелательны. Зрительные действия, прежде всего, направлены на такие свойства предметов, как форма и величина. Цвет в этот период не имеет никакого значения для узнавания предметов вообще и не является признаком, характеризующим предмет, а так же не учитывается при его восприятии. Поэтому телевизор для ребёнка на данном этапе – яркое пятно, движущаяся картинка со звуком, занимающие всё внимание [4].

К концу раннего возраста складывается мыслительная деятельность. Основную роль в совершенствовании всех этих способностей в раннем возрасте играет восприятие. От него зависит улучшение памяти, речи, мышления и движений. Само восприятие под влиянием этих функций также развивается. Хронологически начало формирования у детей наглядно-образного мышления приурочено к концу раннего возраста и по времени обычно совпадает с двумя событиями: становлением элементарного самопознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции. Сопровождается все это достаточно развитым воображением ребёнка [5]. Когда источником информации становится телевизор, то ребёнок получает уже готовые образы. В связи с тем, что ребёнок обычно воспроизводит действия и ситуации, заимствованные от взрослых, не строя собственного замысла, воображение в этот период работает скорее как механизм, а не как активная деятельность. Поэтому просмотр телепередач со всем звуковым и цветовым многообразием может помешать проявиться фантазиям и творчеству ребёнка [4].

Во время просмотра телевизора малышу не совсем ясны сюжетные перипетии, но основную мысль он усвоит и идентифицирует себя с происходящим на экране. Самыми вредными для психики ребенка являются не выпуски новостей и даже не боевики с кровью и драками, а популярные фильмы-катастрофы: цивилизация гибнет, на улицах города появляются чудовища, Земля подвергается нападению инопланетян. Такие ужасы вселенского масштаба способны вызвать у ребёнка различного рода страхи, ночные кошмары и быть причиной его нервозности и агрессивности. Также не следует позволять ребёнку просматривать фильмы ужасов, поскольку, в отличие от взрослых, малыши еще не умеют четко отличать выдумку от реальности, а особенно в напряженные моменты забывают, что все показанное на экране в действительности не существует. [7]. Со временем ребёнок не будет ограничиваться пассивным просмотром – обязательно последуют громкие комментарии и предупреждающие героев о грозящей опасности крики. Чтобы предупредить столь бурную реакцию, можно разнообразить репертуар домашнего видеосалона музыкальными мультфильмами.

В связи с актуальностью назревшей проблемы, на протяжении 2004-2005, 2005-2006 учебных годов в специализированном дошкольном учебном заведении комбинированного типа № 24 г. Ялты проведено экспериментальное исследование, посвященное изучению отрицательного эмоционального фона и поведения детей в ходе просмотра мультфильмов. В исследовании приняло участие 56 дошкольников 5-6-летнего возраста.

Цель исследования: Анализ влияния телевизионных передач (мультфильмов) на эмоциональный фон и поведение ребёнка старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: Психологические особенности эмоциональной сферы и поведения ребёнка старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: Социально-психологические факторы (телевизионные передачи/мультфильмы), определяющие психологические особенности поведения и эмоциональную сферу ребёнка.

     Задачи:

1. Изучить роль телевидения как социального фактора, определяющего развитие личности старшего дошкольника.

2. Экспериментально определить особенности эмоциональной сферы и поведения детей старшего дошкольного возраста в связи с просмотром мультфильмов.

Методы исследования: психологическая диагностика, с помощью методик: рисуночная фрустрационная методика Розенцвейга и Детский Апперцептивный Тест (САТ), эксперимент, наблюдение, беседа, социально-психологическая экспертиза. Обработку данных проводился с помощью стандартных методов вариационной статистики программы STATISTICA 6,0, применялись критерии Вилкоксона, Х2-Пирсона.

Практическая новизна работы: разработка и апробирование коррекционной программы для детей с отрицательным эмоциональным фоном и деструктивным поведением.

После развивающих занятий детям демонстрировали мультипликационные фильмы. В ходе просмотра телевизора дети чаще задирались, огрызались, дрались.  Выявлено, что мультфильмы с отрицательным содержанием (драками, сценами насилия) способствовали снижению контроля за негативными поступками и проявлению негативных эмоций. Проявление сопереживания, сочувствия в эмоциональных проявлениях детей: снижение агрессивности, объяснение благородных поступков положительных героев возрастали (в отличии от ситуации показа мультфильма с отрицательным содержанием). Статистическая обработка представлена в таблицах №№ 1-8. После исследования с детьми с агрессивным поведением проведена коррекционно-развивающая работа.

 

Рисунок 1. Схема пошагового проведения эксперимента

 

Таблица 1  

Изменение невербальных реакций у группы 1 при 1-м и 2-м просмотре

 

Эмоциональные реакции

1 просмотр (агрессивный м/ф со сценами насилия)

2 просмотр (доброжелательный м/ф)

Удивление

73

59

Испуг

6

0*

Неадекватность

0

12**

Радость (смех, улыбки)

86

88

Копирование героя

33

41

Замкнутость

13

12

Агрессия

40

35

Пассивность

0

0

Внимание произвольное;

27

47**

Внимание  непроизвольное

73

53**

Сочувствие, сопереживание

0

59***

Анализ данных показал, что различия достоверны по критерию Хи-квадрат. При первом просмотре агрессивного мультфильма наблюдались следующие эмоции: испуг, радость, агрессия, сочувствие и сопереживание отсутствовали; внимание непроизвольное (73).

 

Как видно из рисунка 2 - при втором просмотре испуга не наблюдалось вовсе (6/0*), внимание приобрело большую произвольность (27/47**), проявились сочувствие к переживаниям героя (0/59***),  неадекватность (0/12**).

 

 

Различия достоверны по критерию Хи-квадрат. Представлены средние значения.

1 – Удивление; 2 – испуг; 3 – неадекватность; 4 – радость; 5 – копирование героя; 6 – замкнутость; 7 – агрессия; 8 – пассивность; 9 – произвольное внимание; 10 – непроизвольное внимание; 11 – сочувствие, сопереживание.

Рисунок 2 - Различия между комплексами невербального поведения у детей  группы 1 после 1 и 2 просмотра.

 

Далее следовало сравнение невербальных реакций у детей 2 группы при 1-м (агрессивный м/ф) и 2-м просмотре (доброжелательный м/ф). Представлены средние значения в таблице 2.

 

Таблица 2

Изменение невербальных реакций у 2 группы при 1-м и 2-м просмотре.

 

Эмоциональные реакции

1 просмотр (агрессивный м/ф со сценами насилия)

2 просмотр (доброжелательный м/ф)

Удивление

8

75***

Испуг

33

58***

Неадекватность

0

17***

Радость (смех, улыбки)

89

100**

Копирование героя

56

75**

Замкнутость

0

17***

Агрессия

44

50

Пассивность

0

0

Внимание произвольное;

33

0***

Внимание  непроизвольное

67

100***

Сочувствие, сопереживание

22

25

Различия достоверны по критерию Хи-квадрат. Невербальные реакции, такие как испуг (33/58***), неадекватность (0/17***), копирование героя (56/75**), замкнутость (0/17***), непроизвольное внимание (67/100***) увеличились при втором просмотре доброжелательного мультфильма («Русалочка» американский м/ф), что показано на рисунке 3.

 

 

Различия достоверны по критерию Хи-квадрат. Представлены средние значения.

1 – Удивление; 2 – испуг; 3 – неадекватность; 4 – радость; 5 – копирование героя; 6 – замкнутость; 7 – агрессия; 8 – пассивность; 9 – произвольное внимание; 10 – непроизвольное внимание; 11 – сочувствие, сопереживание.

Рисунок 3 - Различия между комплексами невербального поведения у детей группы 2 после 1 и 2 просмотра.

 

В течение всего эксперимента у испытуемых наблюдаются достоверные различия в изменении невербальных реакций. Доказано, что после показа негативных мультфильмов со сценами насилия у детей наблюдается отрицательный эмоциональный фон. Вычисление данных по критерию Х2 показало, что доброжелательные мультфильмы благоприятно воздействуют на эмоциональный фон и поведение детей  группы 1: испуг (6/0*), неадекватность (0/12*), произвольное внимание (27/47**), непроизвольное внимание (73/53**), сочувствие, сопереживание (0/59***).                 

В группе 2 первый просмотр оказал меньшее влияние, чем показ позитивного мультфильма: удивление (8/75***), испуг (33/58***), неадекватность (0/17***), копирование героя (56/75**), замкнутость (0/17***), непроизвольное внимание (67/100***).

Анализ проведения методик до и после проведения эксперимента показал следующее. После эксперимента снова проведена методика Розенцвейга с детьми группы 1. Для достоверности различий применен критерий Х2-Пирсона в направленности реакций. В таблице 3 представлены средние значения и стандартные ошибки среднего.

Таблица 3

Различия направленности реакций по Розенцвейгу до и после эксперимента в 1 группе. Различия достоверны по критерию Хи-квадрат.

Направленность реакции

До эксперимента

X± Sx

После эксперимента

X± Sx

P

Экстрапутитивная

31,00±5,15

36,86±4,46*

0,016

Интропунитивная

45,79±4,93

46,07±4,27

0,546

Импунитивная

23,21±2,87

17,07±2,81*

0,043

 

Исходя из таблицы видно, что существует достоверность различия по критерию Хи-квадрат: уровень агрессии возрос после проведения эксперимента по экстрапунитивному типу реакций (р=0,016) – реакция агрессии и обвинения – направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации и подчеркивается ее степень, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица; импунитивной (р=0,043) - обвинение окружающих или самого себя отсутствует.

В таблице 4 представлены средние значения и стандартные ошибки среднего различия типов реакций по Розенцвейгу до и после проведения эксперимента в группе 1.

Таблица 4  

Различия типов реакций по методике Розенцвейга до и после эксперимента в 1 группе. Различия достоверны по критерию Хи-квадрат.

 

Тип реакции

До эксперимента

X± Sx

После эксперимента

X± Sx

P

Препятственно-доминантная

20,00±3,47

23,29±4,36

0,343

Самозащитная

45,79±4,81

44,86±5,70

1,000

Потребностно-настойчивая

34,21±4,35

31,86±5,00

1,000

Исходя из таблицы видно, что до и после эксперимента преобладает самозащитный  тип реакций. Существенных  различий в типах реакций у детей не обнаружено.

 

Далее стояла задача статистически выяснить различия направленности реакций по методике Розенцвейга в группе 2 до эксперимента и после его проведения. В таблице 5 представлены средние значения и стандартные ошибки среднего.

Таблица 5

Различия направленности реакций по Розенцвейгу до и после проведения эксперимента во 2 группе. Различия достоверны по критерию Хи-квадрат.

 

Направленность реакции

До эксперимента

X± Sx

После эксперимента

X± Sx

P

Экстрапутитивная

26,42±4,89

34,75±5,11

0,114

Интропунитивная

57,25±4,62

53,75±4,60

1,000

Импунитивная

16,33±4,67

11,00±4,00*

0,027

Анализ данных показал, что до эксперимента в данной группе преобладала интропунитивная направленность реакций, которая направлена на самого себя с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации. Но после эксперимента прежнюю направленность заменила импунитивная реакция (р=0,027). В данном случае фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто неизбежное или незначительное, преодолимое со временем; обвинение  окружающих или самого себя отсутствует.

 

Различия же типов реакций по методике Розенцвейга во 2 группе до эксперимента и до коррекции имеют следующие показатели. В таблице 6 представлены средние значения и стандартные ошибки среднего.

Таблица 6  

Различия типов реакций по Розенцвейгу до и после эксперимента в группе 2. Различия достоверны по критерию Хи-квадрат.

 

Тип реакции

До эксперимента

X± Sx

После эксперимента

X± Sx

p

Препятственно-доминантная

14,08±3,46

21,25±3,84*

0,016

Самозащитная

30,67±5,18

35,00±5,68

0,773

Потребностно–настойчивая

55,25±5,38

43,75±5,90*

0,027

Исходя из таблицы видно, что в группе 2 до и после проведения эксперимента имеются  достоверные различия. Преобладают следующие типы реакций: препятственно-доминантный (р=0,016) и потребностно-настойчивый (р=0,027). Таким образом, уровень агрессивности повысился, в связи с появлением препятственно-доминантного типа реакций, вызывающего фрустрацию, которая всячески акцентируется независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные.

 

Различия направленностей и типов реакций у группы 2 отражены в рисунке 4.

 

Различия достоверны по критерию Хи-квадрат. Представлены средние значения и стандартные ошибки среднего.

1 – Экстрапунитивная направленность; 2 – интропунитивная направленность; 3 – импунитивная направленность; 4 – портебностно-доминантный тип реакции; 5 – самозащитный тип реакции; 6 – потребностно-настойчивый тип реакции.

Рисунок 4 - Различия направленностей и типов реакций (выраженные в процентах) при проведении методики Розенцвейга у детей  группы 2 до эксперимента и до коррекции.

 

Далее следовало изменение шкал САТ у испытуемых 1 группы до и после эксперимента. Представлены средние значения и стандартные ошибки среднего в таблице 7.

Таблица 7

Изменение шкал САТ у испытуемых  группы 1 до и после эксперимента. Различия достоверны по критерию Хи-квадрат.

 

Эмоциональные реакции

До эксперимента

После эксперимента

Фрустрация

36

36

Проблема идентификации со значимыми другими

43

57

Защита от агрессии

7

7

Конфликтность

7

7

Страх  темноты

71

86*

Соперничество

29

29**

Страх перед агрессией

43

64***

Агрессивность 

14

50*

Одиночество, оставленность

71

86

Страх наказания

43

43

Различия достоверны по критерию Х2.  До и после эксперимента в 1 группе выявлены следующие показатели: страх темноты (71/86*), соперничество (29/29**), агрессивность (14/50*).

Изменение шкал по методике САТ у испытуемых группы 2 до эксперимента и после достоверно различны. В таблице 8 представлены средние значения и стандартные ошибки среднего.

Таблица 8

Изменение шкал САТ у испытуемых группы 2 до и после эксперимента. Различия достоверны по критерию Хи-квадрат

 

Эмоциональные реакции

До эксперимента

После эксперимента

Фрустрация

8

17

Проблема идентификации со значимыми другими

25

50***

Защита от агрессии

8

58***

Конфликтность

17

17

Страх  темноты

42

50

Соперничество

58

58

Страх перед агрессией

42

58*

Агрессивность 

0

33***

Одиночество, оставленность

42

50

Страх наказания

58

67

Из таблицы видно, что после проведения эксперимента во 2 группе выявлены достоверные различия. На рисунке 5 показано, что возросли такие показатели как проблема идентификации со значимыми другими (25/50***), защита от агрессии (8/58***), агрессивность (0/33***).

 

Различия достоверны по критерию Хи-квадрат. Представлены средние значения и стандартные ошибки среднего.

1 – шкала фрустрации; 2 - проблема идентификации со значимыми другими; 3 - защита от агрессии; 4 – конфликтность; 5 - страх  темноты; 6 – соперничество; 7 - страх перед агрессией; 8 – агрессивность; 9 - одиночество, оставленность; 10 - страх наказания.

Рисунок 5 - САТ до начала эксперимента и до коррекции у детей группы 2  (в процентах).

 

Выявлено, что существует разница в проявлении эмоций у детей до и после проведения эксперимента.  

В группе 1 различия достоверны по критерию Х2 в экстрапунитивной (р=0,016) и импунитивной (р=0,043) направленности реакций. По типу реакций различий нет.

По данным группы 2  различия достоверны только в импунитивной направленности реакций (р=0,027), но в сравнении с группой 1 по типам реакций дети группы 2 выбрали препятственно-доминантный (р=0,016) и потребностно-настойчивый (р=0,027).

Таким образом, после демонстрации агрессивного мультфильма со сценами насилия видно, что в группах произошел рост уровня агрессивности, и значительные негативные изменения шкал САТ. Однако в группе 1 после доброжелательного мультика данные изменились в положительную сторону.

Негативные факторы воздействия просмотра телевизора.

В случае отсутствия контроля родителей за содержанием и временем просмотра кинопродукции, телевидение негативно отразится на развитии ребенка, а также будет наблюдаться [9]:

1.  Снижение физической, интеллектуальной и социальной активности. Когда ребёнок смотрит телевизор, он теряет интерес к другим видам деятельности.

2.  Агрессивность поведения: жестокость, агрессивность телегероев повышает агрессивность ребёнка в жизни.

3.  Возникновение страхов: детскому сознанию свойственно все воспринимать буквально. Экран обладает той же силой, что и реальные события. Даже если ребёнок не боится «страшных» героев или истории в процессе телепросмотра, он может вспомнить увиденное потом, испугаться во сне. Дети начинают понимать разницу  между реальностью и вымыслом только в школьном возрасте.

4.  Снижение значимости социальных ценностей. Немногие передачи пропагандируют терпимость, умение делиться, доброту и честность.

5.  Неумение справляться с проблемами. Ребенок, полностью предоставленный телевизору, впоследствии труднее принимает решение, ему нелегко справляться с трудностями.

6.  Задержка интеллектуального развития и социальной адаптации.

7. Слабое развитие воображения и творческих способностей. Визуальная информация проще для восприятия, и, за редкими исключениями, она оставляет мало места для размышлений и творческих идей.

8.  Ослабление связей с семьёй и внешним миром.

         Положительные факторы телевидения.

Есть и другой аспект влияния телевидения на жизнь детей, требующий контроля и регулирования. Важным является фактор просмотра телепередач детьми совместно с родителями. В этом случае телевидение становится прекрасным методическим подспорьем в обучении, а также поводом для дискуссий по разным вопросам, однако, при условии правильного использования всего материала передачи [8].

Эффект, оказываемый телевизором на ребёнка, может быть уменьшен с помощью тщательного регулирования просмотра  передач.

Рекомендации:

1.  Установить границы. До 18 месяцев дети вообще могут обходиться без телевизора. С 18 месяцев полчаса в день – более чем достаточно, начиная с 2-х лет – не более часа.

2.  Соблюдать ограничения. Планировка деятельности ребёнка после просмотра передачи.

3.  Правильная планировка времени.

4.  Совместный просмотр телевидения дает возможность корректировать просматриваемое, объяснять моральные поступки героев.

5.  Творческий подход может выразиться в пересказе, увиденного ребёнком или в изображении рисунков  на просмотренные темы.

6.  Не использовать телевизор в качестве вознаграждения или наказания.

7.  Не использовать включённый телевизор как фон или средство расслабления в присутствии ребёнка.

8. Активно противодействовать негативной информации с телеэкрана. Внушение положительных ценностей посредством объяснения отрицательных поступков героев, увиденных ребенком по телевизору [8].

ВЫВОДЫ:

1. При изучении роли телевидения в организации личности старшего дошкольника установлено следующее: доброжелательные фильмы, передачи о природе, активно воздействуя на психические процессы, слуховые, зрительные и кинестетические анализаторы, повышают эмпатию и интеллектуальный уровень детей, что делает телевидение активным методическим подспорьем.  

2. Установлена связь между возникновением агрессии у детей старшего дошкольного возраста и просмотром телепередач. В случае отсутствия контроля родителей за содержанием и объемом просмотра телепродукции, телевидение может оказать негативное воздействие на поведение и ценностные ориентации детей. При длительных просмотрах, превышающих часовую норму, может снизиться острота зрения, физическая подвижность ребенка, появиться раздражительность и неадекватная реакция, отражающаяся на окружающих.  

3. Впечатление, оставленное агрессивной сценой, оформляется в виде «сценария», откладывается в памяти и деформирует поведение ребенка. Этот эффект усиливается если агрессивные сцены следуют друг за другом.  

4. Телевидение оказывает непосредственное влияние на когнитивную и личностную сферу ребёнка. Длительность просмотра фильмов и телепередач со сценами насилия является фактором, влияющим на склонность к агрессии, снижение физической и интеллектуальной активности, возникновение страхов, социальную дезадаптацию. Правильная планировка времени позитивно отражаются на воспитании ребёнка, суггестируя положительные ценности.

 

Список литературы: 
1. Аронсон, Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. – М., 1998. – 450  с.
2. Допира, А.И. Воздействие экранного насилия на подрастающее поколение. История социально-психологических исследований // Ж. Практична психологія та соціальна робота. – Киев: – 2000. - № 8. – С. 7-8.; - 2001. - № 1. – С. 28-30. 
3. Здіорук, С.І. Психологічне обґрунтування використання ЗМІ та різних видів рекламної продукції з метою профілактики нарко-, токсикоманії та алкоголізму. /Здіорук, С.І. // Ж. Практична психологія та соціальна робота. – Киев: – 2004. - № 10. – С. 6-9.
4. Малыш и телевизор // Ж. Мой ребенок. Издательство ДП «Бурда-Украина». – Киев: - 2003. - № 1. – С. 68-69.
5. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.:Изд. центр Академия, 2002. – 456 с.
6. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.
7. Осадько, О., Смольнікова, С. Пам`ятки щодо подолання дитячих проблем./ Осадько, О., Смольнікова, С. // Г. Психолог. – Київ: - 2004. - № 35 (131). С. 25-28.
8. Хрестоматия. Психология семейных отношений. Подросток и семья. Учебное пособие по детской и возрастной психологии для факультетов психологии, педагогики и социальной работы./ Д.Я. Райгородский / Ред.-составитель Д.Я. Райгородский. – Самара.: Изд. дом БАХРАХ-М. 2002. – 656 с.
9. Федоренко, Н. /Федоренко Р.// Календарь матери и ребенка. – Киев: -2003. – б/н. – С. 18.