Статья:

Соотношение адаптации и уровня учебной мотивации младших школьников

Конференция: XXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Слесарюк К.Л. Соотношение адаптации и уровня учебной мотивации младших школьников // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(25). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 124-132.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Соотношение адаптации и уровня учебной мотивации младших школьников

Слесарюк Корней Леонтьевич
студент, Омский государственный педагогический университет, РФ, г. Омск

 

THE CORRELATION OF ADAPTATION AND THE LEVEL OF EDUCATIONAL MOTIVATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

 

Korney Slesaryk

student, Omsk State Pedagogical University, psychological and pedagogical faculty, Russia, Omsk

 

Аннотация. Дается определение школьной адаптации и учебной мотивации. Описываются факторы, к которым ребенку необходимо адаптироваться в начальный период обучения, говорится об особен­ностях учебной мотивации младших школьников. Приводятся резуль­таты исследования уровня школьной адаптации и учебной мотивации 1/1 класса и этих же детей во 2/1 классе школы № 98 г. Омска. Приводится сравнительный анализ уровней адаптации к уровням учебной мотивации.

Abstraсt. The definition of school adaptation and educational motivation is given. The factors that the child needs to adapt to during the initial period of education are described, the peculiarities of the educational motivation of younger schoolchildren are discussed. The results of the study of the level of school adaptation and educational motivation of 1/1 class and the same children in grades 2/1, school # 98 in Omsk are presented. The comparative analysis of adaptation levels to the levels of educational motivation is given.

 

Ключевые слова: школьная адаптация; учебная мотивация; адаптация; учебная деятельность.

Keywords: school adaptation; educational motivation; adaptation; educational activity.

 

Адаптация – состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой. Способность живого организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды, внешних (внутренних) условий существования путем сохранения и поддерживания физического гомеостаза [12] (Краткий толковый психолого-психиатрический словарь под ред. Igisheva, 2008).

Школьная адаптация – процесс формирования механизма при­способления ребенка к требованиям и условиям обучения. Результатом может стать адекватный механизм, приводящий к адаптированности, обеспечивающей успешность последующей учебной деятельности. Или неадекватный механизм приспособления (нарушение учебы и поведения, конфликтные отношения, психогенные заболевания и реакции, повышенный уровень тревожности, искажения в личностном развитии), приводящий к дезадаптированности ребенка [13].

Мотивация учения – это частный вид мотивации деятельности человека. Мотивация деятельности человека включает в себя конкретные мотивы и сама, в свою очередь, входит в мотивационную сферу личности. В целом мотивация понимается как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека. В систему мотивации включены определенные иерархизированные структуры. Одной из таких структур является мотивация учения.

К основным структурным компонентам иерархизированной струк­туры мотивации деятельности относятся следующие: 1) удовольствие от самой деятельности; 2) результат деятельности, значимый для лич­ности; 3) мотивирующие вознаграждение за деятельность; 4) принуждаю­щие давление на личность (Додонов Б.И., 1978). Адаптацию изучали В.С. Мухина, И.П. Подласый, М.В. Ускова, В.Г. Каменская и другие. Учебную мотивацию – Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев и другие. А соотношение адаптации и учебной моти­вации почти не изучалось, но так как адаптация и учебная мотивация являются важными компонентами в освоении учебной деятельности, то они оказывают влияние не только друг на друга, но и на весь образовательный процесс. К началу школьного обучения у ребенка имеется социально обусловленное желание идти в школу. С приходом в школу у ребенка изменяется режим его существования, у него появляются определенные обязанности, социальная ответственность, которых раньше не было, что, в свою очередь, требует от него опре­деленных психофизиологических затрат. Первый период обучения связан с процессом школьной адаптации, ребенок должен адаптироваться к школьным условиям, чтобы иметь возможность нормально усваивать учебную программу и овладевать элементами учебной деятельности. Любая деятельность связана с мотивацией, и учебная деятельность не исключение. Учебная мотивация – это частный вид мотивации чело­веческой деятельности, она этой деятельностью обусловлена и в ней формируется. Есть ли какое-либо соотношение между школьной адаптацией и учебной мотивацией? Соотносятся ли высокие уровни адаптации с высокими уровнями учебной мотивации?

Вхождение ребенка в новый социальный статус «школьник» хотя и является для ребенка желаемым событием, в то же время становится для него стрессогенным. Во-первых, ребенок попадает в совершенно новые для себя условия: это новый коллектив, новые значимые взрослые, иной распорядок дня. Во-вторых, к ребенку предъявляются новые требования, которых прежде не было, и появляется совершенно новый аспект, посредством которого его оценивают не только другие, но и он сам (это учебная деятельность). В-третьих, ведущая деятельность становится учебной, игровая уходит на второй план. Конечно, ко всем этим условиям ребенку необходимо приспособиться, ведь они требуют от него абсолютно иных психофизических затрат, чем это было ранее.

Новая социальная ситуация с поступлением ребенка в школу ужесточает условия его жизни. От ребенка требуется организованная произвольность, это необходимый компонент для успешного выпол­нения учебной деятельности. Ребенку необходимо не только высидеть на уроке, но и в его процессе сосредотачивать свое внимание, концентри­роваться, запоминать, выполнять какие-либо письменные действия, и все это в определенные моменты урока, когда это необходимо. Эти условия просто не могут не отражаться как на психическом, так и на физическом здоровье ребенка.

Если в дошкольный период индивидуальные особенности ребенка не могли мешать его естественному развитию, потому что они учитывались его взрослым окружением, то с приходом в школу ситуация кардинально меняется. В школе ребенку необходимо выполнять опреде­ленные требования, связанные с определенным временным фактором, и обусловленные определенным результатом, который необходимо достичь. Происходит стандартизация условий жизни ребенка, в результате чего возрастает тревожность, утомляемость, гипервозбудимость и т. д. [9]. В целом адаптация длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. В некоторых случаях она может продолжаться и более длительное время. Тогда, возможно, мы можем говорить о так называемой школьной дезадаптированности (это довольно серьезный диагноз, который требует глубокого, деталь­ного рассмотрения, выявления причин и составления соответствующей программы по коррекции данного явления). В процессе школьной адап­тации родители отмечают у детей головные боли, снижение аппетита, плохой сон, усталость, раздражительность, врачи фиксируют появление шумов в сердце, нарушение нервно-психического здоровья и т. д.

Исходя из всего вышесказанного, необходимо отметить, что школьная адаптация – это действительно очень важный и сложный аспект в процессе становления учебной деятельности младшего школьника. Поэтому он обязательно должен носить контролируемый и управляемый характер, как со стороны педагога, так и со стороны родителей или лиц, их замещающих, чтобы помочь ребенку как можно скорее и более безболезненно преодолеть этот довольно сложный период в его жизни. Для этого педагогу необходимо постоянное взаимодействие в процессе учебной деятельности не только с роди­телями, но и со школьным психологом, если таковой имеется в учебном учреждении.

Только в том случае, когда индивид адаптировался к новым условиям, он способен адекватно эти условия использовать в процессе определенной деятельности.

В данном случае мы говорим об учебной деятельности младшего школьника, которая, в свою очередь, связана с мотивацией учения, являющейся одним из основных компонентов этой деятельности. В период младшего школьного детства учебная деятельность становится ведущей, в ней происходит не только развитие всех психических функций, но и формирование новых.

А так как учебная мотивация направлена на формирование и процесс оптимального протекания учебной деятельности, которая, в свою очередь, является ведущей, то она представляет собой важную составляющую в формировании личности младшего школьника в целом [8]. Однако на начальном этапе учебной деятельности младшего школьника познавательные мотивы еще не играют ведущую роль в структуре учебной мотивации. На этом этапе у младших школьников преобладают широкие социальные мотивы, непосредственно познава­тельные формируются на более позднем этапе школьного обучения. Но это абсолютно не значит, что педагогу не нужно их использовать, наоборот, учителю необходимо не только их поддерживать, но и по воз­можности усиливать их положительное влияние на личность ребенка.

Младший школьник очень доволен своим новым социальным статусом, ему нравятся новые атрибуты, которые связаны со статусом школьника, благодаря широким социальным мотивам у ребенка фор­мируется стойкое желание ходить в школу. Педагогу необходимо использовать эти мотивы, которыми пользуется ребенок на данном этапе, чтобы сформировать положительное отношение ко всему, что связано со школой в целом. На начальном этапе школьного обучения ребенок рассматривает учебную деятельность как особый вид игры (чаще всего). В этих условиях учитель выступает как организатор и руководитель этой игры и становится личностно значимым для ребенка.

Это очень хорошие условия для педагога для формирования у ребенка специфической учебной мотивации и управления этим про­цессом.

Учитель формирует общеэмоциональное отношение к учебной деятельности, в свою очередь, отношение к учебной деятельности является следствием осуществления самого процесса учебной деятель­ности, при наличии ранее названных мотивов.

Этот элемент учебной мотивации появляется тогда, когда у личности уже имеется опыт учебной деятельности, которая сопро­вождается эмоциональными переживаниями. Общее отношение к учению в качестве мотива действует по отношению к будущей учебной деятель­ности после получения опыта осуществления этой деятельности в определенных условиях. Если общее отношение к учебе положительное – учебная деятельность активизируется, если отрицательное – учебная деятельность тормозится. Теоретически можно предположить 0, но на практике не встречается [2], из чего мы видим, что учебная мотивация является значимым компонентом в успешном освоении учебной дея­тельности. Но в формировании учебной мотивации активную роль играет такой компонент, как положительно пережитый опыт учебной деятельности, а он, в свою очередь, не может осуществляться без положительного отношения к учебе и школе в целом, что, несомненно, формируется в процессе школьной адаптации.

Мною на базе школы № 98 было проведено исследование, целью которого было выявить, соотносятся ли высокие уровни школьной адаптации с высокими уровнями учебной мотивации. Исследование проводилось в 2014-15 и 2015-16 учебных годах. Выборку составили 26 первоклассников в 2014-15 уч. году и они же в 2015-16 уч. году.

Для исследования уровня школьной адаптации первоклассников были использованы методики: опросник «Показатели школьной адапта­ции младших школьников» и «Кружки». Уровень тревожности младших школьников изучался с помощью опросника «Школьная тревожность» и методики «Хорошее плохое» [3].

Для исследования уровня сформированности учебной мотивации была использована методика М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной моти­вации по итогам обучения в 1-м классе» [10].

В результате проведения исследования уровней школьной адап­тации в данном классе были выявлены следующие результаты (табл. 1, прил. 1):

  • 17 человек (65,4%) с высоким уровнем адаптации;
  • 9 человек (34,6%) со средним уровнем адаптации;
  • 0 человек с низким уровнем адаптации.

В результате проведения исследования уровней учебной мотивации в данном классе были выявлены следующие результаты (табл. 1):

  • 4 человека (15%) с очень высоким уровнем учебной мотивации;
  • 3 человек (12%) с высоким уровнем учебной мотивации;
  • 10 человек (38%) с нормальным уровнем учебной мотивации;
  • 8 человек (31%) со сниженным уровнем учебной мотивации;
  • 1 человек (4%) с низким уровнем учебной мотивации.

Высокий уровень школьной адаптации у всех, у кого он был, соотносится со следующими уровнями учебной мотивации:

  • 4 человека (23,5%) – очень высокий уровень сформированности учебной мотивации;
  • 2 человека (11,5%) – высокий уровень сформированности учеб­ной мотивации;
  • 10 человек (59%) – нормальный уровень сформированности учебной мотивации;
  • 1 человек (6%) – низкий уровень сформированности учебной мотивации.

Таким образом, мы видим, что высокий уровень школьной адаптации, соотносится с очень высоким, высоким, нормальным уровнем учебной мотивации, что составляет 94 % из всего количества детей, имеющих высокий уровень адаптации. И всего 6 % детей с высоким уровнем адаптации имеют низкий уровень учебной мотивации.

Средний уровень школьной адаптации у всех, у кого он был, соотносится со следующими уровнями учебной мотивации:

  • 8 человек (89%) – сниженный уровень сформированности учебной мотивации;
  • 1 человек (11%) – высокий уровень сформированности учебной мотивации.

Очень высокого и низкого уровня сформированности учебной мотивации при среднем уровне школьной адаптации не выявлено.

Таким образом, мы видим, что средний уровень школьной адап­тации у всех детей, его имеющих, соотносится на 89% со сниженным уровнем учебной мотивации и лишь на 11% с высоким уровнем мотивации.

Исходя из данных таблицы, мы видим, что В. Мирон, имея высокий уровень школьной адаптации, показывает низкий уровень учебной мотивации. Х. Данил при среднем уровне школьной адаптации пока­зывает наличие высокого уровня учебной мотивации. Отсюда мы можем предположить, что низкий уровень учебной мотивации, несмотря на сформировавшийся высокий уровень школьной адаптации у В. Мирона, мог возникнуть благодаря внешним причинам, например таким, как социальная ситуация развития этого ребенка (в семье). То есть если родители не заинтересованы в хорошей учебе своего ребенка. Также такая ситуация могла возникнуть и по вине педагога, если он предвзято относится к этому ребенку и занижает ему оценки, при этом постоянно делает ему замечания по поводу его поведения. Показатели уровней адаптации и мотивации Х. Данила могут говорить о том, что на момент исследования уровня школьной адаптации Данил еще не был хорошо адаптирован в силу ряда каких-либо причин, но затем он адап­тировался, благодаря чему и сформировался высокий уровень учебной мотивации.

Вывод. Исследование показало, что в данном классе высокие уровни школьной адаптации соотносятся в большей степени с высокими уровнями учебной мотивации. Так как у адаптированного ребенка школьная среда вызывает положительные эмоции, ему комфортно в этой среде, ребенок хочет в ней находиться и ему нравится все то, что с ней связано. И наоборот, если у ребенка низкий уровень адаптации, школьная среда не воспринимается им как достаточно комфортная, поэтому говорить о желании ребенка заниматься какой-либо деятель­ностью в этой среде достаточно сложно.

Приложение № 1.

Сравнительная таблица №1 показатели сформированности уровней учебной мотивации и школьной адаптации младших школьников

Фамилия, имя

Мотивация

Адаптация

1

Э. Анжелика.

Очень высокая

Высокая

2

Т. Виалетта.

Очень высокая

Высокая

3

Г. Алиса.

Очень высокая

Высокая

4

П. Иван.

Очень высокая

Высокая

5

Л. Софья.

Высокая

Высокая

6

Ч. Максим.

Высокая

Высокая

7

Л. Анастасия.

Нормальная

Высокая

8

К. Соня.

Нормальная

Высокая

9

П. Вика.

Нормальная

Высокая

10

Р. Полина.

Нормальная

Высокая

11

Р. Павел.

Нормальная

Высокая

12

С. Екатерина.

Нормальная

Высокая

13

С. Андрей.

Нормальная

Высокая

14

Д. Андрей.

Нормальная

Высокая

15

А. Вова

Нормальная

Высокая

16

В. Егор

Нормальная

Высокая

17

В. Мирон.

Низкая

Высокая

18

К. Егор.

Сниженная

Средняя

19

А. Артём.

Сниженная

Средняя

20

С. Евгений.

Сниженная

Средняя

21

С. Мария.

Сниженная

Средняя

22

В. Феликс.

Сниженная

Средняя

23

Х. Данил.

Высокая

Средняя

24

Х. Виктория.

Сниженная

Средняя

25

Н. Дарья.

Сниженная

Средняя

26

П. Егор.

Сниженная

Средняя

 

Список литературы:
1. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. – СПб.: Речь, 2006. – 458 с. 
2. Вишняков И.А. О структуре и развитии мотивации учения // Психологи-ческие и педагогические вопросы социального становления человека: Сборник научных статей преподавателей и сотрудников факультета психологии и педагогики ОмГПУ // Под ред. И.А. Вишнякова, С.А. Маврина. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009. – 258с. Стр. 153-166. 
3. Воднева Г.Д. Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодо-ление дезадаптации: методическое пособие. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. – 46 с.
4. Григорьева М.В. Структура мотивов учения младших школьников и её роль в процессе школьной адаптации // Начальная школа. – 2009. – № 1. С.8-9. 
5. Григорьева Е.В. Становление доминирующей мотивации и ценностных ориентаций у младших школьников с соматическими проблемами здоровья. // Психология и психотехника. – 2014. – № 6. С.108-126.
6. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – Минск.: Харвест, 1998.
7. Гуткина М.И. Психологическая готовность к школе: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 4-е издание, 2009. – 208 с. 
8. Кулагина И.Ю., Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 2. С. 102-109.
9. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2015. – 656 с.
10. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2016/02/13/metodika-izucheniya -uchebnoy-motivatsii-m-r-ginzburga (Дата обращения 02.11. 2017).
11. https://e-koncept.ru/2015/95507.htm (Дата обращения 02.11. 2017).
12. https://psychology.academic.ru/ (Дата обращения 02.11. 2017).
13. https://studfiles.net/preview/5576112/ (Дата обращения 02.11. 2017).