Статья:

Гендерные и возрастные различия в стереотипах маскулинности-феминности.

Конференция: XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Социальная психология

Выходные данные
Кряжевских О.В., Молчанова М.П. Гендерные и возрастные различия в стереотипах маскулинности-феминности. // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIX междунар. науч.-практ. конф. — № 6(19). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 104-109.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Гендерные и возрастные различия в стереотипах маскулинности-феминности.

Кряжевских Ольга Валерьевна
старший преподаватель Пермский государственный научно-исследовательский университет, РФ, г. Пермь
Молчанова Мария Павловна
студент, Пермский государственный научно-исследовательский университет, РФ, г. Пермь

 

Gender and age differences in masculinity-femininity stereotypes

 

Olga Kryazhevskih

Senior Lecturer Perm State Research University, Russian Federation, Perm

Maria Molchanova

Student, Perm State Research University, Russian Federation, Perm

 

Аннотация. В работе представлены результаты исследования содержания стереотипов мужественности-женственности у лиц юношеского, зрелого и пожилого возраста в зависимости от гендерной принадлежности методом личностного семантического дифференциала.

Abstract. The paper presents the results of a study of the content of stereotypes of masculinity and femininity in persons of adolescence, adulthood and the elderly, depending on gender identity, using the method of a personal semantic differential.

 

Keywords: masculinity; femininity; gender; personal semantic differential.

Ключевые слова: мужественность; женственность; гендер; личностный семантический дифференциал.

 

Состояние, в котором находится современное общество, характеризуется стремительной эволюцией в отношениях полов. Исследователи во всем мире отмечают все большие тенденции сближения или даже стирания таких различий, указывают на кризисы маскулинности, феминизацию мужчин, или наоборот активизацию геге­монной маскулинности, а также деформации традиционной гендерной и полоролевой идентичности современных женщин. В этих условиях все большую актуальность приобретают исследования, направленные на более углубленное изучение и понимание гендерных стереотипов.

Теоретико-методологической основой исследования послужили современные научные направления гендерологии, понятия о поле и гендере, гендерных стереотипах маскулинности и фемининности (Ш. Берн, С. Бем, Т.Б. Бендас, Д.В. Воронцов, Е.А. Здравомыслова, Е.П. Ильин, И.С. Клецина, Р. Коннелл, М. Киммель, И.С. Кон, О.Г. Лопухова, Т.Б. Рябова, С.А. Ушакин, Н.Ю. Флотская, С.А. Хасанова и др.); теория и методология психосемантических исследований (Ч. Осгуд, В.Ф. Петренко, Е.Ю. Артемьева, В.П. Серкин, И.Б. Бовина, В.К. Солондаев и др.). Теоретический анализ научной литературы показал следующее:

1. Существует недостаточное количество сравнительно-возрастных исследований о стереотипах маскулинности и фемининности. Наибольшее число публикаций касается молодого возраста, главным образом студенческой молодежи.

2. В обществе наиболее распространены традиционные представ­ления о мужественности и женственности, отражающие стереотипы «гегемонной маскулинности» и «утрированной женственности» (по Р. Коннелл).

3. Тенденция к эгалитарному типу проявлений маскулинности и фемининности свойственно, главным образом, молодому возрасту.

4. Отсутствует взгляд на различия в стереотипах мужественности- женственности с точки зрения гендерного типа в соответствии с систематикой С. Бем (маскулинный, фемининный, андрогинный, недифференцированный) у мужчин и женщин.

Таким образом, можно определить основную проблему данного исследования – недостаточная изученность гендерных и возрастных различий в восприятии стереотипов маскулинности – фемининности.

На основе анализа теоретических нами были выдвинуты следующие предположения:

1. Стереотипы маскулинности – фемининности, отраженные в представлениях о личностных качествах современного мужчины и современной женщины, имеют различия в зависимости от гендерного типа испытуемых.

2. Существуют различия в стереотипах маскулинности – фемининности у мужчин и женщин разных возрастных групп.

Методами нашего исследования стали: Опросник ориентации личности на гендерные роли С. Бем (вариант О.Г. Лопухиной), методика личностного семантического дифференциала Е.Ф. Бажина и А.М. Эткинда.

В исследовании приняли участие 140 чел. – 70 мужчин и 70 женщин, представителей трех возрастных групп: 1) молодой возраст (зрелый возраст – первый период) — 25 мужчин, 25 женщин (21-28 лет); 2) средний возраст (зрелый возраст – второй период) - 25 мужчин, 25 женщин (35-48 лет); 3) условно обозначенная как «пенсионный возраст» (сюда вошли испытуемые, непосредственно относящиеся к категории «пожилой возраст», а также некоторые лица в возрасте 55‑60 лет второго периода зрелости – по классификации АПН) – 20 мужчин, 20 женщин (55-68 лет).

Результаты исследования:

Таблица 1.

Гендерные типы личности у мужчин

Гендер

 

Возрастная группа

Маскулинный

Феминный

Андрогинный

Недиференци­рованный

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Молодые муж. (n=25)

4

16

3

12

17

68

1

4

Муж. cр. возраста (n=25)

8

32

-

-

17

68

-

-

Пожилые муж. (n=20)

13

65

4

20

2

10

1

5

Итого

25

35,7

7

10

36

51,5

2

2,8

 

Таблица 2.

Гендерные типы личности у женщин

Гендер

 

Возрастная группа

Маскулинный

Феминный

Андрогинный

Недиференци­рованный

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Молодые жен. (n=25)

-

-

9

36

15

60

1

4

Жен.cр. возраста (n=25)

-

-

11

44

14

56

-

-

Пожилые жен. (n=20)

-

-

5

25

15

75

-

-

Итого

-

-

25

35,7

44

62,8

1

1,5

 

Как видно из Таблицы 1, преобладающим гендерным типом у мужчин является андрогинный, однако в старшей возрастной группе преобладают мужчины маскулинного типа. Распределение гендерных ролей, представленное в Таблице 2 показывает, что в выборке женщин всех возрастных групп преобладают женщины андрогинного типа. Полученные нами данные подтверждают результаты исследований других авторов (Бем С., Гладилина А.П., Лопухова О.Г. и др.) о преоб­ладании андрогинности в современных отечественных и зарубежных популяциях.

Изучение методом семантического дифференциала содержания стереотипов маскулинности, отраженных в представлениях о лич­ностных особенностях современного мужчины, показало слабую связь этого содержания с гендерной принадлежностью испытуемых. В мужских гендерных группах различий в представлениях между андрогинными и фемининными мужчинами не обнаружено. Это можно объяснить тем, что первые рассматривают проявления мужественности как данность, вторые – как желаемые, но, вероятно, мало достижимые для них качества. В мужском образе маскулинных мужчин, в сравнении с андрогинными, присутствуют представления о том, что мужчины должны быть более сильными и общительными, а их обаяние и внешняя привлекательность – менее значимые качества. Женщины фемининных и андрогинных типов с целом солидарны межу собой в оценке лич­ностных характеристик мужчины, но, поскольку, фемининные женщины являются наиболее яркими представителями «утрированной женствен­ности», поддерживающими гегемонную маску­линность, они считают современного мужчину более самостоятельным, чем андрогинные.

Что касается стереотипов фемининности, исследование показало, что женской выборке представление о современной женщине не зависит от гендерного типа (хотя мы не знаем, каковы могут быть ответы маскулинных женщин ввиду полного отсутствия данной категории испытуемых). Что касается мужчин, то предметом их гендерных разногласий являются такие женские качества, как привлекательность, открытость, общительность, уступчивость, энергичность, чувство справедливости и раздражительность. Наше предположение о том, что стереотипы маскулинности – фемининности, отраженные в представлениях о личностных качествах современного мужчины и современной женщины, имеют различия, зависящие от гендерного типа испытуемых, подтвердилось лишь частично.

Изучение содержания стереотипов в зависимости от пола позволяет сделать следующие выводы: женщины всех возрастов формируют в целом позитивный образ женственности, который принимается всеми респондентками. Он наполнен осознанием красоты и обаятельности, энергии, решительности и самостоятельности, характе­ризуется высоким принятием. Оценки личностных качеств близки им и в оценке себя. Примечательно, что в пожилом возрасте женщины, в отличие от мужчин, не теряют опоры на свои собственные силы, не становятся пассивными, а наоборот, приобретают большую уверен­ность в себе, самостоятельность и активность. Мужские оценки современной женщины противоречивы, изначально они невысокого мнения о женских качествах. Ее образ становится более принимаемым с возрастом, когда накапливается опыт совместной семейной и профессиональной жизни. Мужчины хотят видеть женщин сильными, уверенными, деятельными и самостоятельными, одновременно занижая их способность быть независимыми, и тем самым подчеркивая их подчиняемую позицию. Наше второе предположение о существовании различий в стереотипах маскулинности-фемининности подтвердилось.

Проведенное нами эмпирическое исследование подтверждает литературные данные о преобладании андрогинности в современных популяциях и у мужчин, и у женщин. Гендерные характеристики мужчин и женщин не оказывают существенного влияния на формирование стереотипов маскулинности, представленных в образе современного мужчины. Стереотипы женственности в образе современ­ной женщины проявляются одинаково, как фемининными, так и андрогинными типами женщин; оценки мужчин личностных качеств современной женщины характеризуются большим гендерным разно­образием.

 

Список литературы:
1. Бем С. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов /С.Бем. – М.: РОССПЭН, 2004. – 336 с.
2. Ильин Е.П. Пол и гендер /Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 688 с.
3. Лопухова О.Г. Сравнительный анализ современных гендерных представ-лений: общие и культурно-специфические особенности содержания гендерных моделей /О.Г. Лопухова // Психологические проблемы развития личности в современных социокультурных условиях. Сб. статей / под ред. О.Г. Лопуховой. Казань: Татарский гос. гуманитарно-педаг. ун-т, 2008. – С. 51-71.
4. Резвушкина Т. Использование метода семантического дифференциала при изучении гендерных стереотипов / Т. Резвушкина // Гендерные исследования в Центральной Азии. – Алматы: Центр гендерных исследований, 2002 [Электронный ресурс]. – URL: http://archive.li/DRay.