Статья:

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ КАК ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДОШКОЛЬНИКА

Конференция: LX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Психология развития, акмеология

Выходные данные
Кузнецова А.А. РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ КАК ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДОШКОЛЬНИКА // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LX междунар. науч.-практ. конф. — № 4(60). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 42-48.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ КАК ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДОШКОЛЬНИКА

Кузнецова Анастасия Алексеевна
выпускник аспирантуры Московского гуманитарного университета, РФ, г. Москва

 

DEVELOPMENT OF CREATIVITY AS PREVENTION OF GAMBLING ADDICTION IN PRESCHOOLERS

 

Anastasia Kuznetsova

Graduate of the Moscow Humanitarian University, Russia, Moscow

 

Аннотация. В 2021 году на секции «Психология развития» конференции «Ломоносов» нами была представлена работа по теме «Исследование зависимости уровня развития креативности и наличия элементов игровой зависимости у детей дошкольного возраста». В этом году мы продолжили свои исследования по данному направлению, разработали программу развивающих занятий для дошкольников с низким уровнем креативности и высоким риском возникновения игровой зависимости, которую апробировали на выборке детей дошкольного возраста. Результаты данной работы мы хотели бы представить на конференции в этом году.

Abstract. In 2021, at the section "psychology of development" of the Lomonosov conference, we presented a paper on the topic "Study of the dependence of the level of development of creativity and the presence of elements of game addiction in preschool children". This year we continued our research in this area, developed a program of educational classes for preschoolers with a low level of creativity and a high risk of gaming addiction, which we tested on a sample of preschool children. We would like to present the results of this work at this year's conference.

 

Ключевые слова: игровая зависимость; дошкольный возраст; креативность.

Keywords: gambling addiction; preschool age; creativity.

 

Среди основных итогов, которые были нами обозначены в работе прошлого года, можно выделить следующие.

  • У испытуемых, демонстрирующих высокий уровень наличия элементов игровой зависимости, уровень развития креативности низкий. Тогда как испытуемые с отсутствием выраженных элементов игровой зависимости, демонстрируют уровень креативности выше среднего.
  •  Установленная корреляция между двумя этими показателями позволяет нам сделать вывод о наличии взаимосвязи между элементами компьютерной зависимости и уровнем креативности [3].

В связи с возрастающей актуальностью проблематики развития элементов игровой зависимости уже в дошкольном возрасте нами предложено [1]:

➔ внедрять в работу дошкольных педагогов и детских психологов систему ранней диагностики наличия элементов развития игровой зависимости у дошкольников;

➔ проводить занятия по развитию креативности у дошкольников для профилактики развития игровой зависимости;

➔ внедрять в работу систему рекомендаций родителям и педагогам дошкольного направления.

Нами была разработана система занятий, развивающих креативность дошкольников, и проведено первичное исследование для отбора учащихся в группу развивающих занятий на 30 испытуемых. До и после проведения программы мы проводили измерение уровня развития креативности группы дошкольников и наличия элементов компьютерной зависимости. Полученные данные можно увидеть на графиках (рис. 1).

Диагностика игровой зависимости была проведена с использованием методики «Тест Писарева В.Г.» Диагностика уровня развития креативности была проведена с использованием методики Торренса, а также с помощью методики «Дорисуй круг» (методика Т.С. Комаровской) [4].

 

Рисунок 1. Графики соотношения параметров «игровая зависимость» и «креативность» до прохождения программы и после

 

По результатам методики Писарева В.Г. мы отнесли ребят к трем группам: ребята с отсутствием элементов игровой зависимости, ребята с наличием элементов игровой зависимости, ребята со склонностью к игровой зависимости и ярко выраженными элементами игровой зависимости. По шкале креативности после данной диагностики мы распределили ребят на 3 группы: высокий уровень развития креативности, средний и низкий уровень. Необходимо заметить, что у 10 из 11 ребят, которые продемонстрировали склонность к игровой зависимости, были выявлены низкие баллы по параметру «развитие креативности». Для прохождения нашей программы мы отобрали 10 ребят, которые попали в группу «наличие элементов игровой зависимости и низкий уровень развития креативности».

После проведения диагностики, мы обратили особое внимание родителей и дошкольных педагогов на группу ребят, которые получили высокие баллы по наличию элементов игровой зависимости и низкие баллы по уровню развития креативности. Эти ребята находятся в группе риска по возможности возникновения у них в скором времени игровой зависимости.

Родителям ребят с низким уровнем креативности и высоким уровнем наличия элементов игровой зависимости необходимо пояснить, что для ребенка важно пройти этап ролевой игры. Ролевая игра – ведущая деятельность дошкольного периода, именно она закладывает основы развития креативного мышления ребенка. Осваивая ролевые игры, ребенок учится фантазировать – представлять себя кем-либо, придумывать разные сюжеты, воображать, что из одного предмета можно получиться совсем другой. Качественно пройденный этап ролевой игры – отличный залог развития креативности ребенка [5].

Если же гаджеты в жизни ребенка появились в большом количестве раньше, чем сформировался процесс ролевой игры, вероятность возникновения игровой зависимости возрастает, так как ребенку становится интереснее получать «готовые» впечатления из различных компьютерных игр, чем фантазировать что-либо самостоятельно.

Ниже представлено описание программы занятий на развитие уровня креативности ребенка с активным использованием элементов ролевой игры. Данный курс мы предлагаем проводить с ребятами дошкольного возраста, у которых наблюдаются пониженный уровень развития креативного мышления и наличие элементов игровой зависимости.

Каждое занятие посвящено отдельной теме и призвано запустить у ребенка развитие фантазии и механизм развития ролевой игры.

Ребятам и их родителям по итогам исследования была дана развернутая обратная связь, а также было предложено пройти цикл занятий на развитие креативности. Занятия проходили в ноябре–январе 2021 года на базе центров развития «Академика» г. Реутов и «Радуга» г. Балашиха, мкр Железнодорожный. После прохождения данной программы занятий у группы ребят было выявлено повышение уровня развития креативного мышления.

У 9 ребят из 10 уровень развития креативности после курса занятий стал выше, и только у одного ребенка баллы по шкале остались на прежнем уровне (см график в приложении).

Каждое из 5 занятий включает в себя:

1) разминку, в ходе которой дети учатся понимать, как лучше выполнить задание и на что при этом следует обратить внимание. Кроме того, разминка способствует настройке ребенка на занятие, введению в тематику занятия и повышению концентрации внимания;

2) основное задание занятия, которое направлено на развитие творческих способностей (творческого мышления, воображения);

3) дополнительное задание, которое направлено на развитие эмоционального мира ребенка;

4) игру или творческий практикум на закрепление темы занятия.

Все упражнения основного задания предназначены для развития следующих творческих мыслительных способностей: беглости, гибкости, оригинальности, способности к детальной разработке сюжетов, идей, рисунков.

Данные занятия можно проводить индивидуально или в формате мини-группы (до 5 человек).

Цели программы:

  • развитие креативного мышления у дошкольников в возрасте от 4 до 6 лет;
  • запуск модели самостоятельной ролевой игры у дошкольников.

Задачи программы:

  • помочь дошкольникам запустить механизм развития ролевой игры;
  • научить дошкольников самим придумывать и развивать сюжеты игры;
  • запустить механизм развития креативного мышления дошкольника.

Планируемые результаты

Повышение уровня развития креативности у ребят с низкими входными баллами по первоначальному тестированию.

До начала занятий и после прохождения методики Торренса проводится измерение уровня креативности с помощью методики «Дорисуй круг» (методика Т.С. Комаровской), где ребенку предлагается сделать разнообразные изображения из геометрических фигур (круги).

Занятия проводились в течение 5 недель с периодичностью раз в неделю.

Ниже представлен план одного из занятий для ознакомления.

Тема 1 вводная: что такое фантазия

Структура занятия 1.

1) Разминка, знакомство.

Преподаватель-психолог знакомится с учениками или учеником, если занятие индивидуальное. Знакомство может пройти в необычной форме, чтобы запустить процесс фантазий у ребенка, педагог предлагает придумать, каким несуществующим выдуманным персонажем на сегодняшнее занятие хотели бы быть ребята. Сам педагог тоже участвует в игре. Персонажа необходимо выдумать и зарисовать, поэтому к началу занятия должны быть подготовлены цветные карандаши и бумага. Если ребенок явно копирует существующего сказочного героя или персонажа, педагог мягко акцентирует на этом внимание, например: «Мне кажется, твой герой очень напоминает Чебурашку, давай попробуем придумать что-то еще! Такого героя, которого еще никогда не было».

2) Введение в тему.

Когда персонажи придуманы и нарисованы, педагог спрашивает у ребят (ребенка), что же такое фантазия. Ведь в прошлом задании они фантазировали, ребята предлагают свои варианты, а преподаватель, отмечая и хваля тех, кто принимает активное участие, резюмирует: фантазия – это что-то (предмет, ситуация, герой и т.д.), что мы себе вообразили, представили, придумали. Можно немного порассуждать с ребятами, умеют ли они фантазировать и зачем нам нужны фантазии. А также сказать, что часто фантазии помогают нам придумывать что-то новое и изобретать. Многие изобретения (самолеты, поезда, видеосвязь, кино) веками жили только в фантазиях людей, но в какой-то момент стали реальными изобретениями. Поэтому умение мечтать, фантазировать и придумывать что-то новое – это очень важное умение. Именно этим мы и будем заниматься на наших занятиях. Очень важно на этом этапе хвалить ребят за включенность в занятие, чтобы в дальнейшем они принимали активное участие в этом курсе.

3) Фантазия-движение.

На данном этапе ребята уже немного устали, поэтому необходимо провести упражнение на смену деятельности – разминку. Предлагается сделать разминку-фантазию на тему движений. Педагог показывает движение, ребята его повторяют, затем предлагают, на что это может быть похоже. Преподаватель старается предлагать интересные варианты, чтобы ребята лучше погружались в мир ассоциаций. Необходимо проделать 7–10 движений.

4) Фантазия в нашей жизни – сказка.

Преподаватель предлагает рассказать ребятам небольшую сказку, которую они еще не слышали. В данной сказке преподаватель использует тех персонажей, которых ребята придумали в начале занятия. Так увеличиваются включенность и заинтересованность ребят в происходящем. Преподаватель может предложить любую завязку истории с этими персонажами, но в самый интересный момент он прерывает свой рассказ. Очень важно рассказывать историю эмоционально и включенно, чтобы ребятам было интересно.

5) Варианты завершения истории.

Преподаватель предлагает каждому из ребят самому сочинить продолжение истории. Каждой из ребят придумывает по 2–3 предложения, стараясь продолжить предыдущего. Преподаватель по необходимости помогает и подсказывает. В конце преподаватель повторяет получившуюся историю от начала до конца, благодарит ребят за занятие и прощается. Домашним заданием будет рассказать получившуюся историю кому-то в семье.

Выводы

Таким образом, в качестве практического дополнения к проведенным нами ранее исследованиям мы предлагаем систему диагностики, профилактических рекомендаций и развивающих занятий для предотвращения развития игровой зависимости и для развития креативности ребенка. В качестве перспектив исследования мы планируем расширить выборку испытуемых в следующем году.

 

Список литературы:
1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете. – М., 2010.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М. : Академия, 2002.
3. Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2021» / Отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, Е.И. Зимакова. [Электронный ресурс] – М.: МАКС Пресс, 2021. 
4. Тест Е. Торренса: адаптированный вариант // Диагностика креативности / Е.Е. Туник. – СПб., 2006
5. Филиппова Г.Г., Абдуллина С.А. Особенности внутренней позиции родителя у детей младшего школьного возраста // Российский психологический журнал. – Т. 13, № 3. – С. 123–140., 2016