Статья:

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Конференция: LVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная психология

Выходные данные
Самойлова П.А. ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 2(58). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 35-42.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Самойлова Полина Аркадьевна
студент, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, РФ, г. Саратов

 

PECULIARITIES OF CHILD-PARENT RELATIONSHIPS IN FAMILIES RAISING CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

 

Polina Samoilova

Student of N.G. Chernyshevsky Saratov State University, Russia, Saratov

 

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования межличностных отношений в семье ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС). Автор проводит эмпирическое исследование, нацеленное на установление особенностей детско-родительских отношений. Автор приходит к выводу о том, что в семьях у большинства родителей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра, присутствует эмоциональное отвержение и непринятие своего ребенка.

Abstract. The article is devoted to the actual for today problem of formation of interpersonal relations in the family of a child with autism spectrum disorder (ASD). The author conducts empirical research aimed at the establishment of peculiarities of child-parent relationships. The author concludes that in most families of parents raising children with autism spectrum disorder, there is emotional rejection and non-acceptance of their child.

 

Ключевые слова: детско-родительские отношения; семейное воспитание; расстройство аутистического спектра.

Keywords: child-parent relationships; family education; autism spectrum disorder.

 

Развитие и становление личности является сложным и многогранным процессом, в котором на первое место выступает среда, в которой ребенок растет, в том числе его семья. Именно семья оказывает значительное влияние на формирование личности, ведь начиная с рождения человек находится в семье, растет, развивается, а дальше создает собственную семью. Часто встречаются ситуации, где дети из неблагополучных семей, в которых они нередко подвергаются насилию, вырастают с неправильной системой ценностей и к тому же с различными психическими и психологическими травмами. Еще более значимыми благоприятные внутрисемейные отношения являются для развития детей с той или иной патологией, в частности, с расстройствами аутистического спектра.

В настоящее время мы наблюдаем неутешительную статистику, показывающую, что в 2020 году расстройство аутистического спектра (далее – РАС) встречается у каждого 54-го ребенка, а это на 10% больше, чем в 2018 году [10]. Это лишь усредненные данные, зарегистрированные в ходе различных исследований широкого диапазона, реальные цифры, к сожалению, гораздо выше, ибо на данный момент неизвестна распространенность РАС в странах третьего мира.

Помимо этого, мы можем наблюдать, как проблема семейного воспитания привлекает к себе внимание ученых. Вопросы семейного воспитания рассматриваются различными специалистами, педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А. Я. Варга, Т. В. Архиреева, Н. Н. Авдеева, А. И. Захаров, А. И. Спиваковская, А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллер и др.). Таким образом, мы приходим к выводу, что детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с РАС является особо важной и актуальной проблемой в современном мире.

Под родительскими отношениями принято понимать совокупность родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов взаимодействия с ним. Родительские отношения реализуются главным образом через воспитательный процесс и коммуникационные методы. Главным участником воспитательного процесса являются дети, взрослые люди и воспитательный коллектив, обеспечивающий формирование личности и подготовку детей к жизни [8]. Несомненно, для всестороннего развития личности ребенка в семье должны складываться адекватные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений [4].

Детско-родительские отношения являются противоречивым процессом, ведь с одной стороны они характеризуются любовью, которая выражается в заинтересованности, стремлении защитить, доверии к ребенку, с другой стороны – характеризуются требовательностью и контролем со стороны родителей к ребенку.

А.Е. Личко, А.И. Захаров, Э.Г. Эйдемиллер рассматривали взаимосвязь стиля семейного воспитания (а также личностных качеств родителей), и процессов формирования личности ребенка, его адаптированности, способности приспосабливаться к условиям социальной среды и т. д. [6,9,11]. Из этого следует, что на детско-родительские отношения оказывают влияние тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, что они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка.

Различная комбинация этих основных характеристик и определяет стили семейного воспитания. Стиль семейного воспитания имеет огромное значение, так как существует взаимосвязь с процессами формирования личности, его адаптированности, способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Так Д. Баумринд выделяет авторитарный, демократический и попустительский стиль воспитания [1]. Позже были выделены еще два стиля семейного воспитания – хаотический, опекающий. Каждый стиль является специфичным и характеризуется такими элементами как: уровень доверия, контроль со стороны родителей, любовь, доверие, включенность детей в семейные дела, наличие запретов и ограничений и другие.

Однако, стоит отметить, что родители не всегда применяют один и тот же стиль воспитания. На практике родители также могут применять различные стили воспитания, что говорит о компромиссности семейного стиля воспитания. Отец и мать могут как дополнять, а могут противоречить друг другу в воспитании детей, также не стоит забывать о составе семьи, где один из родителей может отсутствовать.

Детско-родительские отношения в семье, воспитывающей ребенка с РАС, имеют свою специфику. Расстройства аутистического спектра (РАС) – спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии, коммуникациях, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов [2]. Нарушения такого спектра приводят к общественной дезадаптации, к искажению ключевых механизмов аффективной организации поведения.

Основными признаками расстройства аутистического спектра являются глубокие нарушения социального развития, стереотипы в поведении, нарушенная речь, которая выражается в неспособности использовать речь в целях общения; повышенная чувствительность к сенсорным раздражителям. Эти признаки будут присутствовать в той или иной степени выраженности в любой возрастной группе страдающих расстройством аутистического спектра, хотя их выраженность может уменьшаться со временем. В научной литературе существует клинико-психологическая классификация, разработанная О. С. Никольской, в которой различают четыре основные группы РАС по характеру и степени нарушений взаимодействия с внешней средой [7]. Согласно этой классификации, уровень развития ребенка с РАС может варьироваться от неадаптивного ребенка, который не говорит и имеет низкий уровень интеллекта, до избирательно одаренного с интересами в отвлеченных областях знаний. Но всех их объединяют характерные нарушения в сферах социального взаимодействия и коммуникации, своеобразие и стереотипность поведения, что сказывается на их отношениях с другими людьми, в том числе с родителями.

Несомненно, дети с РАС требуют гораздо больше внимания и заботы окружающих, что порождает трудности не только материального характера. Семьям, воспитывающим ребенка с РАС, часто приходится переосмыслить свои ценностные позиции, смысл и цели в жизни. Такие изменения порождают ряд изменений в семье, которые могут проявиться в отчужденности членов семьи друг от друга, ее распаде, в других случаях наоборот – сплоченностью, повышенной привязанностью друг к другу.

Психолог А. Я. Варга в своих исследованиях показала особенности родительского отношения к ребенку с ограниченными возможностями. Она смогла также выделить и классифицировать типы материнского отношения к детям: интегральное принятие либо отвержение ребенка; межличностная дистанция («симбиоз»); авторитарная гиперсоциализация; социальная желательность поведения [3].

Можно сказать, что семья занимает главное место в жизни ребенка, ведь это то место, где могут решаться проблемы, где можно найти помощь, понимание и сочувствие. Но стоит, отметить, что эта же семья может вызвать формирование у ребенка негативных качеств, помешать его адаптации в условиях изменяющийся жизни. Изменение структуры и характера детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с РАС, может быть связно со спектром финансовых трудностей, проблемами медицинского характера, связанные со сложностью постановки диагноза, незнанием и отсутствием навыков у родителей в воспитании, обучении и уходе за ребенком с РАС. Также сами родители сталкиваются с эмоциональными и психологическими проблемами, происходит «аутизация» семьи в целом.

В целях выявления особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра нами было проведено эмпирическое исследование.

Была выдвинута гипотеза – детско-родительские отношения в семье, воспитывающей ребёнка с РАС, имеют специфические особенности, характеризуются большей выраженностью эмоционального отвержения и инфантилизации по сравнению с семьями, воспитывающими нормально развивающихся детей.

Исследовались две группы семей – семьи, воспитывающие нормально развивающегося ребенка, и семьи, воспитывающие ребенка с РАС. Таким образом приняли участие 10 дошкольников в возрасте 6-7 лет и их родители. 

Экспериментальное исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, проводилось на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида «Конек-Горбунок» №242» г. Саратова.

В экспериментальном исследовании использовались методики А. Я. Варга и В. В. Столина «Методика диагностики родительских отношений (ОРО)», а также методики Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса «Анализ семейных взаимоотношений» (Методика АСВ). Для детей был представлен рисуночный тест «Рисунок семьи».

Первой была использована методика А.Я. Варга и В.В. Столина ОРО. По шкале «Принятие/отвержение» 3 из 5 родителей, воспитывающих ребенка с РАС, набрали низкие баллы, что говорит о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства. Совсем иная ситуация у родителей, воспитывающих детей без нарушения в развитии, где лишь 1 из 5 родителей набрали низкие баллы, что свидетельствует о том, что родители из второй группы относятся к своим детям в основном адекватно.

Шкала «Кооперация» показала, что не все родители, воспитывающие ребенка с РАС, испытывают искренний интерес к своему ребенку, только 2 родителей получили низкие баллы и соответственно практически не интересуются жизнью своего ребенка. Вторая же группа родителей набрала максимальные баллы, что свидетельствует о том, что они испытывают искренний интерес к своему ребенку.

По шкале "Симбиоз" 2 родителя, воспитывающие ребенка с РАС, набрали средние баллы, это показывает, что взрослый выдерживает между собой и ребенком адекватную психологическую дистанцию, другие родители не устанавливает адекватную психологическую дистанцию между собой и ребенком. По этой шкале 3 родителей, воспитывающих ребенка без отклонений в развитии, набрали средние баллы. Остальные родители набрали высокие баллы, что говорит о неумении взрослого соблюдать психологическую дистанцию.

По шкале "Авторитарный контроль" было выявлено, что у 4 родителей, которые воспитывают ребенка с РАС, имеется слишком авторитарное отношение к ребенку, один родитель набрал средние баллы, что говорит об адекватном отношении к ребенку. У другой группы 3 родителей демонстрируют слишком авторитарное отношение к ребенку, остальные родители набрали средние баллы.

Шкала "Отношение к неудачам ребенка" показала, что только 2 родителей, которые воспитывают ребенка с РАС, считают неудачи ребенка случайными и верят в него. Остальные 3 родителя набрали средние и высокие баллы, что являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Только один родитель, воспитывающий ребенка без отклонений, набрал низкий балл, остальные набрали высокие баллы.

По результатам данной методики можно сделать выводы о том, что у семей, воспитывающих ребенка с РАС, присутствуют специфические особенности, отличающие их, от семей воспитывающие ребенка без отклонений. У многих родителей, воспитывающих ребенка с РАС, явно выраженно непринятие своего ребенка и отношение к ребенку как к несмышленому существу, отсутствие адекватное психологической дистанции между собой и ребенком. Отмечается выраженность авторитарного контроля, но при этом у родителей, воспитывающих ребенка без отклонений, также присутствует проявление авторитарности.

Далее были рассмотрены результаты опросника «Анализ семейных взаимоотношений»» (В. Юстицкий, Э. Г. Эйдемиллер). Проанализировав результаты, были получены следующие выводы.

Выявлены следующие особенности в семьях, воспитывающих ребенка с РАС: родители предъявляют очень высокие требования к ребенку, присутствуют многократные запреты, отсутствие самостоятельности у ребенка. Опросник показал, что у 2 родителей, воспитывающих детей с РАС, имеется явное отвержение своего ребенка. Отметим, что шкала Гипопротекция (Г-), показала, что ребенок находится на периферии внимания у большинства родителей, как в семьях, воспитывающих ребенка с РАС, так и в семьях, воспитывающих ребенка без отклонений. Приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения наблюдается у большинства родителей, воспитывающих ребенка без отклонений. В то время как семьи, воспитывающие ребенка с РАС, предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.

Анализ детско-родительских отношений показал, что для многих родителей детей с РАС характерно эмоциональное отвержение своего ребенка, чаще всего ребенок находится без внимания. При этом присутствует противоположное отношение – гиперопека, родители лишают ребенка самостоятельности, устанавливают запреты, такой ребенок не имеет никаких обязанностей в семье. В целом детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с РАС, характеризуются неадекватностью в воспитании.

Анализ рисуночных тестов показал, что только 9 из 10 рисунков поддаются интерпретации и оценке. Один ребенок с расстройством аутистического спектра после повторения задания бесцельно водил карандашом по бумаге и не отвечал на вопросы.

Можно выделить следующие общие специфические особенности у детей с РАС по отношению к своей семье: практически все дети испытывают эмоциональное напряжение, подавленность нехватку родительского тепла и внимания. У некоторых наблюдается заниженная самооценка и отсутствие жизнерадостности. Можно сделать вывод, что все дети имеют неблагоприятную атмосферу в семье, часто наблюдается заниженная самооценка, нехватка тепла и тревожность.

Дети без отклонений в развитии чаще, чем дети с РАС, использовали цветные карандаши, отмечен также более положительный настрой во время рисования. Дошкольники позитивно комментировали свои действия в процессе рисования, подробно рассказывали о членных семьи. В целом большинство детей имеет благоприятную обстановку в семье.

Таким образом, обобщив полученные результаты по анализу особенностей детско-родительских отношений мы получили следующие выводы. Результаты, проведенного эмпирического исследования подтвердили выдвинутую гипотезу. В семьях у большинства родителей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра, присутствует эмоциональное отвержение и непринятие своего ребенка. Дети с РАС чаще испытывают эмоциональный дискомфорт в семье, не получают должного тепла и любви, у многих заниженная самооценка, преобладает чувство отверженности и не включенности в семью. В целом в семьях, воспитывающих детей с РАС, наблюдается неадекватное отношение к детям, такое воспитание неблагоприятно скажется на ребенке

Семьи, воспитывающие ребенка с аутистическими расстройствами, так же как и другие семьи, имеющие детей с нарушениями развития, нуждаются психологической поддержке. Но в большей степени, они нуждаются в психологическом сопровождении всех аспектов жизни, включая бытовые, на протяжении всей жизни человека с РАС.

 

Cписок литературы:
1 Баумринд Д. Практическая психология / Д. Баумринд. − М., 1995. − 411с.
2 Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика / О. Богдашина. − Донецк: Лебедь, 1999. − 124 с.
3 Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. / А. Я. Варга // Краткий лекционный курс. − СПб. : «Речь», 2001. − 143с.
4 Венза Т. В. Развитие личности ребенка в контексте детск-родительских отношений. / Т. В. Венза. − Орел, 2015. − № 3. − С. 39-47.
5 Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. /А. И. Захаров. − М. : «Просвещение», 1993. − 190 с.
6 Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков (2-е изд., доп. и переработ. ). − Л.: «Медицина»,1983. − 255с. 
7 Никольская, О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. -М. : Теревинф, 2007. -143 с.
8 Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016.
9 Рожков, М. И. , Байбородова, Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. -256с.
10 Фонд «Обнажённые сердца»: [Электронный ресурс]. URL: https://nakedheart. online/articles/autizm-vstrechaetsya-u-kazhdogo-54-go-rebyonka/ (дата обращения: 10. 05. 2021).
11 Эдемиллер, Э. Г. Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях. / Э. Г. Эйдемиллер. -Обнинск, 1992. -С. 70-81.