Статья:

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ КОНФЛИКТЫ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Конференция: XCIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Ежова Л.В. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ КОНФЛИКТЫ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XCIV междунар. науч.-практ. конф. — № 3(94). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
К условиям публикации Скачать сборник
Обсуждение статей состоится 11.03.2025
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ КОНФЛИКТЫ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Ежова Людмила Викторовна
магистрант Поволжской академии образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского, РФ, г. Тольятти

 

CHILD-PARENT CONFLICTS AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

 

Lyudmila Yezhova

Graduate student, St. Alexy Metropolitan of Moscow Volga Region Academy of Education and Arts, Russia, Tolyatti

 

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы взаимоотношений с родителями — как основная проблема, возникающая у подростков. Семья является важнейшим феноменом, сопровождающим человека в течение всей его жизни. Детско-родительские отношения являются средой, детерминирующей психическое развитие ребенка и определяющей формирование его личности. Влияние родителей на ребенка во многом связано с воспитательными воздействиями на него. Конфликт должен восприниматься вполне нормальным общественным явлением, свойством социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей.

Abstract. The article examines the problems of relationships with parents — as the main problem that occurs in adolescents. The family is the most important phenomenon that accompanies a person throughout his life. Child-parent relations are an environment that determines the mental development of a child and determines the formation of his personality. The influence of parents on a child is largely related to the educational effects on him. Conflict should be perceived as a completely normal social phenomenon, a property of social systems, a process and a way of human interaction.

 

Ключевые слова: конфликт, конфликтная ситуация, семья, родители, подросток, подростковый возраст, психолог.

Keywords: conflict, conflict situation, family, parents, teenager, adolescence, psychologist.

 

Конфликт — явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни [1]. Он непосредственным образом выражает те или иные стороны социального бытия, место и роль человека в нем. Социальные связи, свойственные обществу как сложной системе и целостному образованию, имеют устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя от одного поколения людей к другому. Они реальны, поскольку осуществляются при совместной деятельности в определенное время и для достижения конкретных целей. Эти связи и отношения устанавливаются не по чьей-либо прихоти, а объективно, под воздействием тех условий, в которых человек существует, совершает поступки, творит. К тому же общество не есть простая совокупность индивидов и их взаимосвязей. Представляя собой целостную систему с характерным для нее качественным состоянием, оно первично по отношению к отдельной личности. Каждый индивид, рождаясь, застает оформленную структуру ранее сложившихся связей и по мере своей социализации включается в нее, усваивает ставшие к тому времени доступными людям знания и ценности, определившиеся нормы поведения.   

Бесконфликтность это иллюзия, утопия и уж тем более не благо. Структура конфликта включает в себя следующие главные элементы: предмет, объект, участников, социальную микро и макросреду, выступающую в качестве условия конфликта, субъективное восприятия конфликта, его личностные элементы, а также психологические компоненты [12].

Семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит, что в семье возможны различные ценностные ориентиры, различные критерии оценок жизненных явлений, идеалы, точки зрения, убеждения, влияющие на формирование семейных традиций. Проблема детско-родительских конфликтов и их влияния на развитие личности ребенка — одна из ключевых в современной семейной психологии и психотерапии. Семья — важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обусловливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе. Конфликтная ситуация характеризуется наличием противоречия в интересах и потребностях сторон, которое, однако, может долго не осознаваться. Она отражает всю совокупность причин и условий, предшествующих конфликту и вызывающих его.

В сфере детско-родительских отношениях не последнюю роль играет фактор взаимоотношений супругов воспитывающих детей. Зачастую конфликты между родителями затрагивают и благополучие детей. Постоянная неудовлетворенность супругов друг-другом, проблемы в сфере интимных отношений, сказываются на их отношении к ребенку, а ребенок, в свою очередь, чувствует дисгармонию и его поведение становится весьма конфликтным. Детско-родительские отношения являются средой, детерминирующей психическое развитие ребенка и определяющей формирование его личности [7; 8; 9]. Влияние родителей на ребенка во многом связано с воспитательными воздействиями на него, а представления о ребенке являются внутренней (ориентировочной) основой воспитания. Роль семьи в формировании уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития общеизвестна. Стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку, особенностью восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним является значительным фактором развития личности ребенка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. На благоприятный климат семьи в сильной степени влияет внутрисемейное общение. Оно весьма специфично. Это обусловливает, прежде всего, многоаспективность семейных отношений (экономические, идеологические, психологические, сексуальные, нравственно-родственные), их естественность, постоянство, сердечность, глубокую интимность, взаимозаинтересованность, направленность на обеспечение всех сторон жизнедеятельности членов семьи; многообразие связей семьи с окружающей средой; характер воздействия на семью окружения; своеобразие восприятия этих воздействий семьёй. Поэтому общение оказывает всестороннее влияние на жизнь семьи. Естественно, что члены семьи наиболее активно общаются в часы досуга. Благоприятный психологический климат семьи ведёт к тому, что наиболее притягательными для каждого её члена становятся совместно созидаемые духовные ценности, а престижность материальных благ хотя и остаётся высокой, но отодвигается на второй план. Конечно, бытовая неустроенность семьи нередко, взаимодействуя с другими неблагоприятными условиями, провоцирует неблагополучие её психологического климата. Однако и многим семьям с высоким бытовым комфортом при обеднённой духовной жизни присущ психологический дискомфорт [1; 2]. Неблагоприятный психологический климат семьи ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту положительных эмоций. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Детско-родительские конфликты в семье, в ее синхронном функционировании является системой, находящейся в некотором равновесии благодаря установившимся связям. Однако само это равновесие является подвижным, живым, изменяющимся и обновляющимся. Изменение социальной ситуации, развитие семьи или одного из ее членов влечет за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создает условия для появления новых возможностей построения взаимоотношений, иногда диаметрально противоположных. Успешная совместная жизнь супругов требует особых способностей от каждого его участника. Любое взаимодействие в семье требует минимума каких-то общих представлений, минимума согласия. В браке, как и в любой другой малой социальной группе, возникает принципиально новая форма поведения, которую можно назвать кооперативной. Эта совместная деятельность разнообразна, поэтому личность, которая включена в нее, должна иметь определенные способности, навыки, умения. Отношения между людьми в семье из всех человеческих отношений бывают наиболее глубокими и прочными. Они включают четыре основных вида отношений: психофизиологические, психологические, социальные и культурные. Вся эта сложная система отношений оказывает влияние на семейное воспитание детей. Внутри каждого из видов отношений могут существовать как согласие, так и разногласия, которые положительно или отрицательно сказываются на воспитании [3].

Родителям следует знать, что в каждом возрастном периоде дети склонны к определенным конфликтам. Прежде всего, это касается детей, воспитывающихся в неполной семье или при нормальных взаимоотношениях родителей. Деспотизм отца, игнорирующего интересы всех членов семьи, отсутствие душевной теплоты или неприязнь родителей друг к другу создают благоприятные условия для развития неврозов у детей. Конфликтность может не только усилиться, но и привести к развитию патохарактерологических реакций, неврозов, формированию психопатического развития на базе акцентуированных черт, если родители недооценивают специфику характера детей. Конфликты между родителями и детьми могут быть и по причинам обоюдной неправоты. Педагогическая несостоятельность родителей, жестокие, варварские методы воспитания, либо чрезмерная избалованность детей могут приводить к полному взаимному отчуждению, враждебности между детьми и родителями. Часто жизненные стремления детей могут вызвать в семье конфликты, и справедливые огорчения родителей вызывают односторонние увлечения детей во вред учебе, появление вредных склонностей к курению, выпивке, наркотикам. И хотя родители правы, но их дети обычно убеждены, что правы не родители, а они сами лучше знают, как им жить. Родителям важно разобраться в мотивах стремлений детей, проявляя достаточно уважения к их доводам и аргументам, убедительно раскрывая и свои аргументы. Особенно часто возникают конфликты родителей с детьми подросткового возраста. Дело в том, что в этом «переходном периоде» в организме происходят существенные физиологические и психологические сдвиги. Наиболее общими психологическими чертами в этом возрасте являются эмоциональная неустойчивость, сочетание противоречивых свойств и стремлений. Построение отношений не на основе равенства, самостоятельности и доверия, а на основе взаимного подчинения превращаются в конфликт. Родители слишком долго и упорно продолжают воспринимать подростка как существо, не способное к самостоятельным решениям и зависимое от них даже в мелочах. Как только подобное прекращается, конфликт отступает на второй план, отношения становятся ближе и доверительнее. Семейное воспитание — это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений. Воспитательные воздействия осуществляются на основе механизма подкрепления — поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью; механизма идентификации — ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же [7].

Таким образом, происходит сознательное, целенаправленное воспитание, осуществляемое родителями, на ребенка при котором воздействуют вся семейная атмосфера, семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования. Следовательно, любая деформация родительской семьи приводит к конфликтным ситуациям внутри семьи. Таким образом, в конфликтной ситуации может происходить блокировка актуальных потребностей членов семьи, что, в свою очередь, может стать причиной появления симптома у одного из них — чаще всего у ребенка. Последний становится носителем симптома, который позволяет поддерживать старые, сложившиеся взаимоотношения между членами семьи.

Одним из подходов к определению проблемной семьи являются работы известного отечественного психолога А. Спиваковской. Она выделяет особые типы так называемых «дисгармоничных семейных союзов», подчеркивая, что сложность обретения супружеской и родительской гармонии заключается в том, что каждая из психологических закономерностей, определяющих супружеское и родительское поведение, содержит внутреннюю конфликтность и противоречие. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания: разногласия членов семьи по вопросам воспитания; противоречивость, непоследовательность, неадекватность; опека и запреты во многих сферах жизни детей; повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.

Д.В. Эльконин выделяют следующие возрастные кризисы детей: кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству); кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту); кризис 6-7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту); кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту — 12-14 лет); подростковый кризис 15-17 лет. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. [11].

Таким образом, изучив детско-родительские конфликты как психолого-педагогическую проблему можно сделать следующие выводы: конфликт — это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. Конфликты между родителями и детьми, зачастую, возникают из-за типа внутрисемейных отношений, деструктивности воспитания, выражающейся в различных ошибках воспитательного воздействия, возрастного кризиса ребенка, личностного фактора, т.е. свойств и качеств личности, как ребенка, так и родителя.

Методы разрешения детско-родительских конфликтов. Разрешение детско-родительских конфликтов основано, в первую очередь, на предвосхищении и блокировании источников конфликтов. Когда во взаимоотношениях родителей и детей возникают проблемы, то родители, как правило, видят причину в изменившемся поведении детей. И ждут, соответственно, что ребенок должен изменится, взяться за ум, начать слушаться. Родительские попытки решить эти проблемы, как следствие, тоже направлены на то, чтобы вызвать изменения в поведении ребенка. Если же отношения с родителями начинают восприниматься как проблема и самим ребенком, то он почти наверняка видит причины с точностью до наоборот и ждет, что родители изменят свое поведение. Однако никто из них не прав, когда пытается решить возникшие проблемы, изменив поведение другого участника конфликта. Это тупиковый путь, ведущий лишь к усугублению конфликта и обострению взаимных обид. Реально можно изменить поведение лишь одного человека — самого себя. Попытки повлиять на других людей чаще всего ведут лишь к отчуждению. Если между ребенком и родителями существует конфликт, то обычно его острота начинает снижается с того момента, когда родители признают, что ребенок уже вырос, и начинают относится к нему как к человеку, несущему самостоятельную ответственность за свои действия. Большинство поводов для конфликта при этом просто исчезает.

Особенно важным условием для предупреждения детско-родительского конфликта является соблюдение в семейном воспитании следующих принципов:

  • Гуманность и милосердие к растущему человеку;
  • Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
  • Открытость и доверительность отношений с детьми;
  • Оптимистичность взаимоотношений в семье;
  • Последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
  • Оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Структурные методики особенно важны и применяются на начальных стадиях коррекционной работы. Главное для психолога в данной системе —присоединиться к системе и одновременно не быть поглощенным ею.

Заключение. Конфликт — это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы. Поменьше приказов, команд, угроз, чтения морали, а побольше умения слушать и слышать друг друга, стремления к поиску совместных решений, доводов, наблюдений. Решение конфликта подразумевает такую организацию жизнедеятельности детей и родителей, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними. Деятельность по разрешению конфликтов могут осуществлять как сами родители и дети, так и третья сторона (педагог, психолог, конфликтолог). Также немаловажным условием предупреждения конфликта является разрешение внутриличностных конфликтов.

 

Список литературы: 
1. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие. – 3 изд. – СПб.: Речь, 2004 (ГПП Печ. Двор). – 243 с. 
2. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. – М.: Просвещение, 1991. – 156 с.
3. Дружинин В.Н. Психология семьи / под ред. В.В. Макарова. –  Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 199 с.
4. Зверева О.Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Akademia, 2009. – 157 с.
5. Карабанова О.А. Психология семейных отношений: учеб. пособие. –  Москва; Самара : Изд-во СИОКПП, 2001. – 120 с.
6. Крупина И.В. Основы семейного воспитания // Педагогика: учеб. для студ-в высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 "Педагогическое образование" / П.И. Пидкасистый, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус ; под ред. П. И. Пидкасистого. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2014. – 619 с. 
7. Ковалева Л.Е. Микроклимат в семье. – М.: Знание, 1979. – 96 с.
8. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – Изд. 8-е. – М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2010. – 215 с. 
9. Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок. Психологический аспект детского развития: учеб. пособие. – М.: Жизнь и мысль, 1999. – 166 с. 
10. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. – СПб.: Речь, 2010. – 357 с.
11. Психология возрастных кризисов: хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2014. – 559 с.
12. Ярычев Н. У. Теоретико-методологические подходы к изучению сущности и природы конфликта: особенности современной интерпретации // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. – 2009. – №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-podhody-k-izucheniyu-suschnosti-i-prirody-konflikta-osobennosti-sovremennoy-interpretatsii (дата обращения: 02.03.2025).