Статья:

Особенности проявления буллинга в младшем подростковом возрасте

Конференция: XXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Попова Ю.В. Особенности проявления буллинга в младшем подростковом возрасте // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 5(39). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 42-45.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности проявления буллинга в младшем подростковом возрасте

Попова Юлия Владимировна
студент, Забайкальский государственный университет, РФ, г. Чита

 

С каждым годом проблема школьной травли или буллинга становится более актуальной. Ведь именно в подростковом возрасте ведущей деятельностью выступает интимно-личностное общениесо сверстниками. Практически в каждом классе есть дети, которые становятся объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств остальных учеников класса. Защитные механизмы и умение сопротивляться сформированы у подростков еще недостаточно. Это может быть связано с тем, что они не обладают достаточно устойчивой Я-концепцией. Данные возрастные особенности подростков отмечают отечественные и зарубежные психологи, такие как Д.И. Фельдштейн, И.С. Кон, Э. Эриксон, Х. Ремшмидт и др. [2]

Я-концепция – это совокупность представлений человека о самом себе, о том, какими качествами и характеристиками он обладает. Она возникает постепенно, в процессе социального взаимодействия и самопознания, сплавляясь из множества частных образов своего Я, и дает человеку ощущение самотождественности и идентичности. Недостаточно развитая позитивная Я-концепция, проблемы в становлении адекватной самооценки, особенности стереотипов поведения, принятых в данном обществе, неуверенность в себе, а также, как правило, отсутствие навыков и умений достойного поведения в провокационных ситуациях, делают подростков беспомощными. Поэтому большинство из них склонны оценивать себя так, как, по мнению подростка, его оценивают другие, через призму своего соответствия окружающим[3].

Травля периодически поднимается в средствах массовой информации в связи со случаями жестокого проявления в форме физических и психологических травм, особенно в случае попыток или реальных ситуаций насилия. Насилие в школе требует самого пристального внимания, так как именно ситуация в школе во многом определяет дальнейшее развитие подростков и формирование свойств личности [4].

По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг – явление достаточно распространенное в школе. До 10 % детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55 % эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников. 26 % матерей считают своих детей жертвами таких издевательств. Подобная ситуация может продолжаться в течение нескольких лет. Проблема заключается еще и в том, что в группе риска может оказаться практически любой школьник.

В России исследования В.С. Собкиной, М.М. Смысловой показывают, что регулярному физическому и/или психологическому буллингу подвергались от 0,7 до 4% московских старшеклассников (опрошено 948 человек), а эпизодическому психологическому буллингу – до 46% старшеклассников [2].

В своем исследовании мы опирались на следующее определение буллинга, представленного Баевой И.А. и Петросянц В.Р.: «буллинг – это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль, насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие чаще всего испытывают стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах» [2].

При изучении литературы складывается стереотипное мнение, что за феноменом буллинга всегда стоит агрессор-буллер и жертва. Проведенное нами исследование показало, что среди подростков более всего в практике распространены случаи скрытого буллинга, а не открытого буллинга с физической агрессией. В таком случае не сразу удается выделить агрессора (буллера) и представить явление буллинга как биполярное, агрессор – жертва. Жертва буллинга сама может провоцировать группу подростков, противопоставляя себя другим или стечение обстоятельств, привело к тому, что группа подростков настраивается агрессивно против одноклассника.

Целью нашего исследования было выявление особенностей буллинга в младшем подростковом возрасте. Мы предположили, что буллинг, как повторяющаяся агрессия, может воспроизводиться не только из-за подростка - агрессора, но также жертвы буллинга. Жертва буллинга может вызывать агрессию у сверстников из-за различий во внешнем виде и индивидуально-личностных особенностей поведения (например, импульсивность, заторможенность, высокомерное отношений к другим и т.д.). Исследование по выявлению особенностей буллинга в младшем подростковом возрасте проводилось на базе МБОУ «СОШ № 33» г. Читы. В исследовании приняли участие 156 учащихся пятых – седьмых классов.

В ходе проведенного нами исследования с использованием опросника «Ситуация буллинга в школе» Петросянц В.Р. было установлено, что в 6-ти из 11-ти классов присутствует буллинг. Наличие буллинга подтверждалось, если в классе агрессивное поведение превышало 30% (таблица).

Таблица 1.

Результаты опросника «Ситуация буллинга в школе»

№ п/п

Класс

Как часто подвергался буллингу?

Был свидетелем буллинга в классе?

Участвовал в буллинге другого человека?

Никогда

Иногда

Часто

Да

Нет

Да

Нет

1

5 «А»

81,13

9,53

5,32

59,03

26,32

21,05

78,95

2

5 «Б»

63,21

17,72

4,65

72,44

5,56

26,78

72,22

3

5 «В»

83,9

4,32

7,8

92,98

13,04

9,7

91,3

4

6 «А»

71,23

6,24

6,05

99,2

2,36

15,79

84,21

5

6 «Б»

79,16

17,05

4,57

85,71

14,29

19,05

80,95

6

6 «В»

81,26

14,17

7,32

93,5

12,51

7,23

92,6

 

Анализируя  данные таблицы, мы определили, что в классах присутствует феномен буллинга. От 9% до 26% младших подростков проявляли агрессивное поведение по отношению к другому человеку. Агрессивному поведению подвергались от 4% до 18% младших подростков из класса.

Проведение социометрической методики «Лестница», позволило выявить младших подростков с низким статусом, которые являются потенциальными жертвами или агрессорами, а так же выявлены причины, по которым они менее предпочитаемые классом.

Для подтверждения участников буллинга и причин его поддержания, была проведена экспертная педагогическая оценка, в ходе которой были подтверждены потенциальные жертвы и буллеры, а также обозначены причины поддержания буллинга(связанные с выраженными отличиями во внешнем виде и/или связанные с особенностями поведения).

В результате исследования, мы подтвердили гипотезу,что буллинг, как повторяющаяся агрессия, может воспроизводиться не только из-за подростка - агрессора, но также жертвы буллинга.Жертва буллинга может вызывать агрессию у сверстников из-за различий как во внешнем виде, так и особенностями поведения. Актуальность данной работы чрезвычайно высока, так как систематических исследований с выходом на эффективность практики преодоления случаев школьного буллинга в России недостаточно. Это связано с тем, что буллинг является скрытым процессом, и до недавнего времени службы социальной поддержки в стране были мало распространены, жертвам буллинга некуда было обратиться за помощью. Для того, чтобы можно было помочь жертве буллинга и предотвратить агрессивность поведения в группе, необходимо изучить ситуацию и воздействовать на всю структуру в целом, действия должны иметь последовательный характер.

 

Список литературы:
1. Аверьянов А. И. Буллинг как вызов современной школе // Педагогика, психология и социология. – 2013. – № 18. – С. 45-50.  
2. Баева И.А. Школьная травля (буллинг) в образовательной среде [Электронный ресурс]/ Баева И.А., Петросянц В.Р. - Режим доступа: http://nrcnn.ru/lang/activity/study.html?id=149 
3. Купченко В.Е. Особенности самоотношения подростков –участников буллинга в образовательной среде / В.Е. Купченко, И.Н. Ляшенко // Психология обучения. - 2014. - № 7. – С.78-86 
4. Петросянц В. Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. - № 6. – С. 151-154.