Особенности проявления буллинга в младшем подростковом возрасте
Конференция: XXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.
XXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Особенности проявления буллинга в младшем подростковом возрасте
С каждым годом проблема школьной травли или буллинга становится более актуальной. Ведь именно в подростковом возрасте ведущей деятельностью выступает интимно-личностное общениесо сверстниками. Практически в каждом классе есть дети, которые становятся объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств остальных учеников класса. Защитные механизмы и умение сопротивляться сформированы у подростков еще недостаточно. Это может быть связано с тем, что они не обладают достаточно устойчивой Я-концепцией. Данные возрастные особенности подростков отмечают отечественные и зарубежные психологи, такие как Д.И. Фельдштейн, И.С. Кон, Э. Эриксон, Х. Ремшмидт и др. [2]
Я-концепция – это совокупность представлений человека о самом себе, о том, какими качествами и характеристиками он обладает. Она возникает постепенно, в процессе социального взаимодействия и самопознания, сплавляясь из множества частных образов своего Я, и дает человеку ощущение самотождественности и идентичности. Недостаточно развитая позитивная Я-концепция, проблемы в становлении адекватной самооценки, особенности стереотипов поведения, принятых в данном обществе, неуверенность в себе, а также, как правило, отсутствие навыков и умений достойного поведения в провокационных ситуациях, делают подростков беспомощными. Поэтому большинство из них склонны оценивать себя так, как, по мнению подростка, его оценивают другие, через призму своего соответствия окружающим[3].
Травля периодически поднимается в средствах массовой информации в связи со случаями жестокого проявления в форме физических и психологических травм, особенно в случае попыток или реальных ситуаций насилия. Насилие в школе требует самого пристального внимания, так как именно ситуация в школе во многом определяет дальнейшее развитие подростков и формирование свойств личности [4].
По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг – явление достаточно распространенное в школе. До 10 % детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55 % эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников. 26 % матерей считают своих детей жертвами таких издевательств. Подобная ситуация может продолжаться в течение нескольких лет. Проблема заключается еще и в том, что в группе риска может оказаться практически любой школьник.
В России исследования В.С. Собкиной, М.М. Смысловой показывают, что регулярному физическому и/или психологическому буллингу подвергались от 0,7 до 4% московских старшеклассников (опрошено 948 человек), а эпизодическому психологическому буллингу – до 46% старшеклассников [2].
В своем исследовании мы опирались на следующее определение буллинга, представленного Баевой И.А. и Петросянц В.Р.: «буллинг – это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль, насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие чаще всего испытывают стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах» [2].
При изучении литературы складывается стереотипное мнение, что за феноменом буллинга всегда стоит агрессор-буллер и жертва. Проведенное нами исследование показало, что среди подростков более всего в практике распространены случаи скрытого буллинга, а не открытого буллинга с физической агрессией. В таком случае не сразу удается выделить агрессора (буллера) и представить явление буллинга как биполярное, агрессор – жертва. Жертва буллинга сама может провоцировать группу подростков, противопоставляя себя другим или стечение обстоятельств, привело к тому, что группа подростков настраивается агрессивно против одноклассника.
Целью нашего исследования было выявление особенностей буллинга в младшем подростковом возрасте. Мы предположили, что буллинг, как повторяющаяся агрессия, может воспроизводиться не только из-за подростка - агрессора, но также жертвы буллинга. Жертва буллинга может вызывать агрессию у сверстников из-за различий во внешнем виде и индивидуально-личностных особенностей поведения (например, импульсивность, заторможенность, высокомерное отношений к другим и т.д.). Исследование по выявлению особенностей буллинга в младшем подростковом возрасте проводилось на базе МБОУ «СОШ № 33» г. Читы. В исследовании приняли участие 156 учащихся пятых – седьмых классов.
В ходе проведенного нами исследования с использованием опросника «Ситуация буллинга в школе» Петросянц В.Р. было установлено, что в 6-ти из 11-ти классов присутствует буллинг. Наличие буллинга подтверждалось, если в классе агрессивное поведение превышало 30% (таблица).
Таблица 1.
Результаты опросника «Ситуация буллинга в школе»
№ п/п |
Класс |
Как часто подвергался буллингу? |
Был свидетелем буллинга в классе? |
Участвовал в буллинге другого человека? |
||||
Никогда |
Иногда |
Часто |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
||
1 |
5 «А» |
81,13 |
9,53 |
5,32 |
59,03 |
26,32 |
21,05 |
78,95 |
2 |
5 «Б» |
63,21 |
17,72 |
4,65 |
72,44 |
5,56 |
26,78 |
72,22 |
3 |
5 «В» |
83,9 |
4,32 |
7,8 |
92,98 |
13,04 |
9,7 |
91,3 |
4 |
6 «А» |
71,23 |
6,24 |
6,05 |
99,2 |
2,36 |
15,79 |
84,21 |
5 |
6 «Б» |
79,16 |
17,05 |
4,57 |
85,71 |
14,29 |
19,05 |
80,95 |
6 |
6 «В» |
81,26 |
14,17 |
7,32 |
93,5 |
12,51 |
7,23 |
92,6 |
Анализируя данные таблицы, мы определили, что в классах присутствует феномен буллинга. От 9% до 26% младших подростков проявляли агрессивное поведение по отношению к другому человеку. Агрессивному поведению подвергались от 4% до 18% младших подростков из класса.
Проведение социометрической методики «Лестница», позволило выявить младших подростков с низким статусом, которые являются потенциальными жертвами или агрессорами, а так же выявлены причины, по которым они менее предпочитаемые классом.
Для подтверждения участников буллинга и причин его поддержания, была проведена экспертная педагогическая оценка, в ходе которой были подтверждены потенциальные жертвы и буллеры, а также обозначены причины поддержания буллинга(связанные с выраженными отличиями во внешнем виде и/или связанные с особенностями поведения).
В результате исследования, мы подтвердили гипотезу,что буллинг, как повторяющаяся агрессия, может воспроизводиться не только из-за подростка - агрессора, но также жертвы буллинга.Жертва буллинга может вызывать агрессию у сверстников из-за различий как во внешнем виде, так и особенностями поведения. Актуальность данной работы чрезвычайно высока, так как систематических исследований с выходом на эффективность практики преодоления случаев школьного буллинга в России недостаточно. Это связано с тем, что буллинг является скрытым процессом, и до недавнего времени службы социальной поддержки в стране были мало распространены, жертвам буллинга некуда было обратиться за помощью. Для того, чтобы можно было помочь жертве буллинга и предотвратить агрессивность поведения в группе, необходимо изучить ситуацию и воздействовать на всю структуру в целом, действия должны иметь последовательный характер.