Статья:

Сенсомоторная деятельность как основа в развитии и коррекции познавательной сферы обучающегося младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Конференция: XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная психология

Выходные данные
Груздева А.С. Сенсомоторная деятельность как основа в развитии и коррекции познавательной сферы обучающегося младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 5(29). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 134-140.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Сенсомоторная деятельность как основа в развитии и коррекции познавательной сферы обучающегося младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Груздева Анна Сергеевна
педагог-психолог, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новопоселковская средняя общеобразовательная школа имени И.В. Першутова», РФ, Владимирская область, Ковровский район, п. Новый

 

Sensorimotor activity as a basis for the development and correction of the cognitive sphere of primary school students with mental retardation

 

Anna Gruzdeva

educational psychologist municipal budget educational institution "Novoselkovskaya secondary school named after I.V. Pershutov", Russia, Kovrov district of Vladimir region, Novyy

 

Проблема трудности в обучении детей, имеющих задержку психи­ческого развития, является на сегодняшний день одной из актуальных психолого-педагогических проблем. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) представляют собой наибольшую категорию детей с особыми образовательными потребностями. ЗПР относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических и физических процессов и функций. ЗПР у детей является сложным, комплексным нарушением, при котором у разных детей нарушены разные компоненты их психической и физической деятельности, а также определение ЗПР относится к детям с педагогической запущенностью, обусловленной социальной депривацией.

Сенсомоторная деятельность способствует интеллектуальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, благо­приятной адаптации к учебному процессу и успешному обучению в школе, овладение детьми различными метапредметными и предметными навыками (по требованиям ФГОС второго поколения), мощному раз­витию познавательной сферы «особого» ребенка. Т. е. у детей с ЗПР развитие познавательной сферы значительно отстаёт от развития здоровых детей. Это проявляется различными способами:

  • в нарушении восприятия, оно является фрагментарным и недостаточным;
  • слабо развиты пространственные представления об окружающем мире;
  • низкий уровень внимания с выраженной неустойчивостью, рассеянностью и слабой концентрацией;
  • довольно низкий уровень развития памяти и мыслительных процессов. Учёными отмечается, что у детей с ЗПР проявляется пониженный интерес к окружающему миру, наблюдается некоторая вялость, отсутствует инициатива, нередко присутствует высокий уровень тревожности, а, значит, что все эти особенности могут привести к затруднению познания детьми окружающего мира, к ограниченности средств их общения с другими людьми, способствуют социальной и школьной дезадаптации.

Одними из приоритетных задач в современном образовании детей с ЗПР является их социальная адаптация и получение базовых учебных навыков, дальнейшая коррекция и выравнивание к 4‑5 году обучения в школе к показателям детей условной нормы. Таким детям нужна специальная коррекционная помощь, причем, в разном объёме. И первый шаг по оказанию психолого-педагогической помощи — сенсомоторное развитие ребёнка в период раннего школьного возраста. Я поставила перед собой задачи коррекции, компенсации и макси­мального восстановления нарушенных функций. А также попыталась создать такие психолого – педагогические условия обучения и воспитания обучающегося с ЗПР в нашей школе, которые способствуют:

  • возникновению желания познавать окружающий мир;
  • развитию социального поведения;
  • овладению возможными средствами коммуникации;
  • формированию культурных навыков, усвоению социальных норм и правил, усвоению базовых учебных навыков.

В нашей образовательной организации (школа сельского типа) обучается 2 ребенка с данным диагнозом. Обучение происходит по АООП и в течение учебного периода осуществляется психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса обучающегося.

Для реализации задач по сенсомоторному развитию воспитан­ников я разработала программу коррекционно - развивающих занятий «Сенсомоторное развитие познавательной сферы детей с ЗПР «Умняшка» для младшего школьного возраста».

Целью разработки данной программы является развитие инди­видуальных познавательных интересов и способностей обучающегося путём систематических занятий сенсомоторной деятельностью.

Программа предусматривает решение следующих задач:

  • содействовать исправлению недостатков развития общей и мелкой моторики;
  • способствовать возникновению желания познавать окружающий мир через сенсомоторную деятельность;
  • формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять сущест­венные признаки предметов и явлений и выражать их на примере занятий сенсомоторной деятельностью;
  • совершенствовать зрительно-двигательную координацию;
  • совершенствовать и развивать познавательные процессы (память, мышление, речь, воображение, внимание) с помощью занятий сенсо­моторной деятельностью;
  • снизить общий уровень тревожности;
  • развивать регулятивную, коммуникативную функцию речи, обеспечивающей социализацию ребёнка с ЗПР.

Программа включает в себя работу по следующим направлениям:

  • сенсомоторная деятельность в песочной терапии,
  • игротерапия с сенсорными книгами, ковриками, развивающими игрушками, природными материалами (ракушками, камнями, шишками),
  • психодиагностика познавательных процессов по периодам

Песочная терапия - одна из разновидностей игровой терапии. «Терапия песком» - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир, ощутить свободу и безопасность самовыражения. Это способ выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкос­нуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. В занятиях песочной терапии использую элементы из практикумов по песочной терапии Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеевой Т.Д. и Нисневич Л.А. Детей песок привлекает своей необычной структурой и новыми ощущениями, которые они испытывают при касании. Некоторые дети, увидев перед собой песок, хотят его потрогать, понюхать, некоторые даже облизывают и залезают в него руками. Это зависит от индивиду­альных особенностей ребенка, его уровня развития. Как правило, сначала, манипуляции с песком выглядят совсем просто: ребенок смотрит, трогает, прихлопывает по нему, разбрасывает, а через какое-то время может начать проводить пальчиком линии по песку, рисовать отдельные орнаменты, лепить простые композиции.

Рисование песком улучшает работу мозга, все психические и физи­ческие процессы. Очень важно дать ребенку возможность пересыпать этот терапевтический стройматериал (для успокоения и расслабления), лепить из него всевозможные формы, фигурки (для пробуждения фантазии, и для развития мелкой моторики рук), отыскивать зарытые сокровища (это позволяет создать заинтересованность) и просто сочинять сказки и рисовать их (пробуждает фантазию, развивает речь).

Разнообразие игр с песком настолько велико, что перечислить все невозможно. Мною используется несколько приемов по снятию мышечного напряжения, развитию мелкой моторики, координации движения рук, тактильных ощущений, психических процессов (внимание, память), мышления, воображения, речи, а также развитию слухового и зрительного восприятия:

  • положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев;
  • погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки, затем поочередно, то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно;
  • погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны»;
  • погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки - рожки», «один пальчик-все пальчики»), при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок;
  • поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзаго­образные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.), выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
  • "сказка в песке” - ребенку предлагается самому придумать небольшую сказку, используя героев и предметы из любых фигур;
  • «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и наконец мизинец рисует всевозможные причудливые формы, зигзаги, волны, линии, соединяет их между собой, получая изображение на что-то или кого-то похожее;
  • «отыщи сокровище» - поиск спрятанных предметов в песке.

Обучающийся с ЗПР не всегда может выразить словами свои переживания, страхи, волнения, и тут ему на помощь могут прийти игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью рисунка, на песке, любой ребенок освобождается от напряжения. Можно изображать на песке любые сюжетные картинки и потом рассказывать о них.

Песочная терапия стала в школьной практике необычным игровым приемом, который поспособствовал обогащению словарного запаса, развитию связанной речи, творческого рассказывания не только у детей с ЗПР, но и детей условной нормы. Одновременно с песком использую в практике дополнительный наглядный материал: ракушки, вода, шишки, пластиковые фигурки, крупа, картинки и иллюстрации, - что позволяет создать на занятии более информативную и интерактивную атмосферу.

Своими острыми песчинками песок производит раздражение кожных рецепторов, тем самым почти на протяжении всего занятия, осуществляется массаж кистей рук ребенка. Игровые занятия тактильного характера развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, развивают его высшие корковые функции, такие как: память, внимание, мышление, пространственное восприятие, вообра­жение, наблюдательность и, конечно же, речь, - т. е. игры в песочнице обеспечивают мощнейшее воздействие на интеллект ребенка.

Вторым не менее эффективным направлением развития сенсомотор­ной деятельности в коррекционной программе является игротерапия с сенсорными книгами, которые сшиты своими руками. Их также называют «трогательными» в самом прямом смысле этого слова, так как они дают ребёнку возможность «прочувствовать произведение». Эти книги обладают уникальной способностью дарить ребенку не только яркие эмоциональные переживания, но и прекрасные тактильные ощущения. Вступая в активное взаимодействие с персонажами сенсорной книгой, ребёнок учится ощущать этот мир наиболее полно, всеми данными ему природой органами чувств. Сенсорные книги вызывают искренний интерес обучающихся. Нет нужды заставлять ребенка заниматься. Он делает это сам, а различные приятные тактильные ощущения являются сильным стимулом к занятиям. Сначала ребёнок стремится не прочесть или услышать, а потрогать! Этот прием активно используется в обучающей системе Монтессори.

Книга сшита мною самостоятельно из различной ткани (мягкой, гладкой, шершавой). Все страницы имеют разный сюжет: полянка для пчелки, красочная палитра, волшебное деревце, умные ботиночки, лабиринт бабки-Ёжки, сказочные пазлы, тик-так часики, кормим зверюшек, сказка «Репка». В каждом сюжете необходимо выполнить определенное задание, например, накормить пчелку нектаром цветов, которые прикрепляются на липучках, рассказать сказку «Репка» подвижными персонажами, выбрать правильную дорогу в лабиринте для бабки - Ёжки, научиться шнуровать ботиночки разными комби­нациями и т. д. Задание каждый раз может дополняться новыми вспомогательными предметами, новыми игровыми сюжетами. А самое главное, обучающийся сам может выстраивать цепочку действий на каждой странице сенсорной книги. За недолгий период работы с сенсорными книгами по программе коррекционно- развивающих занятий мною подтверждены основные преимущества работы этим методом: занятия с сенсорной книгой способствуют мотивации речевой деятель­ности младших школьников; влияют на психическое и эмоциональное состояние детей через комплексное воздействие цвета, формы, тактильных ощущений; задействуют естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации; увеличивают объем памяти; развивают речемыслительную деятельность детей; тренируют ассоциа­тивное мышление детей, что облегчает процесс развития наблюда­тельности и памяти; развивают мелкую моторику рук (пристегивание, шнуровка, прикрепление «липучек»); предоставляют младшему школь­нику возможность самостоятельности и сотворчества; возможность использования в кругу семьи. Практика показала, что сенсорная книга прекрасно мотивирует детей на запоминание материала, помогает чётко и последовательно строить рассказ, играя, но не увлекаясь деталями и не упуская главного.

Организованная коррекционно - развивающая работа, основанная на сенсомоторной деятельности в песочной терапии и занятиях с сенсорными книгами, способствуют развитию познавательной сферы обучающихся с ЗПР, а также формированию системы представлений об окружающем мире, развивает психические процессы и познавательную активность детей, располагает к формированию коммуникативных навыков и в перспективе способствует благоприятной социализации личности. Это подтверждается тем, что ученики с ЗПР, обучаясь по АООП в комплексе с коррекционо-развивающей работой полностью усваивают учебную программу, являются аттестованными с положитель­ными отметками по всем предметам, предусмотренными программой, в некоторых областях ученицы преуспевают настолько, что показывают результаты лучше, чем остальные ребята в классе (являющимися условной нормой). Несомненным доказательством положительного эффекта коррекционно-развивающей работы, построенной на принципах сенсомоторной деятельности, являются результаты психодиагностики в динамике психолого-педагогического сопровождения в течение учебного года. В дальнейшем мною поставлены цели детального изучения динамики познавательных процессов обучающегося с ЗПР в условиях коррекционно – развивающих занятий по программе за период начальной школы.

 

Список литературы:
1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии» СПб.: «Речь», 2000 – 310 с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Игра с песком» - Практикум по песочной терапии. СПб.: «Речь», 2000 – 256 с.
3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005 – 310 с.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.
5. Мамайчук И.И. «Психологическая помощь детям с проблемами в развитии». - СПб.: Речь, 2006, 224с.
6. Штейнхардт Ленор «Юнгианская песочная психотерапия» Изд-во «Питер» 2001 – 154 с.