Статья:

Колористическая организация рабочего пространства как условие оптимизации трудовой деятельности

Конференция: IV Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Психология

Выходные данные
Невзорова П.А. Колористическая организация рабочего пространства как условие оптимизации трудовой деятельности // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам IV междунар. науч.-практ. конф. — № 3(4). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 55-58.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Колористическая организация рабочего пространства как условие оптимизации трудовой деятельности

Невзорова Полина Александровна
студент 3 курса, кафедра дизайна архитектурной среды и технической графики СмолГУ, РФ, г. Смоленск

 

Под колористической организацией рабочего пространства понимают не только выбор оптимальной цветовой палитры для конкретного рабочего места или помещения, но и соотношение этих цветов в пространстве, расположение их относительно работника и друг относительно друга.

Актуальность данной темы связана с растущим вниманием работодателей и крупных фирм к условиям труда работников, нематериальным путям их мотивации и повышения эффективности. Грамотный дизайн рабочих пространств, который всё чаще становится объектом пристального внимания в ходе организации максимально эффективного рабочего процесса, невозможен без оптимального выбора колористической организации рабочего места.

Понятие «цвет» связано со способностью нашего глаза различать цвета. Цвет влияет не только на наши представления о предмете, на наши эстетические впечатления от него, но и вызывает ряд неосознанных психологических процессов, которые изучают и активно используют в своей практике как дизайнеры интерьера, маркетологи, графические дизайнеры, так и архитекторы.

Рациональное цветовое оформление производственного интерьера – действенный фактор улучшения условий труда и жизнедеятельности человека. Изучение взаимосвязи между цветовым оформлением рабочего интерьера и рабочей эффективностью занятого в нём человека насчитывает не одно десятилетие. Так, века наблюдений показали, что светлые и тёплые цвета поднимают настроение, возбуждают, а темные и холодные – затормаживают, успокаивают, иногда – вызывают грусть. «Румынский врач Стефанеску-Гоанга исследовал влияние цвета на дыхание и частоту пульса. Согласно полученным данным, частота дыхания и пульса увеличивается при пурпурном, красном, оранжевом и желтом цветах, в то время как при воздействии зеленого, индиго и фиолетового пульс и дыхание замедляются» [3, с. 273].

Французский врач Ферре исследовал взаимосвязь производительности труда и цвета. Он установил, что «при кратковременной работе производительность труда увеличивается при красном свете, а при синем – снижается» [1]. Свои выводы Ферре основывал на опытах, проводимых с участием людей, работавших с динамометром, реагирующим на сжатие руки, в интерьерах определенного цвета, потому в большей степени данные исследования относятся к физическому труду.

Для работников интеллектуального и творческого труда в решении рабочего пространства необходимо учитывать следующие особенности: такой труд требует

·     концентрации внимания – а значит, рабочая поверхность, над которой будет расположен объект труда, будь то чертёж, монитор или предмет – должен быть физиологически нейтральных цветов – серых, бежевых либо нейтральных зеленых, допустимы стимулирующие оранжевые оттенки, однако в любом случае цвета должны быть ненасыщенными, чтобы не отвлекать слишком много внимания;

·     активной интеллектуальной деятельности – допустимо ввести за пределами активной рабочей области акценты тёплых цветов, которые с одной стороны, не будут слишком агрессивно отвлекать от рабочего процесса, а с другой – попадут в поле зрения и будут оказывать стимулирующее воздействие – это могут быть детали фурнитуры, аксессуары, элементы оформления. Важно обратить внимание, что такие цвета, как красный или оранжевый воспринимаются очень активными, даже если ими окрашены небольшие поверхности, поэтому в рабочее пространство их следует вводить с осторожностью;

·     спокойствия и усидчивости – поэтому окружающие работающего человека поверхности, кроме непосредственно рабочей, могут иметь холодную или нейтрально фиолетовую расцветку.

Таким образом, колористическое решение рабочего пространства должно опираться на ряд факторов:

·     характер труда (физический или интеллектуальный);

·     специфику конкретной деятельности;

·     индивидуальные особенности человека (цветовые предпочтения, темперамент);

·     место расположения рабочего пространства (общественное или персональное).

Различают прямое психологическое воздействие цвета, вызывающее у нас ощущение тепла или холода, чувство печали или веселья и т. п., и вторичное воздействие, связанное с субъективными или объективными ассоциациями, возникающими от воздействия цвета. Вторичное воздействие цвета очень спорно и может меняться в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Однако есть группа относительно общих впечатлений, появляющихся вследствие эффективных и субъективных ассоциаций.

Таблица 1.

Цвета и их психологическое воздействие

Цвет

Психологическое воздействие

Оранжевый и красный

Горячие – дают ощущение тепла, бодрости; в окружении такого цвета проще заниматься активной деятельностью, преимущественно физической

Желтый

Тёплый – бодрит, вызывает чувство радости

Зеленый

Нейтральный – успокаивает, настраивает на пассивность и отдых

Синий и голубой

Холодные – успокаивают, вызывают ощущение прохлады

Чёрный

Тяжёлый цвет, негативно сказывается на настроении и трудоспособности

Белый

Однообразный, вызывает безразличие

 

«Относительно физиологически нейтральными являются цвета середины спектра (зеленые, желто-зеленые) и светлые ахроматические (серые), занимающие промежуточное положение между группами холодных и теплых цветов. Эти цвета получили наименование физиологически оптимальных цветов» [2].

Не менее важную роль в психофизиологическом воздействии цвета имеет его насыщенность и светлота, а также занимаемая им площадь поверхности. Темные насыщенные цвета воспринимаются тяжёлыми и быстро вызывают цветовое утомление, а светлые – ощущение легкости, света, повышают работоспособность.

С психологической точки зрения общественное или производственное помещение однородного белого или близкого к белому ахроматического цвета утомляет и воздействует на рабочих и посетителей угнетающе. Это наблюдение справедливо и в том случае, когда мы говорим о больничных и медицинских помещениях – пребывание там часто связано с глубокими переживаниями и стрессом для человека, и полностью белые интерьеры в этом случае усугубляют психологический дискомфорт. Чтобы этого избежать, необходимо выполнить более разнообразное цветовое оформления в физиологически оптимальных цветах.

Следовательно, рекомендуется окрашивать в синий цвет и голубые тона помещения и оборудование, где есть значительное выделение тепла и где много шума. Красные и желтые цвета оказывают возбуждающее влияние, поэтому их нужно использовать ограниченно. Однако при окраске помещений и оборудования следует избегать одноцветности, так как однообразие надоедает, вызывая охранительное торможение. Цвет окрашенных поверхностей влияет и на условие работы. Если человеку постоянно приходится иметь дело с коричневыми деталями, и все окружающие его поверхности окрашены в тот же цвет, это мешает сосредоточиться на объекте труда и утомляет глаза.

Таким образом, проблема грамотной колористической организации рабочего пространства кране актуальна, поскольку позволяет добиться повышения эффективности работников как физического, так и интеллектуального труда, оптимизировать рабочие отношения в коллективе и добиться оптимальных результатов в общественной и торговой деятельности.

 

Список литературы:
1. База студенческих работ – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.refbzd.ru/viewreferat-2650-1.html - (Дата обращения 10.04.2017).
2. Исследовательская работа «Значение цвета в жизни человека» Кузнецова Мария – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/04/23/issledovatelskaya-rabota... - (Дата обращения 2.04.2017).
3. Рубинштейн, Сергей Леонидович Основы общей психологии – Издательский дом «Питер» – 1999г. – 720 с.