Статья:

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ СТАБИЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ

Конференция: LXXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Медицинская психология

Выходные данные
Шаброва Е.С. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ СТАБИЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 5(84). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ СТАБИЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ

Шаброва Екатерина Сергеевна
студент факультета психологии и педагогики, Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова - ИЭУП, РФ, г. Казань

 

FEATURES OF THE PERSONALITY STABILIZING SYSTEM OF STUDENTS

 

Ekaterina Shabrova

Student of the faculty of Psychology and Pedagogy, Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov - IEUP, Russia, Kazan

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности системы стабилизации личности студентов, а также в работе проведен обзор и анализ теоретических и эмпирических исследований по данной теме. Система стабилизации личности рассматривается как функциональная система, к основным компонентам которой относят психологические защитные механизмы и копинг-поведение.

Abstract. The article discusses the features of the personality stabilizing system of students, as well as the paper reviews and analyzes theoretical and empirical studies on this topic. The personality stabilization system is considered as a functional system, the main components of which include psychological defense mechanisms and coping behavior.

 

Ключевые слова: система стабилизации личности, психологическая защита личности, совладающее поведение.

Keywords: personality stabilizing system, psychological defense mechanisms, coping behavior.

 

Актуальность и значимость исследования проблемы формирования и  успешного функционирования системы стабилизации личности связана с происходящими в настоящее время социально-экономическими, культурными, политическими изменениями в обществе, которые оказывают влияние на процесс развития личности и ее социализации.

Современное общество заинтересовано в специалисте, который обладает не только набором профессиональных знаний и умений, но и определенным набором коммуникативных, социально-психологических способностей, которые позволяют ему быть более востребованным на рынке труда и адаптивным в профессиональной деятельности. 

Система стабилизации личности рассматривается как функциональная система, обеспечивающая в стрессовых или просто новых обстоятельствах: 1) сохранность психического и соматического здоровья, 2) психическую стабильность, 3) возможность адаптации [2].

Важнейшим показателем успешного функционирования системы стабилизации личности является сохранность психического и соматического здоровья человека вне зависимости от обстоятельств [2].

В работах Н.П. Ничипоренко и В.Д. Менделевича к структурообразующим элементам системы стабилизации личности относят: психологические защитные механизмы, копинг-поведение, а также антиципационную состоятельность (прогностическую компетентность) [1; 3].

В учебных пособиях Казанской государственной медицинской академии, Иркутского государственного медицинского университета приводится определение психологической защиты как специальной системы стабилизации личности, направленной на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта [2; 4].

В условиях стресса психологическая адаптация человека происходит, главным образом, посредством двух механизмов: психологической защиты и копинг-механизмов [2; 4]. Для исследования данных механизмов у студентов были использованы опросник «Индекс жизненного стиля», опросник способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкмана .

Исследование проводилось в ГБОУ СПО Медико-фармацевтическом колледже города Казани. В нем приняли участия студенты 2 курса фармацевтического факультета в возрасте 17-18 лет. Общее количество испытуемых: 40 студентов из двух групп фармацевтического факультета: 5204 и 5206.

Для определения преобладающих стилей психологических защит у студентов медицинского колледжа был использован опросник «Индекс жизненного стиля».

Таблица 1.

Средние значения механизмов психологической защиты исследуемых групп студентов фармацевтического факультета

Механизм психологической

защиты

Группа 5204

Группа 5206

в баллах

в баллах

Отрицание (A)

6,8

6,75

Вытеснение (B)

4,55

3,25

Вытеснение (B)

6,35

6,55

Компенсация (D)

4,8

5,2

Проекция (E)

9,3

8,2

Замещение (F)

5,8

5,15

Интеллектуализация (G)

6,1

5,75

Реактивные образования (H)

4,75

4,5

 

Проведя обследование и проанализировав результаты можно сказать, что средние значения механизмов психологической защиты выборки двух групп студентов фармацевтического факультета соответствуют оптимальным значениям. Студенты, принявшие участие в исследовании, обладают умением личности сохранять психическую стабильность и справляться с напряжением.

Средние значения студентов группы 5204 по шкале проекции (Е) превышают диапазон оптимальных значений (4-8 баллов). Высокая проекция сильно искажает восприятие нами другого человека. В этом случае происходит приписывание человеком непризнаваемых собственных мыслей, чувств и мотивов другим людям.

Определение преобладающих стилей психологических защит у студентов медицинского колледжа выявило, что исследуемые снимают возникшее напряжение с помощью неконструктивных механизмов защит: проекция, отрицание, регрессия. Из конструктивных данные студенты предпочитают такие механизмы психологических защит, как интеллектуализация и компенсация.

 

Рисунок 1. Показатели средних значений механизмов психологической защиты студентов фармацевтического факультета

 

Сравнительный анализ механизмов психологической защиты выборки двух групп студентов фармацевтического факультета обнаружил статистически значимые различия в защитном механизме вытеснения  (t = 1.8, р<0.1). Различия в остальных механизмах защиты не достигли статистически достоверных значений.

Для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий у студентов медицинского колледжа был использован опросник способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкмана.

Таблица 2.

Средние значения способов совладания исследуемых групп студентов фармацевтического факультета

Копинг-стратегии

Группа 5204

Группа 5206

в баллах

в баллах

Конфронтационный копинг (К)

8,85

7,9

Дистанцирование (Д)

9,6

8,05

Самоконтроль (С)

13,25

10,5

Поиск социальной поддержки (ПСП)

10,6

9,4

Принятие ответственности (ПО)

7,95

7,25

Бегство-избегание (Б-И)

12,55

8,9

Планирование решения проблемы (ПРП)

11,45

10,05

Положительная переоценка (ПП)

14,05

11,4

 

Результаты способов совладания выборки двух групп студентов фармацевтического факультета соответствуют средним значениям нормы. Адаптационный потенциал личности относится к пограничному состоянию.

Проведенное исследования способов совладания показало, что у исследуемых студентов преобладают конструктивные способы совладания: положительная переоценка, самоконтроль, планирование решения проблемы. Из деструктивных стратегий совладания данные студенты предпочитают бегство-избегание.

При проведении сравнительного анализа способов совладания выборки двух групп студентов фармацевтического факультета получились статистически значимые различия в таких способах совладания, как самоконтроль (t =2.4, р <0.05). Различия в остальных способах совладания не достигли статистически достоверных значений. Выбор способов совладания в проблемной ситуации зависит от личности субъекта и реальной ситуации. Таким образом, различия в способах совладания у студентов логичны, так как они напрямую зависят от личностных качеств и способностей человека.

 

Рисунок 2. Показатели средних значений способов совладания студентов фармацевтического факультета

 

При проведении сравнительного анализа способов совладания выборки двух групп студентов фармацевтического факультета получились статистически значимые различия в   таких способах совладания, как самоконтроль (t =2.4, р <0.05), бегство-избегание (t =3.4, р <0.01), положительная переоценка (t =2.2, р <0.05). Различия в остальных способах совладания не достигли статистически достоверных значений. Выбор способов совладания в проблемной ситуации зависит от личности субъекта и реальной ситуации. Таким образом, различия в способах совладания у студентов логичны, так как они напрямую зависят от личностных качеств и способностей человека.

Обобщив результаты исследования особенностей системы стабилизации личности у студентов, можно сказать, что студенты медицинского колледжа обладают умением личности сохранять психическую стабильность и справляться с напряжением. Система стабилизации личности у студентов фармацевтического факультета функционирует успешно.

 

Список литературы:
1. Менделевич В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза. – Казань: Медицина, 2011. – 288 с.
2. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом : учеб.-метод. пособие. – Казань, 2003. – 104 с.
3. Ничипоренко Н.П. Система стабилизации личности как фактор этиологии психосоматического процесса и совладания с болезнью // Практическая медицина. — 2015. — №5. — С. 46-50.
4. Собенников В.С., Ясникова Е.Е. Психологическая защита: учеб.-метод. пособие. – Иркутск, 2013. – 28 с.