Статья:

Особенности одиночества студентов педагогического вуза в период вынужденной самоизоляции

Конференция: XLIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Социальная психология

Выходные данные
Забудская В.В., Кочурова Н.О., Кольцова И.В. Особенности одиночества студентов педагогического вуза в период вынужденной самоизоляции // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLIV междунар. науч.-практ. конф. — № 10(44). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 72-78.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности одиночества студентов педагогического вуза в период вынужденной самоизоляции

Забудская Виктория Витальевна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Кочурова Нелли Олеговна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Кольцова Ирина Владимировна
канд. психол. наук, старший преподаватель, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь

 

FEATURES OF LONELINESS OF STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY DURING THE PERIOD OF FORCED SELF-ISOLATION

 

Victoria Zabudskaya

Student, Stavropol State Pedagogical Institute, Russia, Stavropol

Nelly Kochurova

Student, Stavropol State Pedagogical Institute, Russia, Stavropol

Irina Koltsova

Cand. Psychol. Sciences, Senior Lecturer, Associate Professor, Stavropol State Pedagogical Institute, Russia, Stavropol

 

Аннотация. Статья знакомит читателей с актуальной на сегодняшний день проблемой одиночества в период вынужденной самоизоляции. В период пандемии и вынужденной самоизоляция возникают проявления «деструктивных психических реакций». В связи с этим задачей данной статьи является рассмотрение и анализ вопросов, связанных с готовностью студентов преодолевать сложные жизненные проблемы. В своей работе авторы представили экспериментальные данные по изучению причин и особенностей одиночества студентов педагогического вуза в период вынужденной самоизоляции.

Abstract. The article acquaints readers with the current problem of loneliness during the period of forced self-isolation. During a pandemic and forced self-isolation, manifestations of  "destructive mental reactions" appear. In this regard, the task of this article is to consider and analyze issues related to the readiness of students to overcome difficult life problems. In their work, the authors presented experimental data on the study of the causes and characteristics of the loneliness of students of a pedagogical university during the period of forced self-isolation.

 

Ключевые слова: одиночество; вынужденная самоизоляция; коронавирус; пандемия; общение; студенты; интернет-зависимость.

Keywords: loneliness; forced self-isolation; coronavirus; pandemic; communication; students; Internet addiction.

 

В настоящее время весь мир переживает непростое явление «вынужденная самоизоляции», связанное с быстроразвивающейся пандемией коронавируса. Меры, принятые президентом Российской Федерации, направлены на недопущение массового заражения граждан и роста смертности от коронавируса.

Однако, как отмечает Н.В. Сидячева, условие вынужденной самоизоляции непривычно для современного российского общества, что негативно сказывается на привычном ритме жизни каждого человека. Нестабильность и непредсказуемость вынужденной самоизоляции оказывает отрицательное влияние на психологическое и физическое здоровье личности [6].

Поменялось и представление людей о стабильности и комфорте в этот непростой период. К примеру, постоянные новости о развивающихся событиях, касающихся пандемии, сказываются на сознании людей, на их психическом равновесии, материальной стабильности. Люди испытывают состояние неопределенности, страх за будущее, попадают в стрессовую ситуацию, «теряются» [7]. Также вынужденная самоизоляция оказывала влияние на особенности детско-родительских отношений  [5].

Н. И. Диская подчеркивает, что в данной ситуации пришлось приспосабливаться и системе образования. В настоящее время вопрос дистанционного обучения в условиях вынужденной самоизоляции стоит наиболее остро. С точки зрения психологической готовности всех участников образовательного процесса к такой форме обучения, данная проблематика заставляет их приспосабливаться, находить возможности поддерживать привычный образ жизни [1].

Вынужденная самоизоляция в период пандемии способствует проявлению «деструктивных психических реакций» у здоровых людей, среди которых – тревога, страх, фобия, одиночество, навязчивость и депрессия, а также искаженное восприятие реальной ситуации. Самоизоляция также оказала негативное влияние и на жизнь студентов, которые чаще стали испытывать стресс, скучают по общению с одногруппниками [4].

Студенчество, представляя собой социальную общность, обладающую адаптивностью к ритму современной жизни, в период вынужденной самоизоляции в связи с недостаточно накопленным опытом преодоления сложных жизненных проблем, оказалось в ситуации неопределенности [3].

Опираясь на методику психолога Д. А. Яковлевой – Опросник «Отношение к себе» [7] мы разработали анкету для определения уровня одиночества студентов в период самоизоляции и провели исследование на базе ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт».

В исследовании принимали участие студенты 4 курса в количестве 30 человек. Из них 12 юношей, 18 девушек. В период самоизоляции 50% (15 чел.) студентов проживали с родителями, 20% (6 чел.) - с другими родственниками, 10% (3 чел.) - с семьей и детьми, 20% (6 чел.) - самостоятельно.

В результате выявлено, что на первый вопрос: оказывают ли влияние условия вынужденной самоизоляции на уровень переживания одиночества, студенты выбрали следующие варианты ответов:

30% (9 чел.) опрашиваемых испытывали одиночество, из них 10% (3 чел.) - наиболее остро переживали это чувство;

43,3% (13 чел.) студентов отметили, что самоизоляция не повлияла на переживание одиночество;

16,7% (5 чел.) респондентов иногда хочется побыть наедине с собой, без социальных контактов;

10% (3 чел.) студентов высказали мнение, что им понравилось проводить время дома, с семьей.

Ценность общения или, наоборот, одиночества оценивалось при помощи соответствующих пословиц и афоризмов, предложенных студентам на выбор, соответствующих их внутреннему миру в период пандемии.

Анализ выбранных высказываний показал, что большинство опрашиваемых студентов (70% - 21 чел.) выбирали фразы, отражающие как общение, так и одиночество, 13,3% (4 чел.) респондентов – только ценность человеческого общения, оставшиеся 16,7% (5 чел.) отдали предпочтения фразам, выражающим одиночество.

Ответы на третий вопрос о том, с кем бы студенты, в первую очередь, хотели наладить отношения и связи, в которых они были до самоизоляции, распределились следующим образом:

50% (15 чел.) - с друзьями;

26,7% (8 чел.) - с семьей и родственниками;

13,3% (4 чел.) - с одногруппниками и преподавателями института;

10% (3 чел.) - ни с кем, им нравится новый формат общения.

Дефицит живого общения в период вынужденной самоизоляции привел к тому, что:

80% (24 чел.) респондентов стали общаться намного чаще с помощью мобильной связи и сети Интернет;

13,3% (4 чел.) отметили, что частота общения с родными и друзьями осталась на прежнем уровне;

6,7% (2 чел.) полностью «погрузились» в мир виртуального общения.

Частое обращение к услугам интернет, лёгкость в пользовании его возможностями, простота и необременительность общения в сети, полнота и доступность хранящейся там информации, большой каталог развлечений и возможностей «Всемирной паутины» становятся основными причинами Интернет-зависимости студентов, которая бьёт по их развитию, учёбе, общению, самооценке и интеллекту и создаёт серьёзные проблемы в их жизни [2].

На пятый вопрос анкеты – «Как Вы относитесь к продлению периода самоизоляции в ближайшем будущем?», студенты ответили следующим образом:

10% (3 чел.) положительно;

80% (24 чел.) отрицательно;

10% (3 чел.) нейтрально.

Количественный анализ результатов исследования представлен в таблице 1 и на рис.1.

Таблица 1.

Количественный анализ результатов исследования уровня одиночества студентов в условиях вынужденной самоизоляции

Количественный анализ результатов исследования уровня одиночества студентов

Уровень одиночества

Относительный показатель

Абсолютный показатель (средний показатель)

0-5 баллов

16,7%

Высокий

6-12 баллов

48%

Средний

13-16 баллов

35,3%

Низкий

 

Рисунок 1. Уровень одиночества студентов в условиях вынужденной самоизоляции

 

В качестве эмоциональных состояний студентов и переживания ими чувства одиночества в период вынужденной самоизоляции, на основании результатов исследования, выделим:

  1. сочувствие к себе;
  2. ощущение незащищенности и изолированности;
  3. отчужденность и ранимость;
  4. неловкость, смирение;
  5. гнев и злость.

К причинам ощущения студентами чувства одиночества во время самоизоляции отнесем следующие:

- неуверенность в себе;

- заниженная или, наоборот, завышенная самооценка;

- отсутствие близких людей;

- нежелание обучаться дистанционно.

Типично мужскими реакциями на одиночество в условиях вынужденной самоизоляции явились: в первую очередь, компьютерные игры, затем прогулки на машине (велосипеде, мотоцикле).

Реакция девушек на переживание одиночества проявилась в чтении, телефонном общении с друзьями, заполнении свободного времени домашней работой или учебой. Студентки могут контролировать свою тревогу и гнев, используют различные упражнения для снятия отрицательных эмоций.

Причем, девушки-студентки, в отличие от юношей, более охотно занимались учебной деятельностью в рамках дистанционного обучения и отмечали, что оно отвлекало их от мыслей об одиночестве.

Юноши же, в свою очередь, в период самоизоляции удовлетворяли свои физиологические потребности, в частности, достаточно долго отдыхали и разнообразно питались. Это, по их мнению, способствовало снижению уровня тревожности и улучшало настроение.

Исходя из вышеизложенного, отметим, что результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что условия вынужденной самоизоляции практически не повлияли на переживание одиночества студентами педагогического вуза. Однако, 16,7% опрошенных студентов испытывают чувство одиночества. Для остальных респондентов выражено стремление к общению и взаимодействию с социумом.

 

Список литературы:
1. Диская Н. И. Влияние режима обязательной самоизоляции на мотивацию студентов к обучению и социальному взаимодействию // Педагогические инновации. – 2020. – № 8. – С. 30-45.
2. Долганина В. В., Кольцова И. В., Погребная О. В. Исследование интернет-зависимости у студентов педагогического вуза и меры профилактики // Общество и личность: проблемы гуманизации современного социокультурного пространства: материалы VII Всерос. науч.-практ. конф.: сб. науч. ст. преподавателей, науч.- практ. работников, обучающихся вузов / отв. ред. С. Е. Шиянов, А. П. Федоровский. Ставрополь: АНО ВО СКСИ, 2019. С. 432-437.
3. Ковалева Е. Л. О жизни студентов в самоизоляции // Педагогика. – 2020. – № 4. – С. 100-118.
4. Кольцова И. В., Долганина В. В. Влияние пандемии на возникновение тревожности у студентов педагогического вуза // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. - №4. - Том 8.
5. Кольцова И. В., Ишкова В. В. Особенности детско-родительских отношений в период самоизоляции от инфекции / Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых. Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов (Грозный, 29–30 мая 2020 г.). Материалы Круглого стола «Аксиологический кризис человеческого бытия: гуманизм – трансгуманизм – посттрансгуманизм». – Грозный: издательство Чеченского государственного университета. 2020. – С. 267-270.
6. Сидячева Н. В., Зотова Л. Э. Ситуация вынужденной самоизоляции в период пандемии: психологический и академический аспекты // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 5. – С. 218-225.
7. Яковлева Д. А. Как студенты российских вузов пережили самоизоляцию вовремя COVID-19 // Образование. – 2020. – № 6. – С. 77-90.