Статья:

Понятие «социальный интеллект» и его роль в развитии личности

Конференция: XXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Социальная психология

Выходные данные
Кузенков А.С. Понятие «социальный интеллект» и его роль в развитии личности // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXII междунар. науч.-практ. конф. — № 9(22). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 49-52.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Понятие «социальный интеллект» и его роль в развитии личности

Кузенков Александр Сергеевич
магистрант Московского психолого-социального университета, Россия, г. Москва

 

THE CONCEPT OF "SOCIAL INTELLIGENCE" AND ITS ROLE IN THE DEVELOPMENT OF PERSONALITY

 

Aleksandr Kuzenkov

master's student Moscow state University of psychology and social Sciences, Russia, Moscow

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы определения социального интеллекта и его роли в развитии личности.

Abstract. This article discusses the definition of social intelligence and its role in the development of personality.

 

Ключевые слова: Социальный интеллект; личность; развитие; эмоциональное состояние; интеллект.

Keyword: Social intelligence; personality; development; emotional state; intelligence.

 

В 1920 году в работе Э.Л. Торндайка впервые упоминается термин «социальный интеллект», который входит, по мнению автора, в трехкомпонентную модель интеллекта:

1. Абстрактный интеллект – способность понимать и оперировать идеями;

2. Механический интеллект – способность оперировать конкретными предметами;

3. Социальный интеллект – способность понимать и управлять другими людьми [1].

Ф. Мосс и Т. Хант считали, что социальный интеллект можно определить как способность, лежащая в основе коммуникативных и организационных возможностей индивида в профессиональной деятельности, а именно «человек-человек» [1].

Г. Олпорт говорил о социальном интеллекте как о возможности индивида прогнозировать поведение других людей, верно судить о них и обеспечивать человеку адекватное приспособление в межличностных взаимодействиях, т.е. социальный интеллект понимался Олпортом как некий «социальный дар» [1].

Д. Векслер определял социальный интеллект как способность ребенка к обучению и воспитанию путем откликаемости и отзывчивости на педагогическое воздействие, а также установки и общественное воздействие группы сверстников, одноклассников и одногруппников [1].

Дж. Гилфорд изучая социальный интеллект, отмечал его интегральную интеллектуальную способность, которая отвечает за регуляцию и объединение познавательных процессов для отражения социальных объектов. В социальный интеллект по Дж. Гилфорду входит 6 факторов:

1. Познание элементов поведения (CBU) – способность определять эмоциональную окраску поведения человека;

2. Познание классов поведения (СВС) – способность определять эмоциональную окраску поведения человека в контексте ситуации;

3. Познание отношений поведения (CBR) – способность понимать вербальную и невербальную информацию;

4. Познание систем поведения (CBS) – способность понимать вербальное и невербальное поведение людей в контексте целостных ситуаций взаимодействия;

5. Познание преобразований поведения (СВТ) – способность понимать вербальное и невербальное поведение в контексте разных ситуаций;

6. Познание результатов поведения (CBI) – способность прогнозировать возможные варианты поведения, исходя из контекста ситуации [1].

Согласно теории множественного интеллекта, где выделяются внутриличностный и межличностный интеллект, Х. Гарднер отмечает, что именно межличностный интеллект является отражением социального интеллекта.

Межличностный интеллект определяется как способность понимать эмоциональное состояние других людей и надлежащим образом реагировать на них [1].

Трехкомпонентная теория Р. Стренберга исходит из понимания социального интеллекта как способности добиваться поставленных целей в любой сфере деятельности. Выделяются:

1. Компонентный интеллект – обработка информации путем взаимосвязи внутреннего мира личности и механизмов мышления;

2. Эмпирический интеллект – продуктивность решения новых ситуаций путем опоры на прошлый опыт;

3. Ситуативный интеллект – поведение человека в зависимости от ситуации [1].

Согласно структурно-динамической теории социального интеллекта Д.В. Ушакова, на его формирование оказывают воздействие следующие факторы:

· Потенциал общего интеллекта;

· Эмоционально-личностные особенности индивида;

· Жизненный путь человека, а именно какую деятельность он выбрал, например «человек-человек» или «человек-машина».

Д. Гоулман выделяет следующие особенности социального интеллекта:

· Непрерывный, постоянный характер;

· Невербальная репрезентация;

· Потеря точности социального оценивания при вербализации;

· Преобладание в формировании имплицитного научения;

· Использование «внутреннего опыта» [1].

Е.А. Федорова считает, что социальный интеллект представляет собой совокупность ментальных способностей необходимых для выполнения регулятивной функции познания человеком социума и его поведения в нем [1]. В связи с этим, Е.А. Федорова выделяет следующие элементы социального интеллекта:

· Когнитивный компонент - способность к рефлексии, социальная перцепция, социальная креативность;

· Эмоциональный компонент - способность к эмпатии, эмоциональный интеллект, самооценка;

· Поведенческий компонент - коммуникативная потребность, тип темперамента, позиция, занимаемая в общении, социальная компетентность [1].

Определив понятие «социальный интеллект», можно сказать, что его роль особенно значима в социализации и адаптации личности к окружающей среде, а также развитие социального интеллекта необходимо для успешной профессиональной деятельности в сфере «человек-человек».

Говоря о значимости социального интеллекта, необходимо отметить его влияние на такие коммуникативные и организаторские способности как: деловитость, уверенность в себе, психологический такт и отзывчивость [2].

Кроме того, необходимо отметить и влияние социального интеллекта на профессиональную успешность будущих студентов.

Так отмечается, что социальный интеллект связан с коммуникативной компетентностью, а именно обеспечивает развитие тех качеств, которые необходимы в работе «человек-человек».

Таким образом, социальный интеллект – это интеллектуальная способность, которая необходима для развития личности, а именно социально-нравственных качеств необходимых для успешной социализации и профессиональной деятельности.

Необходимо также отметить, что, понимая других людей, личность может научиться понимать себя и контролировать свое поведение.

 

Список литературы:
1. Микляева Н.В. Социальный интеллект как фактор социальной адаптации, социализации и профессиональной ориентации. – Москва: ООО «Издательство «Спутник+», 2016. – с. 26-37;
2. Филина Н.А. Социальный интеллект как предиктор специальных способностей студентов социальных педагогов. – Москва: Московский психолого-социальный университет, 2010. – с. 70-74.