Статья:

Психологическое сопровождение дошкольников с общим недоразвитием речи

Конференция: IV Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Веревкина Ю.В. Психологическое сопровождение дошкольников с общим недоразвитием речи // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам IV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(4). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 99-103.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Психологическое сопровождение дошкольников с общим недоразвитием речи

Веревкина Юлия Владимировна
аспирант, Московский государственный университет, г. Москва, педагог-психолог Муниципального бюджетного образовательного учреждения детский сад № 10, РФ, г. Красногорск

 

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

 

Yuliya Verevkina

postgraduate student, Moscow state University, Moscow, educational psychologist, Municipal budget educational institution of kindergarten № 10, Russia, Krasnogorsk

 

Аннотация. В статье особое место уделяется психологическим особенностям дошкольников с общим недоразвитием речи. Показано, что данная категория лиц нуждается в специальной организации условий обучения в дошкольной организации. Намечены основные направления коррекционной работы педагога-психолога. Показана результативность специализированного обучения таких детей.

Abstract. In the article special attention is paid to the psychological characteristics of preschool children with General underdevelopment of speech. It is shown that this category of persons in need of special organization of learning conditions in preschools. Outline the main directions of correctional work of the psychologist. Shows the performance of specialized education for these children.

 

Ключевые слова: психология; коррекционно-развивающая работа; общее недоразвитие речи.

Keywords: psychology; correctional-developing work; General underdevelopment of speech.

 

Первым качественным этапом развития ребенка выступает дошкольное учреждение, итогом нахождения в котором должен стать успешный переход ребенка на следующую ступень образования и развития. Дошкольник к 6-7 годам должен овладеть универсальными учебными действиями и интегративными качествами, необходимыми для обучения в школе.   

Проблема подготовки к успешному обучению дошкольников с нарушениями речи является важной и актуальной проблемой коррекционной психологии, так как дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР) составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.

Нарушения речи приводят к «значительному замедлению темпа развития неречевых психических функций, по сравнению с нормой» (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева) [1, с.134], отклонениям в эмоционально-волевой сфере, к деформации в развитии личности.

Пристальное внимание при изучении детей с ОНР уделяется нарушениям внимания (А.Н. Корнев, А.В. Ястребова, О.Н. Усанова, В.А. Ковшиков), памяти (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова и Т.Б. Филичева, Л.М. Шипицина, Л.С. Волкова, Э.Г. Крутикова, Л.С. Цветкова), слухового (А.П. Воронова, Переслени Л. И., Фотекова Т. А..) и зрительного восприятия (А.П. Воронова, Л.С. Цветкова, Е.М. Мастюкова, 1976; Л.М. Шипицина, Л.С. Волкова, Э.Г. Крутикова).

При общем недоразвитии речи мышление детей имеет свои особенности. Исследователи констатируют нарушения наглядно-образного, словестно-логического мышления, в особенности аналитико-синтетической деятельности (И.Т. Власенко, Н.С. Жукова,  Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева,  Г.В. Чиркина). Так же таким детям свойственна низкая осведомленность об окружающем мире (О.В. Преснова).

Как отмечают исследователи, для овладения детьми с ОНР операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения необходимо создание специальных условий (Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина), так как многие из них часто отвлекаются, обращают внимание на несущественные детали, упускают существенное, не могут адекватно оценить ситуацию, легко теряют конечную задачу, не могут составить внутреннего плана ее решения.

По данным исследований Р.Е. Левиной и Н.А. Никашиной, «патологии мозговых систем оформляют не только картину речевого недоразвития, но и всю психическую деятельность ребенка, что способствует затруднению его контакта с окружающими, возникновению частых реакций негативизма, склонности к образованию стереотипий, отрицательного отношения к новому, трудностей при переключении с одного вида деятельности на другой, медлительности всех психических процессов, скованности к неловкости моторики» [3, с.119].  

Доказано, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребёнка с окружающими, что проявляется в заниженной самооценке, проявлениях тревожности и агрессивности разной степени выраженности (И. Ю. Левченко), коммуникативных трудностях из-за несформированности средств общения (О. А. Слинько).

Как справедливо отмечает Тарасова Н.В., на современном этапе развития коррекционной педагогики, психологии и логопедии накоплен достаточно обширный материал по коррекции речевых нарушений детей с ОНР, однако практическое решение проблемы психологического сопровождения остается открытым [5].  

Становится очевидным, что для детей с ОНР не подходят общепринятые программы психологического сопровождения в дошкольных учреждениях, так как они не учитывают основные психологические особенности детей с речевой патологией. В соответствии с этим педагоги-психологи дошкольных организаций испытывают недостаточность методического обеспечения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Очевидно, что основными направлениями коррекционной работы педагога-психолога с дошкольниками с ОНР должны быть:

 психомотрное развитие (дыхательные и глазодвигательные упражнения, растяжки, самомассаж, межполушарное взаимодействие);

 развитие когнитивных процессов (тактильное, кинестетическое, зрительное, слуховое восприятие, пространственные представления, зрительное и слуховое внимание, зрительная и слухо-речевая память, наглядно-образное, словестно-логическое и образно-схематическое мышление, воображение);

• развитие эмоционально-личностной сферы (произвольная саморегуляция двигательной активности и эмоционального состояния, произвольность психических процессов, формирование адекватной самооценки);

  развитие коммуникативной сферы (установление взаимоотношений со взрослыми и детьми, навыки сотрудничества).

При этом коррекционно-развивающая работа должна быть основана на комплексной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда, подразумевающей создание единого коррекционно-образовательного пространства, предполагающего единое календарно-тематическое планирование и согласованность работы по психическому и речевому развитию детей, имеющих общее недоразвитие речи.

Коррекция психо-речевого развития должна носить не только комплексный, но и системный характер, т.е. проводиться с момента поступления ребенка в специализированную группу ДОУ, что, как правило, происходит в возрасте 5-7 лет. Из вышесказанного следует, что срок реализации коррекционно-развивающей работы составляет два года с момента зачисления в старшую группу детского сада и продолжается до перехода ребенка в школу.  Построение коррекционно-развивающей работы для каждого возраста (5-6 лет, 6-7 лет) ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и  учитывает возрастные особенности психического развития детей.

Рассмотрим результаты лонгитюдного исследования (2015-2017 года) дошкольников с общим недоразвитием речи (диаграмма 1). Обследование проводилось при помощи методик возрастного соответствия.

Полученные результаты показывают, что на момент поступления в старшую группу детского сада (2015-2016 уч. г.) высокий уровень психического развития имели лишь двое, что соответствует 11% выборки. Средний уровень  психического развития имела половина воспитанников специализированных групп (50%). Значительная часть детей имела низкий уровень психического развития – 39%. 

 

Рисунок 1. Уровень психического развития дошкольников с ОНР (данные представлены в %)

 

К концу учебного года общая картина изменилась. Мы видим, что большинство детей имеют высокий уровень психического развития – 61%, средний уровень  – 39% детей психического развития имела половина воспитанников специализированных групп (50%).

На момент поступления этих же детей в подготовительную группу детского сада (2016-2017 уч. г.) высокий уровень психического развития имели 11% выборки, высокий  – 17%. Большинство детей имели средний уровень – 72% выборки. К концу года произошли кардинальные изменения. Полученные результаты показывают, что средний уровень психического развития имеют 11% дошкольников с ОНР. Большинство детей имеют высокий уровень психического развития – 89%. Мы видим, что к концу второго года коррекционной работы нам удалось выровнять ход психического развития детей и количество детей с низким уровнем развития сократить до нуля.

Результаты проведенного мониторинга психического развития дошкольников с общим недоразвитием речи свидетельствуют об эффективности коррекционно-развивающей работы, основанной едином календарно-тематическом планировании специалистов.

 

Список литературы: 
1. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. , Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников – М.: Просвещение, 1990. — 239 с.  
2. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. – М.: Академия, 2006. — 320 с.
3. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. — 367с.
4. Логопсихология: учебно-методическое пособие / авт.-сост. С.В. Лауткина. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 173 с.
5. Тарасова Н.В. Психологическая подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. — 173 с.  
6. Филичева Т. Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с.