Родительская компетентность как психологический феномен
Конференция: III Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.
III Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Родительская компетентность как психологический феномен
Parental competence as a psychological phenomenon
Ekaterina Kabanchenko
teacher-psychologist, MBU to OED (R) C "Valeological Center", Russia, Barnaul
Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к пониманию феномена родительской компетентности. Автор выполнен теоретический анализ литературы, автор определил характеристики компетентного родителя.
Abstract. The article discusses different approaches to understanding the phenomenon of parental competence. The author made a theoretical analysis of the literature; the author has defined the characteristics of a competent parent.
Ключевые слова: компетентность; родительство; родительская компетентность; компетентный родитель.
Keywords: competence; parenting; parent competence; competent parent.
Актуальность проблемы родительской компетентности определяется существующим противоречием. С одной стороны, родители признают необходимость самообразования и саморазвития в вопросе воспитания, а с другой стороны родители не понимают основной составляющей родительской компетентности. Поэтому, как отмечает Р. В. Овчарова, действия психологов по повышению уровня компетентности родителя обычно направлены на решение конкретной трудности, а не на выявление единой закономерности в поведении компетентного родителя [3].
Цель данной статьи – через изучение различных подходов к пониманию феномена родительской компетентности сформировать собственной взгляд и понимание, как феномена родительской компетентности, так и характеристик компетентного родителя.
Компетентность означает обладание совокупностью знаний. Компетентный – это грамотный, информированный, сильный в какой-либо области. Д. Равен под компетентностью рассматривал как интеллектуальные, так и личностные свойства [4]. Определяя компетентность в рамках учения П. Я. Гальперина о психике как ориентировочной деятельности, можно сделать вывод, что компетентностью – это «способность субъекта деятельности правильно сориентироваться в ситуации, требующей действия, и правильно ориентировать его исполнение» [1, с.101].
В работах В. Н. Дружинина, И. С. Кона, М. И. Лисиной и др. психологов поднимались опросы о стилях и стратегиях семейного воспитания, о роли родителей в воспитании. На сегодняшний день родительство рассматривается в психологии как феномен, как интегральное психологическое образование личности, состоящее из ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, родительской ответственности, стиля семейного воспитания и строящееся на основе осознания духовного единства с брачным партнером по отношению к своим или приемным детям (ссылка на кона). Р. В. Овчарова рассматривает родительство системно и многопланово. Она выделяет 3 типа родительских установок и ожиданий. Это:
1. Репродуктивные установки супругов в аспекте их отношений, что можно определить фразой «Мы – родители».
2. Установки в детско-родительских отношениях, то есть «Мы – родители нашего ребенка».
3. Установки и ожидания в отношении детей, то есть «Это – наш ребенок» [3].
Теперь остановимся на проблеме родительской компетентности. Проанализировав работы А. А. Бодалева, В. В. Столина, М. О. Ермихиной, Р. В. Овчаровой, Г. Г. Филипповой, И. Ю. Хамитовой и др. Мы выявили несколько точек зрений на феномен родительской компетентности. Под родительской компетентностью М. А. Евдокимова рассматривает способность родителей организовать для ребенка семейную социально-педагогическую среду, в которой произойдет формирование социальных навыков [2]. По мнению В. В. Селиной, компетентный родитель должен обладать определенными личностно-деятельностными характеристиками, а, следовательно, в итоге компетентный родитель способен принимать ребенка как ценность, владеть базовыми психолого-педагогическими знаниями, сотрудничать с ребенком в предметной деятельности, способствовать социализации ребенка через семейное воспитание [5].
Р. В. Овчарова в качестве критерия компетентности родителя определяет отсутствие страха за то, что он «плохой» родитель, отсутствие переноса чувство страха и вины на ребенка. Так, компетентный родитель способен видеть реальную ситуацию роста и развития ребёнка, он может что-то изменять и предпринимать. Компетентный родитель понимает, что необходимо меняться, учиться самому для изменения развития ребенка.
А. А. Бодалев и В. В. Столин отмечают зависимость чувствительности у родителей к ребенку, нормализации системы требований и ожиданий, наличию уверенности в своих силах как родителя от уровня родительской компетентности. Также по мнению А. А. Бодалева и В. В. Столина компетентные родители всегда могут обнаружить посторонние привнесения, которые мешают эффективному и конструктивному детско-родительскому взаимодействию.
Если исходить из понимания компетентности П. Я. Гальпериным, то можно за родительскую компетентность принять способность родителя правильно сориентироваться в ситуации воспитания, требующей родительского действия, и правильно ориентировать исполнение данного действия.
В работах Р. В. Овчаровой, Н. И. Мизиной, М. О. Ерохиной структура родительской компетентности рассматривается как совокупность трех составляющих:
1. Когнитивная компетентность
2. Эмоциональная компетентность
3. Поведенческая компетентность.
В то время как Е. О. Смирнова определяет социально перцептивную компетентность родителей, социально-психологическую, ауто-психологическую, психолого-педагогическую, коммуникативную компетентность родителей.
Таким образом, проанализировав точки зрения разных психологов по проблеме родительской компетентности, мы пришли к выводу, что данный феномен раскрывается через:
1. Осознание родителями ценности собственного развития в сфере детско-родительских отношений.
2. Признание приоритета собственного родительского опыта.
3. Наличие определенных психолого-педагогических знаний по основным вопросам роста и развития ребенка.
4. Наличие навыков и умений применять знания при решении воспитательных ситуаций.
5. Умение изменять свое поведение в зависимости от поведения ребенка, то есть гибко реагировать на потребности ребенка, творчески подходить к вопросу воспитания.
6. Умение создать атмосферу доверия, безоценочного принятия, психологической безопасности и равноправного сотрудничества.
7. Способность к саморегулированию, рефлексии, самооценке своего поведения как родителя.
Мы считаем, что компетентные родители будут выстраивать взаимоотношения с ребенком принимая во внимания его возрастно-психологические и физиологические особенности и потребности. Такие родители способны не только признавать потенциальные возможности ребенка, но и принимать его уникальность, индивидуальность и самостоятельность. Высокий уровень родительской компетентности будет способствовать открытому выражению со стороны родителей своих чувств и эмоциональных реакций в общении с ребенком, чувствительности к его переживаниям. С нашей точки зрения, компетентный родитель заинтересован в приобретении новых знаний и навыков эффективной коммуникации, взаимодействия с ребенком. Такой родитель отличается гибким, творческим подходом к воспитанию, способен признавать свои ошибки, саморазвиваться.
Таким образом, развитие родительской компетентности – одна из важных задач психолого-педагогического сопровождения. В процессе активного взаимодействия с родителями психолог может активизировать интерес к психологическим знаниям, с помощью методов активного обучения способствовать развитию умений и навыков построения эффективных и доверительных детско-родительских отношений. В результате обмена опыта с другими родителями в рамках специально организованных встреч появится возможность увидеть «другой взгляд» на ситуацию; возможность попасть в мир детства и тем самым стать ближе к собственному ребенку.