Психодиагностика учащихся как составляющая классно-обобщающего контроля
Конференция: XLI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Педагогическая психология
XLI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Психодиагностика учащихся как составляющая классно-обобщающего контроля
PSYCHODIAGNOSTICS OF SCHOOL STUDENTS AS AN ELEMENT OF SUMMATIVE ASSESSMENT
Elizaveta Gorbaneva
Psychologist, Secondary school №73 named after A. F. Chernonog, Russia, Voronezh
Аннотация. В статье рассматриваются методы применения психодиагностики учащихся в ходе проведения мероприятий классно-обобщающего контроля в общеобразовательной школе. Автором подобраны батареи методик для обследования психологической адаптации к обучению в школе первоклассников, для изучения уровня школьной тревожности и трудностей в детско-родительских отношениях у второклассников, для изучения психологической готовности к переходу в пятый класс выпускников начальной школы, а также для диагностики уровня психологической адаптации пятиклассников в среднем звене.
Abstract. The article is analyzing methods of psychological assessment in the course of summative assessment at the comprehensive school. The author applies a set of selected techniques to monitor and evaluate a variety of points , such as psychological adjustment of first-graders to school environment, levels of school-based anxiety and difficulties in parent-child relationships among second-graders, psychological readiness for transition of primary school leavers to middle school, a level of psychological adjustment of children to middle school.
Ключевые слова: классно-обобщающий контроль; психодиагностика; школьная психологическая служба; батарея методик; психологическая адаптация; тревожность; детско-родительские отношения.
Keywords: summative assessment; psychological assessment; school psychological service; set of techniques; psychological adjustment; school-based anxiety; parent-child relationships.
Внутришкольный контроль является главным источником информации и диагностики состояния образовательного процесса, результатов основной деятельности образовательной организации. Одной из форм внутришкольного контроля является проведение классно-обобщающего контроля.
Классно-обобщающий контроль, в свою очередь, позволяет получить информацию о состоянии образовательного процесса в конкретном классе или параллели.
Классно-обобщающий контроль позволяет комплексно исследовать уровень актуального развития учащихся, а также производить мониторинг качества преподавания и качества работы классного руководителя. Проблемно-ориентированный анализ по итогам четверти, полугодия или учебного года выявляет необходимость проведения классно-обобщающего контроля в той или иной параллели.
Предварительно педагогический коллектив знакомится с объектами, сроками, целями, формами и методами классно-обобщающего контроля в соответствии с планом работы школы. Итогом классно-обобщающего контроля могут являться педагогические советы, совещания при директоре, классные часы и родительские собрания [2].
Именно в рамках проведения классно-обобщающего контроля становится возможным реализация такого направления работы школьной психологической службы, как психодиагностика.
Обратимся к понятию психодиагностики, общепринятому в современной психологии.
Психодиагностика (англ. psychodiagnostics; от греч. psyche – душа + diagnosis – распознавание, определение) – наука и практика постановки психологического диагноза, т. е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. Объектом психодиагностики могут выступать навыки, умения, общие и специальные способности, динамические характеристики психических процессов, психические состояния, мотивы, потребности, интересы, черты личности и др. [1].
В соответствии с задачами школьной психологической службы, а именно, с необходимостью психолого-педагогического сопровождения обучающихся на переходных этапах их развития, приобретает актуальность проблема психодиагностики уровня психологической готовности к переходу в 1,5, 10 класс и, как следствие, проблемы адаптации в начальной, средней, старшей школе.
Наряду с процедурами классно-обобщающего контроля, которые проводятся представителями администрации образовательного учреждения, например: посещение уроков, анкетирование учащихся и их родителей, выборочная проверка тетрадей и т.д. существует практика проведения психологического исследования параллели и отдельных классов.
Рассмотрим вариант проведения психологической диагностики учащихся при проведении классно-обобщающего контроля в 1,2,4 и 5 классах на примере работы психологической службы МБОУ СОШ №73 им. А. Ф. Чернонога г. Воронежа.
Исследование уровня адаптированности как результата процесса адаптации первоклассников к обучению в школе находит отражение в следующей батарее методик:
- «Беседа о школе» Т. А. Нежновой,
- Проективная методика «Школа зверей» С. Панченко;
- Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой.
Особое внимание следует уделить интерпретации результатов проективной методики, которая обладает широкими диагностическими возможностями и дает школьному психологу информацию не только об уровне адаптированности учащихся, но и об их эмоциональном фоне, психологическом климате в классе и отношении к учителю.
Однако следует помнить об ограничениях всех проективных методик – субъективность их интерпретации, поэтому необходимо брать за основу общий вывод и корреляцию результатов всей батареи выбранных методик.
Следующий этап проведения групповой психодиагностики учащихся в рамках классно-обобщающего контроля – обследование второклассников. Главной целью на данном этапе представляется выявление уровня тревожности, связанной со школой, учебой, а также выявление тревожности в детско-родительских отношениях ребенка.
Решение данной задачи психодиагностики становится возможным благодаря следующей батарее методик:
- Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
- Проективная методика «Кактус» М. А. Панфиловой
- Методика незавершенных предложений «Когда я думаю о школе…».
Говоря о психодиагностике выпускников начальной школы, отметим, что запрос администрации к школьной психологической службе, чаще всего, формулируется около вопроса о готовности учащихся четвертого класса к переходу в среднее звено. При этом, особое внимание уделяют вопросам исследования самооценки учащихся, уровня притязаний на успех, сформированности у них морально-этических категорий и преобладающих мотивов учения.
В работе с учащимися четвертого класса могут быть использованы следующие методики:
- Анкета изучения уровня учебной мотивации Н. Г. Лускановой
- Методика «Учусь, потому что…»
- Методика изучения сформированности морально-этических категорий «Если бы я был волшебником»
- «Лесенка» В. Г. Щур.
Таким образом, последовательное применение в классно-обобщающем контроле психодиагностических процедур позволит обеспечить достаточно полное всестороннее психолого-педагогическое сопровождение учащихся в учебном процессе.
При переходе учащихся в среднее звено перед психологической службой ставятся новые задачи, а именно: сопровождение процесса адаптации пятиклассников к новым условиям обучения. В связи с этим, необходима диагностика уровня адаптированности как результата адаптации учащихся, возможной школьной дезадаптации и тревожности. В данном случае, батарея методик выглядит следующим образом:
- Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние М. И.Лукьянова, Н. В.Калинина (изучение школьной мотивации пятиклассников)
- Методика диагностики межличностных отношений (социометрия) Дж. Л. Морено
- Тест (опросник) школьной тревожности Филлипса.
По итогам классно-обобщающего контроля проводится совещание при директоре, на котором обсуждаются результаты проведенного психологического исследования, анкетирования учащихся и родителей, посещения уроков администрацией школы. На основе результатов исследования психологическая служба выявляет так называемую «группу риска» в каждой параллели. Далее происходит комплексная работа в триаде «психолог-классный руководитель-родитель», целью которой является нормализация учебной и воспитательной ситуации конкретного учащегося, разработка возможных вариантов коррекционно-развивающей работы с учащимся для снятия негативных проявлений поведения, повышения успеваемости и т.д.
На основании всего сказанного выше, мы приходим к выводу о том, что качество и эффективность мониторинга динамики психологического развития учащихся во многом зависит от систематичности проведения процедур психодиагностики, а также от степени согласованности этих процедур с формами внутришкольного контроля, реализуемыми администрацией образовательного учреждения. Подобная комплексная работа и анализ результатов исследований коллег позволит обогатить биографический материал, сведения об особенностях семейной ситуации, об особенностях учащегося и дополнить исследование, проводимое психологической службой школы.