Статья:

Психодиагностика учащихся как составляющая классно-обобщающего контроля

Конференция: XLI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Горбанева Е.В. Психодиагностика учащихся как составляющая классно-обобщающего контроля // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLI междунар. науч.-практ. конф. — № 7(41). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 79-83.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Психодиагностика учащихся как составляющая классно-обобщающего контроля

Горбанева Елизавета Владимировна
педагог-психолог, МБОУ СОШ №73 им. А. Ф. Чернонога, РФ, г. Воронеж

 

PSYCHODIAGNOSTICS OF SCHOOL STUDENTS AS AN ELEMENT OF SUMMATIVE ASSESSMENT

 

Elizaveta Gorbaneva

Psychologist, Secondary school №73 named after A. F. Chernonog, Russia, Voronezh

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы применения психодиагностики учащихся в ходе проведения мероприятий классно-обобщающего контроля в общеобразовательной школе. Автором подобраны батареи методик для обследования психологической адаптации к обучению в школе первоклассников, для изучения уровня школьной тревожности и трудностей в детско-родительских отношениях у второклассников, для изучения психологической готовности к переходу в пятый класс выпускников начальной школы, а также для диагностики уровня психологической адаптации пятиклассников в среднем звене.

Abstract. The article is analyzing methods of psychological assessment in the course of summative assessment at the comprehensive school. The author applies a set of selected techniques to monitor and evaluate a variety of points , such as psychological adjustment of first-graders to school environment, levels of school-based anxiety and difficulties in parent-child relationships among second-graders, psychological readiness for transition of primary school leavers to middle school,  a level of  psychological adjustment of children to middle school.

 

Ключевые слова: классно-обобщающий контроль; психодиагностика; школьная психологическая служба; батарея методик; психологическая адаптация; тревожность; детско-родительские отношения.

Keywords: summative assessment; psychological assessment;  school psychological service;  set of  techniques;  psychological adjustment;  school-based anxiety;  parent-child relationships.

 

Внутришкольный контроль является главным источником информации и диагностики состояния образовательного процесса, результатов основной деятельности образовательной организации. Одной из форм внутришкольного контроля является проведение классно-обобщающего контроля.

Классно-обобщающий контроль, в свою очередь, позволяет получить информацию о состоянии образовательного процесса в конкретном классе или параллели.

Классно-обобщающий контроль позволяет комплексно исследовать уровень актуального развития учащихся, а также производить мониторинг качества преподавания и качества работы классного руководителя. Проблемно-ориентированный анализ по итогам четверти, полугодия или учебного года выявляет необходимость проведения классно-обобщающего контроля в той или иной параллели.

Предварительно педагогический коллектив знакомится с объектами, сроками, целями, формами и методами классно-обобщающего контроля в соответствии с планом работы школы. Итогом классно-обобщающего контроля могут являться педагогические советы, совещания при директоре, классные часы и родительские собрания [2].

Именно в рамках проведения классно-обобщающего контроля становится возможным реализация такого направления работы школьной психологической службы, как психодиагностика.

Обратимся к понятию психодиагностики, общепринятому в современной психологии.

Психодиагностика (англ. psychodiagnostics; от греч. psyche – душа + diagnosis – распознавание, определение) – наука и практика постановки психологического диагноза, т. е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. Объектом психодиагностики могут выступать навыки, умения, общие и специальные способности, динамические характеристики психических процессов, психические состояния, мотивы, потребности, интересы, черты личности и др. [1].

В соответствии с задачами школьной психологической службы, а именно, с необходимостью психолого-педагогического сопровождения обучающихся на переходных этапах их развития, приобретает актуальность проблема психодиагностики уровня психологической готовности к переходу в 1,5, 10 класс и, как следствие, проблемы адаптации в начальной, средней, старшей школе.

Наряду с процедурами классно-обобщающего контроля, которые проводятся представителями администрации образовательного учреждения, например: посещение уроков, анкетирование учащихся и их родителей, выборочная проверка тетрадей и т.д. существует практика проведения психологического исследования параллели и отдельных классов.

Рассмотрим вариант проведения психологической диагностики учащихся при проведении классно-обобщающего контроля в 1,2,4 и 5 классах на примере работы психологической службы МБОУ СОШ №73 им. А. Ф. Чернонога г. Воронежа.

Исследование уровня адаптированности как результата процесса адаптации первоклассников к обучению в школе находит отражение в следующей батарее методик:

  1. «Беседа о школе» Т. А. Нежновой,
  2. Проективная методика «Школа зверей» С. Панченко;
  3. Анкета для оценки уровня школьной мотивации  Н. Лускановой.

Особое внимание следует уделить интерпретации результатов проективной методики, которая обладает широкими диагностическими возможностями и дает школьному психологу информацию не только об уровне адаптированности учащихся, но и об их эмоциональном фоне, психологическом климате в классе и отношении к учителю.

Однако следует помнить об ограничениях всех проективных методик – субъективность их интерпретации, поэтому необходимо брать за основу общий вывод и корреляцию результатов всей батареи выбранных методик.

Следующий этап проведения групповой психодиагностики учащихся в рамках классно-обобщающего контроля – обследование второклассников. Главной целью на данном этапе представляется выявление уровня тревожности, связанной со школой, учебой, а также выявление тревожности в детско-родительских отношениях ребенка.

Решение данной задачи психодиагностики становится возможным благодаря следующей батарее методик:

  1. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
  2. Проективная методика «Кактус» М. А. Панфиловой
  3. Методика незавершенных предложений «Когда я думаю о школе…».

Говоря о психодиагностике выпускников начальной школы, отметим, что запрос администрации к школьной психологической службе, чаще всего, формулируется около вопроса о готовности учащихся четвертого класса к переходу в среднее звено. При этом, особое внимание уделяют вопросам исследования самооценки учащихся, уровня притязаний на успех, сформированности у них морально-этических категорий и преобладающих мотивов учения.

В работе с учащимися четвертого класса могут быть использованы следующие методики:

  1. Анкета изучения уровня учебной мотивации Н. Г. Лускановой
  2. Методика «Учусь, потому что…»
  3. Методика изучения сформированности морально-этических категорий «Если бы я был волшебником»
  4. «Лесенка» В. Г. Щур.

Таким образом, последовательное применение в классно-обобщающем контроле психодиагностических процедур позволит обеспечить достаточно полное всестороннее психолого-педагогическое сопровождение учащихся в учебном процессе.

При переходе учащихся в среднее звено перед психологической службой ставятся новые задачи, а именно: сопровождение процесса адаптации пятиклассников к новым условиям обучения. В связи с этим, необходима диагностика уровня адаптированности как результата адаптации учащихся, возможной школьной дезадаптации и тревожности. В данном случае, батарея методик выглядит следующим образом:

  1. Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние М. И.Лукьянова, Н. В.Калинина (изучение школьной мотивации пятиклассников)
  2. Методика диагностики межличностных отношений (социометрия) Дж. Л. Морено
  3. Тест (опросник) школьной тревожности Филлипса.

По итогам классно-обобщающего контроля проводится совещание при директоре, на котором обсуждаются результаты проведенного психологического исследования, анкетирования учащихся и родителей, посещения уроков администрацией школы. На основе результатов исследования психологическая служба выявляет так называемую «группу риска» в каждой параллели. Далее происходит комплексная работа в триаде «психолог-классный руководитель-родитель», целью которой является нормализация учебной и воспитательной ситуации конкретного учащегося, разработка возможных вариантов коррекционно-развивающей работы с учащимся для снятия негативных проявлений поведения, повышения успеваемости и т.д.

На основании всего сказанного выше, мы приходим к выводу о том, что качество и эффективность мониторинга динамики психологического развития учащихся во многом зависит от систематичности проведения процедур психодиагностики, а также от степени согласованности этих процедур с формами внутришкольного контроля, реализуемыми администрацией образовательного учреждения. Подобная комплексная работа и анализ результатов исследований коллег позволит обогатить биографический материал, сведения об особенностях семейной ситуации, об особенностях учащегося  и дополнить исследование, проводимое психологической службой школы.

 

Список литературы:
1. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – Санкт-Петербург ; Москва : Прайм-ЕВРОЗНАК : ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 666 с.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, N 303, 31.12.2012.